Вехи и вёрсты. Главы из романа. Гл. 281, 282

Шиманский Василий Иванович

Главы из автобиографического романа "Вехи и вёрсты"
(Скопировано с сайта "Свободная Интернет Газета": http://www.svob-gazeta.ru/)


Глава 281. Письмо из города Свободный. Путь домой

За полторы недели до демобилизации получил письмо из города Свободный. На конверте женским подчерком был написан обратный адрес: город Свободный, улица Управленческая, дом такой-то, квартира такая-то Мильчаковой Людмиле.
Письмо меня озадачило. Что за Людмила мне пишет? Когда стал читать, сразу понял, что это письмо от младшей дочери тёти Фени Мельниковой - уборщицы из школы номер тридцать два и бывшей соседки моих двоюродных братьев Анатолия и Казимира Гулевич.

Старшую дочь Мельниковой - Валентину - хорошо знал, а её младшую сестрёнку плохо помнил. Люся писала мне так: «Василий, я дружу с вашим братом Геннадием. У нас с ним серьёзные отношения, поэтому хочу познакомиться с вами, как с его старшим братом». Письмо было длинное, но на него ответил одним предложением: «Скоро демобилизуюсь, при встрече обо всём поговорим. Василий».
***

В бухте Ольга теплоход надо было ждать двое суток, но кто-то из гражданских лиц мне подкинул идею: «С Лесхоза города Ольга до Ковалерово ходят лесовозы, попроситесь, они вас добросят до трассы, идущей на железнодорожную станцию Манзовка, там пересядете на поезд и домой приедете гораздо быстрее, чем будете добираться через Владивосток».

Когда подошел к Лесхозу и увидел стоящий лесовоз с работающим мотором, обратился к водителю с просьбой подбросить меня до Ковалерово. Водитель выслушал меня и говорит: «Не против тебя взять с собой, но выезжаю не скоро, если хочешь ехать со мной, полезай в кабину и жди. Мне будет веселее ехать». Через полчаса мы тронулись в путь.

Перемахнув через перевал Сихотоалинского хребта, часа через четыре мы оказались в Ковалерово. Шофер остановил на шоссе грузовую машину, переговорил с водителем, махнул мне рукой и скомандовал: «Иди и садись в кабину». Своему новому знакомому я предложил деньги, но он их не взял.  Пожав руку и поблагодарив своего нового знакомого, тронулся в путь. По такой хорошей трассе ни езда, а отдых. Двести километров мы преодолели за три часа.

Второй шофер денег с меня тоже не взял, на прощание сказал: «Парень, ты едешь со службы, а не с заработков. Вспомнишь нас когда-нибудь добрым словом и на этом спасибо! Мир ни без добрых людей! Помни это и сам будь добрым"
***

Когда подал в железнодорожную кассу воинские требования на билет из Ольги до Владивостока и с Владивостока до станции с названием «Свободный», кассир поинтересовалась: "Почему вы оформляете билет в Манзовке, а не во Владивостоке"? Объяснил всё, как есть. Она попросила немного подождать и отправилась к начальнику вокзала.

Когда вернулась, пояснила: «Требование имеет денежный эквивалент, поэтому разницу в стоимости билетов мы вам вернём. Так, кроме  билета, мне дали ещё деньги.
Когда подошел поезд, почти все места в вагоне были свободные. Разместился в середине вагона на нижней полке, сложил все свои пожитки под спальное место и заснул крепким сном. Проснулся от галдежа, наш поезд стоял, но вагон до отказа был  набит демобилизованными солдатами.

Спросил: «Где мы стоим»? Мне ответили: «В Хабаровске». Когда поезд тронулся и стал набирать ход, в тамбуре раздались крики и возня. Поинтересовался: «В чём дело?» Мне сказали, что у сержанта, пока тот искал место, вор схватил чемодан, какую-то резину и на ходу выпрыгнул из вагона.

Моряком в вагоне оказался только я, остальные были солдатами. Вскоре всё утихло, сержант сел у окна на нижнем сидении, подпёр руками подбородок и запечалился. Большинство из его сослуживцев начали обмывать дорогу домой, но никто из них не подошел к сержанту, не стал утешать, и не пригласил в свою компанию. Подсел к нему и поинтересовался: «Что произошло при отъезде из Хабаровска?»

Он мне сказал: «Я находился в тамбуре до тех пор, пока поезд не тронулся. После того, как он набрал ход, пошел в вагон искать себе место. Кто мог подумать о том, что за мной следят с тем, чтобы воспользоваться моментом и ограбить?
Симпатичный, одетый в добротную одежду парень, выкинул на ходу под откос мою резину, которую я вёз в подарок брату, схватил мой чемодан и на ходу выпрыгнул из вагона поезда.  Мне жалко резину на мотоцикл и часы - подарок сестрёнке».

Спросил про документы и деньги. Он сказал: «Документы при мне, а все деньги остались в чемодане. Я поинтересовался: «Куда тебе добираться и сколько денег осталось при тебе?» Он сказал: «Ехать мне до города Оренбурга, а в кармане всего десять рублей».

