Повидло

- Как вас зовут? Замужем?

Я стою на пороге трехместной палаты. В этой больнице нет условий, но отличные хирурги. Хирурги в моем случае важнее. Процесс знакомства, как в поезде дальнего следования, стремительный и бесцеремонный.
- Здорово, что ты к нам. Не старая, повезло. Пожилые, они храпят обычно. В холодильнике наша полка вторая сверху. А диагноз у тебя, если не секрет, какой? Пустяки или рак?
- Скорее, второе, я Татьяна, - мне сложно так быстро приспособиться к темпу беседы.
Тараторит девушка, которая представляется Людой. Ее кровать у окна. На вид около 30, обычное лицо, темные волосы собраны на резинку, одета в спортивный костюм, Люда говорит, постоянно поглядывая в планшет. Она напориста и проста в общении, дружит со всем отделением и знает все новости.

- Танечка, будете чай? Я Зинаида, - на ровно заправленной кровати сидит женщина, у нее лицо, которое кажется красивым от доброты глаз, много повидавших в этой жизни. Зина одета в красивый халатик, не дорогой, но опрятно- интеллигентный, даже кажется, что к этому халатику пойдет брошка. Ей за 60, волосы аккуратно убраны под гребешок, каких уже сто лет никто не носит. Она кажется интересным, умным человеком.
- Давайте на Ты, - спохватывается Людмила
- Конечно, - говорю я.
Садимся за стол пить чай. Жизнь свела нас в одной комнате на несколько дней и это упрощает общение. Конечно, на Ты.
- У тебя кружка есть?
- Нет
- Сейчас сгоняю, я там, на кухне всех знаю.

Зинаида шелестит пакетами. На столе появляется вышитая салфетка, заварочный чайник, коробка чая с травами и коричневая банка.
- Девочки, будете повидло из яблок? Я сама готовлю. С добавками разными, с корицей, с мятой.
- Ничего себе, выглядит аппетитно
- При онкологии сладкое нельзя, - Люда уже принесла мне чашку и мы садимся к столу.
- Тебя когда возьмут?
- Завтра
- И я завтра
- Ну вот, после наркоза я за вами присмотрю, мне завтра еще легче будет, - у Люды операция уже прошла.
- Я боюсь очень
- Зина, ну что вы, все будет хорошо. Дай Бог.
- Танечка, вы молодец. Правильно, не будем бояться. Сейчас таблетку снотворную дадут, а там уже и утро.
- Нет, ну что Вы опять. Разрешили же на Ты. Я тыкаю, а вы обе как в консерватории.
Мне становится весело, я пытаюсь понять была ли Люда хоть раз в консерватории. Перехватываю взгляд Зины, и мне кажется, мысль у нас одинаковая. Замолкаем. Вечер проводим в тишине, каждый со своими мыслями, страхами и молитвами.

Утром суета медсестер, трясущиеся руки, каталка и свет ламп в операционной. Очухиваемся к вечеру, в палате тишина, тихо мерцает Людин планшет.
- Ну, девчули мои, надо подниматься. – Рита, медсестра, ласковая и требовательная.
- Давай, Зина, тихонечко, без танцев мне сегодня.
- Господи, спасибо вам Риточка, спасибо, как бы я без вас.

Ко мне приходит муж, сестра, звонит дочка. К Зине никто не приходит.
- Зина тебе телефон подать? Позвонить родным хочешь, что все в порядке?
- Да мне особо не кому звонить, сестре надо в Новосибирск, но там разница по времени, завтра.
- Котик мой извелся весь, где мама, где мама, - у Люды сынишка, ему 3 года, она зовет его Котом.
- Зина, так может купить воды или чего принести, мои все равно поедут.
- Нет, что вы Танечка, я подготовилась. Я в больницу знаете, как собиралась, как на праздник. Халатик новый купила, чай вот, повидло взяла. Ой, кстати, я же и медсестрам захватила две баночки, надо не забыть отдать. Хорошие они здесь.

На следующее утро время делает свое доброе дело, мы становимся вполне самостоятельными. Жизнь в больнице течет медленно.
- Таня, а у тебя дети есть - расскажи.
- Ой, у меня смешно, дочке 23, а сыну 4. Такая вот история.
- Зина, а у тебя?
- Был, сынок Сережа, умер. 7 лет и два месяца как ушел от меня.
- Господи, простите.
- Да ничего, не извиняйтесь, отболело уже. Молюсь за него каждый вечер, на могилку езжу по праздникам, да и так когда. Сначала я, конечно, места себе не находила, сейчас полегче.
Зина не продолжает.Мы надолго замолкаем, думаем о детях.

