Брюгге, Амстердам
Рано утром следующего дня наш корабль уже заходил в бельгийский город-порт Зебрюгге (Zeebrugge). К счастью погода была хорошей, солнечной, немного прохладной (10 С), что, в общем-то, нормально для начала мая. Удивили меня идеальный порядок в порту, светофоры на путях к стоянкам кораблей, аккуратно сложенные камни-водорезы, повсеместно возвышающиеся ветряки - ветроэнергетические установки. На многочисленных причалах под разгрузкой или погрузкой стояли грузовые корабли. Оказалось, через порт Зебрюгге проходит более 50 миллионов тонн грузов в год. Это самый современный в Европе большой порт, расположенный невдалеке от города Брюгге в провинции Западная Фландрия. Город во время Первой и Второй мировых войн был оккупирован немецкими войсками, порт они использовали как базу подводных лодок.
Зебрюгге, где остановился корабль, небольшой город, где живут моряки и рыбаки. Нам посоветовали посмотреть расположенный примерно в 10 км известный в туристическом мире средневековый город Брюгге. Чтоб побольше увидеть за отведенное нам время, мы еще на корабле купили экскурсию. Экскурсия называлась “Романтический Брюгге”. С погодой повезло, настроение было отличное. Автобус мчал нашу группу по шоссе, вокруг простирались привычные глазу сельские пейзажи. Вот большой зеленый луг, на котором пасутся коровы. Рядом ферма с силосными башнями. На протяжении пути бросались в глаза высоченные ветроэлектростанции – современные ветряные мельницы. Сложилось впечатление, что их здесь сотни.
Брюгге
В Брюгге мы вышли из автобуса, начиналась пешеходная экскурсия. Рядом оказался большой старый парк, приятно было видеть свежую весеннюю листву, цвели каштаны. Аккуратно подстриженные кусты, яркие тюльпаны всевозможных форм и расцветок. Подумалось, еще не Голландия, а уже целые поля тюльпанов! И какое разнообразие! Через мостики мы переходили каналы, со всех сторон дорожку обступали озера, по берегам старинные замки, в одном из них устроили кафе. Поражало обилие средневековых строений, тут и древние стены, и ворота с башнями, и каменные мосты. Все дышит стариной, романтикой. Самый старый мост без изменений стоит уже несколько столетий, и сегодня по нему медленно идут толпы туристов, им приходится немного тесниться, чтоб пропустить идущих навстречу. По узким улочкам центра автобус не пройдет, поэтому многие экскурсии едут на каретах, запряженных лошадьми. Обратил внимание на симпатичную девушку, сидящую на кОзлах, что-то рассказывающую экскурсантам. Через какое-то время мы проходили по одной из улиц возле знака, где поят лошадей. Об этом говорила скульптурная композиция - темная гранитная чаша с фонтанчиком и изображением лошади. Там была и та девушка, я узнал, она увлеченно с кем-то беседовала, а ее лошадь пила воду. Но почему-то не из той каменной поилки-памятника, а из своей собственной-переносной.
Все знают, что Бельгия знаменита пивом и шоколадом. Брюгге также предлагает эти продукты повсеместно и в изобилии. Благодаря нашему прекрасному экскурсоводу Анни, мы были в курсе современных и прошлых событий тех мест, по которым шли. Всем нам выдали приемники с наушником, так что можно было отходить на значительные расстояния и слушать ее рассказы. Мне это было важно, я часто задерживался для фотографирования. Завороженный красотой и древностью города, я наснимал около полутысячи фото. К сожалению, формат портала Прозы.ру привести эти фотографии не позволяет.
Издалека с разных мест города видна готическая церковь Нашей Леди Брюгге (Our Lady Bruges). Утверждают, это самая высокая церковь в Европе, она 122 м высотой, построена в XIII-XIV веках. Занимает второе место в мире среди самых высоких кирпичных церквей. Невдалеке от нее Базилика Святой Крови (Holly Blood), сооруженная еще в XII веке. В центре города на площади расположена Ратуша (Town Hall) - очень красивое старинное здание, здесь же работают музеи, например, Сальвадора Дали, музей пожарных и др. Построенная в 1421 году, ратуша является одним из самых старых сохранившихся гражданских зданий Фландрии. К ратуше примыкает церковь, золоченые фигуры на которой столь красивы, что, кажется, их можно рассматривать бесконечно. Далее мы вышли на Маrket Place - рыночную площадь, фото которой обычно является визитной карточкой города.
