3. Доковый ремонт во Владивостоке
(Предыдущее см.http://proza.ru/2017/12/04/285 )
В конце 1961года мы стали в доковый ремонт на один месяц во Владивостоке. Днем весь экипаж, в том числе офицеры, за исключением командира, старпома и замполита работали наравне с матросами и старшинами на чистке и покраске корпуса, цистерн. А по вечерам времени зря не теряли. Вот уж где отвели душу, как говорится, особенно мы, молодые офицеры-холостяки, (впрочем, не только). Успехом у женщин в городе, в Доме офицеров, в ресторанах мы пользовались огромным, приключений всякого рода было предостаточно. Однажды, например, мы с Юрой Победоносцевым были со своими дамами в ресторане. Из-за них, как это бывает, с нами полезли в драку несколько гражданских парней. Пришлось дать им отпор. При этом с обеих сторон в драку ввязались другие посетители ресторана, поскольку там были и флотские офицеры, и друзья гражданских. Летали и столы и стулья. Так что было на что посмотреть. Администратор ресторана вызвал комендантский патруль. К счастью, всё обошлось – нас успели спрятать от патруля официантки и вывели потом через черный ход.
Однако при этом мы неукоснительно придерживались не только требований Корабельного устава, но и старого неписаного флотского правила: как бы ты ни проводил время на берегу, в каком бы состоянии к утру не оказался, ровно без четверти восемь утра ты должен стоять в строю на подъеме Флага. Сам, или с помощью товарищей, но стоять! После подъема Флага, найти в себе силы спуститься вниз в свой отсек, провести осмотр и проворачивание оружия и технических средств, (святое дело), и только потом, если повезет, найти возможность где-то поспать часок-другой. Но чтобы о том никто из начальства не знал. Только вот во время ремонта в доке это, практически, невозможно - все на виду, отлынивать от доковых работ в среде моряков не принято.
И еще одно в связи с последним, мне кажется, надо сказать. Тоже негласно, делом чести считалось иметь в полном порядке свою группу, боевую часть. Как бы ты там, на берегу, ни веселился, как бы ни ругал в разговорах море и службу, (модно среди молодых офицеров), но гулянки и разговоры одно, а дело другое. Прежде всего, в зависимости от него соответственно к тебе относятся сослуживцы. И командование, и офицеры, и матросы. Причем выражается это не в словах. Это чувствуется на подсознательном уровне, даже если с тобой и здороваются, и говорят на разные темы, как будто так же, как со всеми. Уважение или неуважение чувствуется всегда. Например, командира электронавигационной группы Геннадия Студенецкого, как классного штурмана, уважали, особенно в среде офицеров, куда больше, чем его командира боевой части.
В связи со сказанным вспоминаются такие моменты. Во время того самого докового ремонта, о котором речь, ушел в отпуск мой командир БЧ-2-3 . Разумеется, я остался за него. На мои лейтенантские плечи легла ответственность за организацию и проведение докового ремонта ракетного и торпедного комплексов. (Помимо работ по чистке и окраске корпуса и цистерн, о чем я говорил выше). Такой ремонт проводится в доке неукоснительно, и он очень важен, поскольку часть работ невозможно произвести на плаву. Чем я и занят был так, что стало не до гулянок. Однажды для ремонта не хватило каких-то запасных частей. Поехал на флотские склады – нет, говорят. Недолго думая, сажусь, пишу список всего необходимого и дую прямо в штаб ТОФ, благо он здесь же, во Владивостоке. С помощью ссылок на необходимость ремонта «новейшего сверхсекретного ракетного комплекса» и нахальства пробиваюсь в кабинет к самому Командующему Подводными силами ТОФ контр-адмиралу Л. Хияйнену. (Если честно, всё-таки, было страшновато). Тот встретил меня с удивлением:
- Лейтенант, а ты зачем и как ко мне попал?
Я выложил ему всё, как есть, что стоим в доке, для ремонта ракетного и торпедного комплексов нехватает запчастей, комплектующих.
- А на складах ты лично был?
- Был, конечно, но там сказали, что таких запчастей нет.
- Да? Ну-ка быстренько напиши мне на бумаге, что тебе надо.
- Так вот она!
- Давай сюда!
И написал свою резолюцию на ней, такую, что сам начальник склада позаботился, чтобы всё нашли и даже доставили на корабль.
Ремонт был закончен в срок и в полном объеме. После этого случая я начал ощущать, что мой авторитет среди товарищей и подчиненных заметно приподнялся.
Потом еще один случай. Старпом, Валентин Федорович решил поручить мне изготовить и доставить на корабль специальный брезентовый чехол на ракетные контейнера. Того потребовал Особый отдел для маскировки «Сов. секретного ракетного комплекса» от любопытных глаз. А это было не так-то просто сделать. Во-первых, необходимый брезент, да еще такого огромного размера надо было где-то найти. Потом еще найти, кто и как его мог бы превратить в чехол надлежащего вида с возможностью закрепления на контейнерах. Ну и как-то доставить его на корабль. Начинать пришлось буквально с нуля. Никто ничего не знал, и помочь не мог никак. Не буду долго рассказывать, как удалось найти такой брезент на складах, потом парусную мастерскую, и того, кто должен был выдать в мастерскую заказ и деньги. Эскиз чехла, его конфигурации, креплений сочинил сам. И кода чехол был готов, нашел машину, (мне помогли только погрузить его), и привез чехол на пирс. Старпом был в полном восторге, друзья одобрительно улыбались. А вот командир, Бочаров, и здесь, почему-то, состроил недовольную мину. Загадка!
Не хотел бы, чтобы сказанное выше можно было бы счесть за какое-то бахвальство, что ли. Просто действовал по известному принципу: «Кто хочет сделать дело – ищет способы. А кто не хочет – ищет оправдания». Впоследствии, испытанное на личном опыте, давало мне моральное право того же требовать от подчиненных. А визит к Командующему Подводными силами ТОФ показал, что ничего страшного в высоких кабинетах нет, там такие же люди, способные тебя понять и помочь. (В этом, как позже показала жизнь, я ошибался. Мне просто повезло – попался настоящий моряк, подводник, умный человек. Везло, к сожалению, не всегда).
P.S. Добавляю намного позже: каким же я был тогда наивным! На складах, если бы я захватил с собой бутылку "шила" (так называли спирт для чистки контактов в приборах и ухода за другими их частями), запчасти нашлись бы сразу. А при изготовлении чехлов для ракетных контейнеров с тем же самым "шилом" всё было бы проще и легче.
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/04/300
Свидетельство о публикации №217120400304
А вот то, что Ваш Бочаров состроил недовольную мину, - это и ревность, и даже зависть, и сомнение. Вплоть до "а где он взял спирт?" (Люди частенько завышают самооценку). А может, командир опростоволосился, сказав кому-то "у него не получится). Или ещё проще: за минуту до этого командир вдруг почувствовал "никчёмность своего бытия", а тут молодость, задор, почти подвиг. "Чужая душа потёмки". И я сталкивался с таким отношением, понимаю Ваше недоумение, Альберт Иванович. Зато такие деяния продлевают жизнь.
Владимир Георгиевич Костенко 03.04.2024 09:55 Заявить о нарушении
Альберт Иванович Храптович 03.04.2024 18:15 Заявить о нарушении