Приходит врач.
- Тааак, красавицы. Давайте смотреться, кого домой отпускать будем. Такая очередь, надо койки освобождать.
- Ты, Людмила, собирайся тебя сегодня отпущу. Завтра приедешь сама на перевязку.
- Вас подержу еще, понаблюдаем денек.
- Так, ну тут тоже все хорошо, Зинаида Ивановна, завтра домой.
- Как завтра? Доктор, у меня еще болит все, - у Зины круглые и испуганные глаза
- Ну, что вы хотите, это ж операция, вырезали вон сколько, конечно будет болеть. Ну, поболит, и перестанет, дома то оно лучше заживает.
- Доктор, я просто собралась на две недели к вам, а тут три дня и все. Неожиданно как- то.
- Еще что, на две недели, зачем вы мне здесь. Слава богу, что три дня, все значит нормально. Собирайся,- хирург подмигивает и уходит.

Люда собирает свои вещи, говорит с мужем по телефону
- Да, сейчас приезжай. И мне неожиданно, но вот выписали. Конечно сейчас, говорю же, все бросай и приезжай. Твоя Родина постоянно в опасности, и днем и ночью. Жена у тебя одна, чуть не померла, вот это опасность, - отключает телефон и говорит уже нам:
- Военный он, служит. Начальник в штабе - хрен какой-то, все время на моем ездит. Но зарабатывает, конечно. Я то, в декрете сижу, да еще, блин, болезнь эта не дешевая. Шубу мне на день рожденья обещал, норковую, длинную. Теперь уже, какая шуба, все на капельницы.
- Да, болеть дорого, - мне лекарство одно прописали, поддерживающее так сказать, а оно стоит… как мост Большеохтинский.
- Зина, а вы кем работали.
- Я в институте, мы как раз мосты проектировали, - она улыбается совпадению, - как закончила, пришла в НИИ в 75м, там защитилась, оттуда и на пенсию проводили. С мужем тоже на работе, кстати, познакомились. Прожили вместе лет десять, потом разошлись. Я больше никого лучше его не встретила, а хуже не хотела. Он талантливый инженер, да и человек не плохой, но куда- то все делось за эти годы.
- Да ну их этих мужиков, не поймешь что им надо. Загулял, наверное, - Людмиле хочется определенности и конкретики.
- Может и загулял, но мне не сказал, расстраивать не стал. Да и какая разница.

Муж Людмилы звонит из машины, и она хватает свои пакеты.
- Ну, все, пока девочки. Здоровья всем. Хоть бы не увидеться больше, - она смеется.
- Людочка, подожди, возьми повидла баночку сынишке. Из натуральных яблок, без консервантов.
- Ой, нет. Спасибо большое, но я и так свое барахло не донесу. Рука не работает, а тяжесть, как из отпуска. Да у него еще и диатез, а если принесу – точно, сожрет. Ну все, пошла, увидимся еще, когда перевязываться приду.

Мы с Зиной выписываемся через несколько дней и разъезжаемся по своим жизням. На прощание, обмениваемся телефонами, не понятно зачем, скорее, чтобы друг друга не обижать.

Недели через три дома я перебираю аптечку, и взгляд падает на лекарство, дорогое, про которое говорили с Зиной. Мне его пить нельзя. Телефон находится быстро.
- Зина, здравствуйте. Я тут лекарство нашла, помните, мы говорили. Врачи сказали в моем случае не принимать. Вам не надо? - Да нисколько. Дай Бог, чтоб никому у меня не понадобилось. У меня три коробки. – Адрес знаю, на работу, с работы мимо езжу, заскочу – завезу. – Да не за что, вам спасибо, мне приятно.

Проходит еще две недели и я, наконец, появляюсь у Зинаиды на пороге.
Скромная, чистая квартира, круглый стол под скатертью с бахромой, шкаф, диван, телевизор, торшер. Ничего лишнего. Много книжных полок, где все заставлено вещичками и сувенирами. Здесь фарфоровый лось и стеклянная лошадь, пара икон, небольшая гравюра. Фотография мальчика и юноши, наверное, сын. Вазы без цветов, электронные часы- радио, отрывной календарь, тетрадка с записями от руки и вклеенными вырезками из газеты.
Зина радостно суетится.
- Танечка, спасибо большое, что зашла. И за таблетки спасибо огромное. Радость, какая. Сейчас чай заварю с травками. Повидло откроем, - Зина открывает шкафчик- кладовку. На пяти полках, аккуратно, ровными рядами, прижатые друг к другу, стоят коричневые баночки. На них надписи: яблоки 2013, яблоки- мята 2014, яблоки - корица 2015, яблоки 2016.
- Танечка, я вам повидло и с собой дам. Возьмете? У меня вон сколько. Это экологически - чистое все. Этими вот руками. У подруги дача в Сиверской, яблок там у них полно. Вот и варю, раньше Сереженьке нравилось.
- Зина, а берите свое повидло, да побольше и поехали к нам чай пить. Мои ведь, что угодно съедят, тем более Вы говорите, натуральное с добавками.
- Танечка, спасибо, - она садится, внезапно обессиленная. Вытирает лицо стареньким, но снежно белым полотенцем. – Спасибо тебе, хорошая, в другой раз, Даст Бог. Обязательно.

Вечером дома с дочкой мы пьем чай с Зининым повидлом. Я ей очень благодарна и абсолютно счастлива.


Рецензии