Интересной была и водная экскурсия на открытом катере. Капитан большой моторной лодки, вмещающей всех туристов нашего автобуса, показал нам город с воды. Уже знакомые нам здания смотрелись по-другому. Цветущие кусты сирени по берегам, кустики цветущей земляники в расщелинах между камней на мостах и стенах каналов, целующаяся парочка, две девушки, сидящие на подоконнике, свесив ноги над водой, машущие нам руками, скульптурные композиции... – все это и сегодня вспоминается с теплом.
Еще до начала нашего путешествия через океан мы узнали, что в одной из церквей города находится работа великого Микеланджело. И когда экскурсовод дал группе 40 минут свободного времени, мы, уточнив дорогу, помчались ее искать. Знаменитая скульптура находится в той высоченной католической церкви Нашей Леди Брюгге. Мы очень спешили, но пришлось все же постоять в очереди, чтоб купить билет. Для пенсионеров билеты стоили дешевле. Скульптура Мадонна с младенцем - первая работа Микеланджело, проданная за пределы Италии. Интересно, что Мадонна не смотрит на сына - Иисуса, она грустно и задумчиво глядит в сторону, как будто ей открылась предначертанная ему судьба.
Тем временем в нашей группе кто-то пил пиво, кто-то кофе, кто-то ел и отоваривался шоколадом, ходил по магазинам. Мы ничего этого не успели, я даже не успел отправить письма друзьям из какой-нибудь пивной… Но мы увидели шедевр, почувствовали его святость, божественность, соприкоснулись с вечностью. Потому о пиве не сожалею и о шоколаде тоже. В целом город удивил своей красотой, историей и архитектурой, впечатления сохранились на годы, экскурсией остались очень довольны.
Амстердам
Уже вечер, мы на корабле плывем в Голландию в Амстердам. В море проходим вдоль стоящих в воде великанов - десятков и сотен ветряков. Все вращаются, вырабатывают энергию. Даже не знаю бельгийские они или голландские. Береговых огней не было видно, похоже берег далеко. Посмотрел на карту монитора, оказалось мы находились примерно в 100 км от побережья. В Амстердам должны прийти поздно ночью, а утром мы запланировали обзорные экскурсии на автобусе и катере. Погода опять не способствует прогулкам, везде холодно и сыро. Это предпоследняя остановка нашего длинного круиза. Последней для нас будет Копенгаген, куда мы прибудем через два дня 5 мая. Я слышал, там сегодня выпал снег.
Амстердам - родной порт нашего корабля Зайдердам, ведь название круизной линии - Холланд Америка. С утра погода была мрачная, около 10 С, слава Богу, дождя не было. Еще в терминале порта нас встретили с музыкой, играл оркестр, человек 20 пенсионеров, было приятно. Еще приятнее оказалось, что здесь работает нормальный интернет, и я сразу отправил заготовленные письма. Но у нас были билеты на экскурсии, и мы задерживаться не могли.
Как нам объяснили, экскурсии начинались с центрального городского вокзала примерно в километре от стоянки корабля. Но даже полицейские не знали, где посадка на экскурсии хоп он-хоп оф (вошел-вышел). В десятках мест стояли, уходили и приходили лодки, катера, паромы… Кругом толпы людей, вокзал же. Пока искали свой катер, мы потеряли друг друга. А времени знакомиться с Амстердамом было всего несколько часов, обидно, что часть так бездарно потратили. Хорошо, что везде можно найти интернет, мы с женой смогли в конце концов связаться по Вайберу. Жена потом не выдержала и пожаловалась в экскурсионное бюро, где мы купили билеты, нам прислали извинительное письмо с обещанием постараться это неудобство нам материально возместить. Видно не очень они старались, не возместили.
