Япона

ЯПОНА
(ударение на букву А)

СОНИНЫ РАССКАЗЫ
 

И я опять у Сони. Она — колясочница. Живёт в бейт аводе. Завидев меня, протягивает руки и радостно восклицает: "Вот и пришло моё солнышко!" Я обнимаю её. Она — в кресле. Ходит с ходунками по нескольку шагов через день и только на физиотерАпии, которую очень ждёт. Надеется, что сможет ходить самостоятельно.

Ей не терпится рассказать, что произошло со вчерашнего дня после нашего расставания.

- Вечером Саша приходил, в зимнем саду чай пила, настоящий, домашний. Он делает его особенным. А ночью муж приснился, а ещё, что Танечка (метапелет) ушла. Разволновалась очень. Ну, хорошо, что это сон только, - тут же делится со мной Сонечка .

И про меня всё интересно ей. И серёжки мои с голубым топазом заметила, и что к глазам подходят. Договорились, что когда дома окажется, свои бриллианты покажет мне. Так наши украшения мы называем. Но, говорит, что настоящие бриллианты видела только в музее, да и не жалеет об этом вовсе.

Рассказ "Про Соню", который посвятила ей, восприняла смущаясь, посчитав, что её достоинства преувеличены. Это, конечно, из необыкновенной скромности и интеллигентности.
 
Мне же так хочется запомнить всё, о чём она вспоминает. В её рассказах много интересного и поучительного. В то же время, это и момент истории страны, в которой жили, жизненные истории. Иногда она умолкает, и будто извиняясь, называет себя болтушкой. Но это вовсе не так и я, беря её за руку, убеждаю, что узнаю от неё столько нового, что скопилось за всю жизнь и сидит грузом внутри её сознания, и наконец, она может выговориться, освободить себя от переполняющих радостных и печальных воспоминаний.

Вокруг нас кипит обычная бейтоводовская жизнь, но мы увлечены. Я - вся внимание. Сонечка преображается, когда рассказывает. Она погружается в те давние события и  вовлекает меня в свои невыдуманные истории, и я уже тоже там, с ней, в её далёком прошлом.. . И мы уже не слышим, что делается вокруг. Морщинки на её живом лице немного разглаживаются, потому что эмоционально она проживает всё снова. И я представляю и вижу её той девчонкой и в то время.

Сегодня, вот, про ЯПОНУ рассказала. Прозвище тринадцатилетний мальчишка из их заводского посёлка Саввино получил за лицо, казавшееся плоским и напоминающим чем-то японца, которого, конечно, в жизни никто не видывал. Этот странный признак, видимо, вынырнул отголоском далёких исторических времён смешения евроазиатских кровей и достался бедному ЯПОНЕ случайно. Дразнилка легко прицепилась к нему на долгие годы, обидно заменив его настоящее имя, которое не помнили уже и не знали многие.
   
Мстил за это ЯПОНА всем подряд нещадно и был грозой не только сверстников, но и ребят постарше. И на глаза ему старались не попадаться. Мог сбить с ног, повалить, ударить, отобрать что-то без всякой причины.

В тот раз Соня увидела его, как только вышла из-за поворота. Он шёл навстречу со своей особенной гримасой и растопырив пальцы со словами:"СОФКА!СОФКА!". Ноги Сони подкосились. Присев и опершись рукой о, поросшую травой, тропинку, она завопила :"Ой!Ой!Ногу, ногу подвернула!" Но он уже был совсем рядом.

На ум пришёл всемирный спасительный аргумент:"Валентин! А ты, ведь, знаешь, что лежачего - то не бьют!" - с надеждой, изображая боль в повреждённой ноге, проронила Соня.

"А мне на это наплевать! Но как назвала-то ты меня сейчас, а ну, повтори, повтори!" "Ну, Валентин, а что?" "Вставай! Вставай! А ну, вставай"- и протянул ей руку. "Вот, теперь, никого не бойся. Тебя никогда никто не тронет. Поняла ?" "Поняла" - ещё не веря, что так всё хорошо обошлось, покорно проронила Соня, но и не поняв ещё, что спасло её, и за что получила охранную грамоту. . Она встала, и  на всякий случай, прихрамывая, пошла дальше. 

13 июня Соне исполнилось 14 лет, а 22 началась война. Рядом с посёлком Саввино взорвался склад боеприпасов. Тогда, много домов было уничтожено, в том числе и их дом. Сначала эвакуировались в посёлок неподалёку, а потом выехали в Казахстан.

С подружками переписывались. От них и узнала, что ЯПОНА сбежал из дома, чему мать  была рада, прибился к военной части, научился водить мащину и исчез на долгие военные годы. Но всему приходит конец и войне тоже. Семья Сони вернулась из эвакуации. Тянуло побывать в любимом Саввино. Туда и отправилась однажды.

Трудно было глазам поверить, потому что, как в тот раз, по дороге навстречу шёл тот самый ЯПОНА. Военная мужественная выправка и две медали на гимнастёрке. Соня не разбиралась в них, но была уверена, что они заслужены. Он шёл и улыбался. И эта, немного смущённая улыбка, выражала неподдельную радость и готовность обнять весь мир и делало его лицо неотразимым.

Да!Это был ЯПОНА, наш, ЯПОНА- гроза всей округи! И он, ускорив шаг, счастливо повторял:"СОФКА, СОФКА! Ты ли это?" А Соня смотрела на его боевые заслуги. "Ты удивилась?"-cпросил он. "Нет, я обрадовалась, обрадовалась я!"
 
А ты знаешь, ты знаешь... И про это рассказал он. Там, на фронте, стоял у своей машины на железнодорожном переезде. Пережидал, когда путь освободится. И вдруг, из проходящего эшелона услышал пронзительное: "ЯПОНА! ЯПОНА!"
 
Даже лязг колёс по рельсам не мог заглушить этот невероятный по силе крик, но который звучал всё тише и тише, пока товарный состав совсем не скрылся. Рядом был фронт. ЯПОНА стоял потрясённый. Кто-то из Саввинских ребят узнал его и обидная кличка ЯПОНА, за которую так яростно мстил в детстве, теперь для него прозвучала как волшебная музыка, которую он хотел слушать и слушать бесконечно.

А сейчас на дороге в Саввино перед Софой стоял солдат-ВАЛЕНТИН-ЯПОНА. Он был жив. Он вернулся с войны. Для него начиналась новая жизнь и впереди его ждало ещё много радостных и интересных встреч!


Саша - сын Сони
Таня - метапелет Сони      
Метапелет - работник по уходу   
Бейт авод - спец. дом, в котором живут люди с ограниченными возможностями

На фото:я(слева)и Сонечка(справа)
 


 


Рецензии
Здравствуйте, Тамара Петровна!
Не заглядывала давно к Вам, а тут
столько новых рассказов. Рада Вашему возвращению
на сайт. Рассказ такой добрый и написан вашим
лёгким и удивительным слогом.
Хорошо, когда рядом такой любящий человек, как Соня.
Здоровья вам, милые и хорошие!
Обнимаю,

Татьяна Завадская   07.12.2017 09:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.