Глава VI. 1. Первые атомные на Камчатке

        (Предыдущее см. http://www.proza.ru/2015/11/09/1303)

        Где-то в середине августа 1963 года, по некоторым сведениям,  к нам на Камчатку должны были придти первые атомные подводные лодки. Многие из нас, кто с любопытством, кто с тревогой временами посматривали в сторону входа в нашу бухту Крашенинникова – атомные ведь, что ждать от них в бухте и посёлке?!
        И вот в один из дней из-за мыса Входной показалась первая из них, «К-122», лодка с крылатыми ракетами 659 проекта под командованием капитана 1 ранга Смирнова В.В.  Непривычно большая, можно было бы сказать, огромная, да еще окрашенная в черный цвет! (Наши дизельные были зелеными). Чуть позже, с Северного флота пришли еще две. Первой из них, ракетной, 658 проекта, командовал капитан 1 ранга Михайловский А.П. , второй 627 пр. торпедной – капитан 1 ранга Дубяга. (За переход подо льдами оба получили звания Героев Советского Союза)..

         Разговоров в посёлке и среди подводников, особенно в первое время, только и было, что об атомоходах, как их сразу прозвали. Обсуждали возможные проблемы с радиацией, с рыбой в бухте,(как выяснилось позже проблем в этом плане не возникло), но больше всего, конечно об условиях службы на них. Все полагали, и конечно не без оснований, что служат там особо отобранные и специально подготовленные люди. К ним соответственно относились, прощая то, что нам, подводникам дизельных подводных лодок вряд ли простили бы. Они это чувствовали и позволяли себе и выпить, и побуянить на берегу, без опасений, что снимут с должности – заменить-то их было некем. Во всяком случае, так считалось. Ну и, конечно, один отпуск у них, тогда чуть ли не в три месяца, чего стоил!  А возможен он был потому, что для атомной подводной лодки был предусмотрен второй экипаж, равноценный по составу и уровню подготовки первому. Так что один из них, отработав свои задачи  в море, мог спокойно сдать корабль другому и уйти в отпуск.
         Специально для размещения их экипажей откуда-то пригнали  финской постройки плавказарму, (ПКЗ), с коврами в коридорах на всех палубах, отличными каютами для офицеров и сверхсрочников, кубриками для матросов и старшин, душами, умывальниками в каютах. В общем, служба на атомоходах  сразу была оценена престижной, но для нас, подводников с дизелей, трудно достижимой.

         И вот на одной из них, «К-122», заболел и был списан по здоровью  капитан 3 ранга Варюхин, командир БЧ-3. (Такие весьма высокие звания там полагались для командиров БЧ). Возникла проблема – кем заменить? Тем более, что замена требовалась немедленно, кораблю предстоял выход в море на выполнение ряда курсовых задач. Вызывать кого-то из специальных, созданных для подготовки экипажей атомных подводных лодок Учебных центров, времени не было. Командованием было принято решение заменить его одним из командиров БЧ-3 с дизельных подводных лодок своей дивизии. Разумеется, это должен быть кто-то лучший из лучших, это же такая честь и такая ответственность!
 
               Я в то время был не командиром БЧ-3, а всего лишь командиром группы. Правда уже старшим лейтенантом, с достаточным опытом службы и боевой подготовки, давно допущенным к самостоятельному управлению Боевой частью и несению вахты, но, всё же, командиром группы. Так что надеяться на такое назначение, конечно, не мог, и о том даже не думал. И что же?  Абсолютно неожиданно, командование эскадры выбрало… меня! Я был просто поражен и обескуражен. Ведь достойных, опытных офицеров старше меня в эскадре было много.

               После некоторого размышления, понял в чем дело. Решающую роль сыграло, по всей видимости, то, что я служил на «новой ракетной», с ракетами «П-5», (такими же, как на «К-122», но там их было шесть). Такая дизельная подводная лодка здесь была только одна, наша «С-44». Ну а поскольку я устройство ракет и боевое применение в ходе сдачи зачетов на самостоятельное несение ходовой вахты и дежурства по кораблю изучал, в ракетных стрельбах так или иначе участвовал, видимо, потому выбор пал на меня. Впрочем, как я уже упоминал, и флагманские специалисты, довольно часто проверявшие нас, уже могли узнать и оценить и меня, и мою службу.
               И мне вспомнился кадровик из Отдела кадров ТОФ. Оказывается, вольно или невольно, он мне сослужил добрую службу. Действительно, правду говорят, что ни делается – всё к лучшему. Или: «Пути Господни неисповедимы». Больше того, впоследствии я не раз мысленно благодарил кадровиков и судьбу за то, что пришлось начать службу на дизельной подводной лодке. Именно там, на "дизелях", фактически, моряки становятся подводниками по-настоящему.

              Я, конечно, предложением командования был польщен и обрадован. Вот так, неожиданно сбывалась курсантская мечта служить на атомоходе. Конечно же, дал согласие, и вскоре Командующий ТОФ  подписал приказ о моём назначении командиром БЧ-3 на «К-122».

                Продолжение:   http://www.proza.ru/2015/11/09/1313


Рецензии
Хороший поворот. Жму зеленую.

Марина Славянка   08.02.2024 05:00     Заявить о нарушении
Просто ще раз подтверждается простая истина:"Везёт тем, кто везет!".

Альберт Иванович Храптович   09.02.2024 09:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.