Наконец-то мы плывем на экскурсионном катере. Большие окна, хороший обзор, удобные сиденья. Работает интернет, подключив наушники к зелененьким коробочкам у окна, можно слушать рассказы электронного экскурсовода на любом из 19 языков, есть и русский. Услышали много информации о городе, его истории, о достопримечательностях, мимо которых проплывали. По пути катер останавливался, кто-то выходил, кто-то садился. К сожалению, выйти у нас не было достаточно времени, а интересных мест было предостаточно.
Дома вдоль каналов 3-4-х этажные, аккуратные, окрашенные в разные цвета, узкие фронтоны немного наклонены вперед, у большинства наверху подъемные устройства. Нам объяснили, что в старые времена товары для торговли загружались через окна, да и сейчас их используют, когда затаскивают в дом мебель и крупные вещи. Вдоль стен каналов стоят сотни плавающих домов - небольшие старые корабли, баржи, лодки... Многие с виду весьма неказистые. Но оказалось, жить в них недешево. Они подсоединены к электричеству, водопроводу, канализации. За парковку надо немало платить. А самим домам-лодкам плавать запрещено, и так, по каналам интенсивное движение. Да и жить тут неспокойно из-за движения катеров, особенно по большим праздникам, например, в День Рождения короля, который отмечался недавно*.
Обратили внимание на высокую башню с большим крестом. Это Вестеркерк (Западная церковь). В этой старинной протестантской церкви похоронены многие известные люди. Говорят, что здесь покоится Рембрандт, его возлюбленная и их сын. Жаль, мы не нашли времени туда зайти, вход бесплатный.
Несколько тысяч зданий в городе считаются историческим достоянием государства. Люди, которые в них проживают и являются собственникам, не имеют права что-либо менять. Даже при ремонте нельзя менять цвет, планировку и пр. Все здания стоят на деревянных сваях, некоторые уже подгнили, отдельные здания немного перекошены, но люди в них живут. Каналов много, они пересекаются, сливаются друг с другом. В этом смысле Амстердам похож на Венецию, хотя в Венеции больше мостов. В Амстердаме их тоже много, как нам рассказывали, их 285.
Вся жизнь города проходит возле каналов. Они соединены с Северным морем через прорытый длинный и широкий судоходный канал. По нему шел сюда и наш корабль. Для этого пришлось пройти шлюз. Уровень воды в каналах города на 1,5 м ниже, чем уровень моря, поэтому шлюз делает его независимым от морских приливов-отливов. Сваи домов из древесины, чтоб не гнили должны быть покрыты водой и уровень не должен понижаться. К поддержанию нужного уровня воды относятся очень серьезно. Даже король детально разбирается в этих вопросах.
Выйдя из лодки, мы поспешили на экскурсионный автобус, ведь осталось всего 3 часа до отплытия. В автобусе имелся такой же, как на катере, электронный гид-переводчик и интернет. Со второго этажа автобуса снова обратили внимание, как много здесь велосипедов. А машин видим гораздо меньше, чем, например, в Минске. Я уже не говорю про Москву. Среди преступлений на первом месте стоит кража велосипедов. Повсеместно видны специальные велосипедные парковки, даже на воде на барже я видел такую.
Невозможно в рамках короткого репортажа написать обо всем, что мы видели. Вот мы проехали ворота для торжественного въезда в город. По назначению они использовались только однажды: Наполеон Бонапарт въезжал через эти ворота в город в карете, запряженной белыми лошадьми. Через несколько минут автобус остановился возле здания всемирно известной пивоваренной компании Хейнекен, группа людей пила пиво возле входа, многие экскурсанты соблазнились и тут же вышли из автобуса. Говорят, в городе разрешено пить пиво даже детям. Еще через некоторое время автобус остановился возле большого здания с надписью Дом бриллиантов. Здесь традиционно ведется обработка алмазов, там же предлагают купить дорогие украшения. Многие дамы с корабля в сопровождении своих мужчин взяли туда специальную экскурсию. Как там поется: “лучшие друзья девушек бриллианты…?"