Что делать? Сказал сержанту: «Подожди, сейчас что-нибудь придумаем». Достав со своего денежного запаса десятку,  пошел по вагонам собирать деньги на дорогу для сержанта. Меня поразило то обстоятельство, что ни один солдат, из его окружения, не проявил не только инициативы в оказании помощи своему товарищу, но многие говорили: «Не надо по сторонам коробочку разевать!». Человек иногда словом кусает больнее, чем зверь зубами.

Прошел через три вагона и наслушался такого, от чего мне стало не по себе. Собрав сто восемьдесят рублей, вручил их сержанту. Тот прослезился и говорит: «Спасибо, морячок! Если бы ни ты, не знал, как быть. На десять рублей, которые у меня остались, далеко не уедешь».

Мне вспомнились шофера, которые доставили меня до Манзовки, и подумал: «Будет больше доброты - люди станут душой богаче».


Глава 282. Я дома. Встреча с родными. Об отце

О встрече с домашними рассказывать много не стану.
После длительной разлуки с близкими людьми каждый человек  испытал эти неописуемые чувства. За четыре года моей службы мама с папой сильно постарели, брат Геннадий вымахал так, что стал на полголовы выше меня. Он окончил десять классов и работал на Свободненском механическом заводе «Автозапчасть» в «Кузовном цехе», сестрёнка Света училась в восьмом классе и стала невестой.

Вечером в родительском доме собрались близкие люди. Особого застолья не было. Пришла Наташа с мужем Геннадием Бобровым, брат Геннадий с Люсей Мильчаковой, которая, как мне показалось, привела для меня свою подругу. Мы познакомились, посидели за столом, выпили за встречу, поговорили немного, после чего мы с Геннадием пошли провожать девчонок. По дороге Люся мне сказала, что они с Геной дружат давно и решили пожениться.

Наташа с мужем Геннадием и двумя дочерьми, Лидой и Танюшкой, жили в Суражевке в отдельной квартире. Геннадий работал на Перевалочной базе номер десять электромонтёром, а по совместительству, водолазом. Дочери Лидочке исполнилось семь лет, она была очень похожа на своего отца. Танюшке шел третий год. Обе девочки – прелесть и только!

Первый месяц на гражданке у меня был насыщен до придела. В первую очередь посетил своего дорогого друга Виктора Юрзанова, который к тому времени окончил медицинское училище и работал врачом по экологии на Санэпидстанции города Свободный. Жил он один в отцовском доме по улице «Вторая Вокзальная» (ныне - Екимова).

Перед тем, как получить паспорт, решил восстановить свои метрики с правильной датой своего рождения. В архиве города Свободный от записей о моём рождении сохранился всего один лист, поэтому мне посоветовали обратиться в областной архив ЗАГСа города Благовещенск, куда я и выехал.
***

Когда обратился в ЗАГС города Благовещенска, там нос к носу столкнулся с Шуваевой Гизой - дочерью бывшей нашей соседки по улице Волочаевская Евдокии Кондратьевной. Той самой тёти Дуси, которая когда-то нашу швейную машинку «Зингер» помогла обменять на байку, сатин и швейную машинку Подольского завода.
Из разговора с Гизой узнал о жизни и здоровье её матери. Вечером проведал тётю Дусю, где и переночевал. Тётя Дуся была рада видеть меня и, когда уже покидал её гостеприимный дом, сказала: «Вася, будешь в городе Благовещенске, не стесняйся, заходи ко мне в гости, всегда буду рада тебе».

Копию метрики о рождении я получил, и в новом паспорте снова стояла правильная дата моего рождения.
***

Пока служил на флоте, отец окончил курсы повышения квалификации. Теперь он работал в НГЧ мастером, в подчинении которого было несколько плотницких бригад и  пилорама, на которой пилили доски и брусья.

Однажды на пилораме произошел несчастный случай. Опытный рабочий Желонкин с молодым помощником пилил брус. По технике безопасности, за пилой должен был стоять штырь, который препятствовал подачи отпиленного бруса на пилу, но он почему-то помешал Желонкину и тот его снял. Молодой помощник нечаянно сунул на пилу брус, она подхватила его, бросила на Желонкина, и тонким концом проткнуло ему живот.

Отец доставил пострадавшего в медпункт, но там, не проверив рану рентгеном, перевязали и пострадавшего Желонкина отправили домой. Ночью ему стало плохо, а утором жена вызвала скорую помощь, которая увезла его снова в больницу. Оказалось, что брус проткнул ему  не только кожу, но и проколол кишку. Началось воспаление брюшной полости, к обеду Желонкин умер.

Отцу приписали халатность и присудили шесть месяцев вычитать из заработной платы по двадцать пять процентов заработка в пользу государства. После этого он из мастеров перешел работать в бригадиры.

(Продолжение следует)


Рецензии