55. Я не для такой жизни рождена!
На одной из остановок в сторону Южного микрорайона в автобус нередко заходит молодая нанайка, продвигается вперед, если есть место, садится, а нет – стоит. Достает картонку с приклеенной фотографией ребенка и надписью огромными печатными буквами «Помогите кто может бедной женщине с ребенком». Но никто ни разу ей ничего не подал.
Нищих и попрошаек в те годы развелось видимо-невидимо. Ну, инвалиды и цыгане-таджички с детьми, везде сидящие и как во сне качающиеся, понятны – традиционные, а что других тянет вот так унизительно просить?
Ох, как не просто, или люди, привыкшие к подачкам и льготам, не представляют другой жизни?
Нанайка молода и привлекательна, но это пока не глянешь в глаза – в них злое тупое выражение и упрямое что-то, каменно-непробиваемое. Почему она в городе, а не в селениях своего народа? Впрочем, там еще хуже. А есть ребенок или нет и где он – это вопрос.
Факт – молодая и здоровая нанайка в городском автобусе попрошайничает. Ее не выгонишь – в автобусе не положено, но за целый день попрошайки всех мастей, шлюхи и проститутки, пьянчужки, бывшие и нынешние жертвы, дети и старые – проходят в надежде что-то выпросить.
Ее многие давно заприметили. Иногда она громко вслух ругалась, глядя по сторонам, что богачи все забрали: квартиры , работы, деньги. Она стала бедной, жить негде. Жилья вон сколько, а ей с ребенком и уголка не дают.
Такие разговоры никого не удивляют. Многие еще хлеще отзываются.
Однажды она разговорилась с немолодой пассажиркой, и стоящие рядом люди удивленно, наверное, слушали, как эта просящая милостыню женщина повторяла:
- Нет, не в деньгах счастье, не в деньгах.
- Так вы же деньги просите. В чем тогда?
-Ну, насобираю я денег, много иногда, а счастья мне нет. Какое же это счастье – вот так собирать деньги?
Действительно, вот так иметь деньги – вряд ли это не то что счастье, но и решение проблем.
Но если выпрашивают по каналам телевидения, если срочно-пресрочно на операции в местах, где не болеют, привыкаешь – выпрашивать и нищенствовать в богатейшей стране, и пусть на лечения – это уже не о попрошайках.
Кому-то выгодно – говорить о нехватке средств в бюджете и сурово пенять – сами, дескать, о себе беспокойтесь.
А как решат это люди?
Один с картонкой, другой с чем пойдет выбивать на жизнь?
Но это было давно – про тех, кто не работал, и потому не ел.
Ныне, что хочешь делай, чтобы есть….
Так или по-другому думали люди в автобусе, едущему по 90-м годам, по их ухабам и колдобам.
Соседка нанайки денег не нашла. Но пытается чем-то помочь.
- Выходите замуж, - советует сердобольная пассажирка.
- Да не живут со мною мужики. Не хотят. Поживут-поживут, да уходят. Бросают меня.
Слова, не тихие и откровенные, заставляют мужчин поднять на нее глаза и равнодушно их отвести.
- Вот как? Вы молодая еще, чего ж им вас бросать?
- Не знаю, чего им надо. Не знаю. Уходят и всё.
- А что ж вы себе работу не ищите? Не надо было бы и милостыню просить и на мужиков надеяться, а?
- Какую еще работу? Я ничего не умею! – вдруг сказала нищая голосом графини.
- Ну, уборщицей… посудомойкой… санитарочкой… Этих рабочих рук не хватает, здесь и образования высокого не требуется, было бы желание, легко освоитесь. - Голос терпеливый, мягкий, чтобы не обидеть.
Ну ответ был как звон разбитого стекла внезапно распахнутого окна.
Пассажирка заблистала глазами:
- Я? Я – уборщицей? Я выросла при Советской власти! Нам говорили, что все равны. А теперь, значит, им - все! А мне - уборщицей? Я к этому не приспособлена! И ничего этого не умею делать! Не хочу! Да и почему я должна санитаркой ходить, ихние горшки носить? Сдохну, а на такие работы не пойду. Санитаркой. Меня воспитали не на такую жизнь! – закончила разговор женщина.
Воспитанная на другую жизнь вновь, оскорбленно уже, повернулась лицом ко всем прочим, вероятно, воспитанным работать в эти годы где угодно, чтобы продержаться.
Замкнутое лицо, а на груди картонка с крупными буквами «Помогите…»
- Нет, это где же вам вбивали в голову, что вы на другую жизнь рождены?
Женщина молчала.
Все ошибки прежней жизни или подлость новой власти скрыты в ее и всеобщем положении и в этом каменном взгляде?
1997 г.
Свидетельство о публикации №217120400222
С уважением
Искандар
Заметки Географа 26.05.2021 12:09 Заявить о нарушении