Несмотря на дефицит времени, мне все же хотелось познакомиться с Кварталом красных фонарей, ну хоть заглянуть туда. Жена моя не возражала, она раньше уже бывала тут. Даже мой внук с ней здесь прогуливался, когда ему было 3 года. Мы успели пройтись лишь по двум улочкам, таким узким, что не только автомобили, но и два человека с трудом могут разминуться. Там в окнах, точнее в застекленных дверях, себя демонстрировали представительницы самой древней профессии. Эти улочки найти нелегко, они в стороне от больших дорог, вначале мы даже прошли мимо. Пришлось расспрашивать местных жителей.
Все же некоторое представление о Квартале я получил. Все девушки, которых увидел, а их было около десяти, молодые и красивые. Фигуры восхитительные. В большинстве улыбчивые, приветливые. Я останавливался рядом с некоторыми, улыбался и махал им рукой, они мне через стекло отвечали тем же. Очень приятные девушки во всех отношениях. Но они были частично одеты, правда такие мини-бикини даже на пляже, не увидишь. У них были одеты не купальники, а легкое красивое мини-белье. Одна девица была еще в черных чулках. В общем, приятно посмотреть. Но это ж была середина дня, мне кажется, вечером там еще интереснее. Некоторые окна-двери были зашторены. Мне сказали, что там клиент. Не приценивался, но, говорят, цены за услуги огромные – тысячи евро. Над окнами-дверями висят небольшие красные фонари и большая надпись “Снимать запрещено”. Пришлось спрятать камеру подальше, лучше не иметь неприятностей. Спешили, ведь корабль уплывает уже через полчаса, а еще идти до него минут 15-20.
Покидая родной город, корабль прощался с ним протяжными гудками. Паромы, буксиры и другие корабли отвечали ему. Люди, дети на берегу, на лодках и кораблях на прощанье махали нам и нашему огромному кораблю. Дальше пошли мы по каналу, о котором я уже рассказывал, в Северное море. По пути видели много интересного, мне, например, понравилась старая подводная лодка, ремонтные доки, оригинальные здания и сооружения вдоль канала. Интересно было рассмотреть шлюз, который много лет защищает город от воды, в этом круизе мы же уже видели несколько шлюзов Панамского канала**.
Конечно, Амстердам - великолепный город, красивый, большой, интересный… Но побыли мы тут мало. Поездка дала только самое поверхностное представление. Думаю, и двух недель не хватит, чтоб с ним познакомиться. Это как Санкт Петербург в России. Тоже много музеев, церквей, театров. Но в Амстердаме есть много своего интересного, необычного, непознанного. Например, кофешопы, где можно покурить марихуану, отведать кофе с пирожными, начиненными гашишем. Многих привлекает ночная жизнь города, думаю для нас многое было бы в новинку. Хорошо бы туда еще съездить, разобраться поглубже.
На фото сверху: Брюгге, на улице города, видна церковь Нашей Леди; Рыночная площадь.
Внизу: Амстердам, в терминале порта; канал, лодки-дома, Западная церковь.
* Часть 3. http://www.proza.ru/2017/09/13/190
** Часть 4. http://www.proza.ru/2017/09/21/1883
Окончание: http://www.proza.ru/2018/02/22/1721
Свидетельство о публикации №217120400255
Очень Вам благодарна за Ваш репортаж! Он позволил мне окунуться в атмосферу приятного проведения времени, пребывая в тех краях.
Жаль только, что я не была в католической церкви Нашей Леди Брюгге...
Да и всё бегом-бегом...
С глубоким уважением,
Валентина Лысич 14.05.2019 07:22 Заявить о нарушении
Я стал писать репортажи почти сразу после возвращения, хотя мы тогда посетили так много городов и мест, что приходилось напрягать память. Последний город был Копенгаген, где мы провели 3 дня. Вспоминать все памятные места помогали фотографии.
С уважением и благодарностью,
Владимир Кожин 3 14.05.2019 21:39 Заявить о нарушении
Куда хотела бы съездить - в Грецию, в Метеоры, и... посмотреть фьорды в Норвегии...
Валентина Лысич 15.05.2019 06:12 Заявить о нарушении
С уважением,
Владимир Кожин 3 15.05.2019 17:43 Заявить о нарушении