Учителю

Всегда с любовью и теплотой вспоминаю своего начальника курса Самбурова Юрия Сергеевича.

Быть учителем и воспитателем одновременно тяжело  и ответственно. Это очень неблагодарный труд. Понимаешь это только с возрастом.

Нас поступило на учебу сто пятьдесят человек, правда выпустилось сто двадцать, физически здоровых, разносторонних парней. У каждого свой характер, свой нрав и свои способности. И управлять таким коллективом довольно сложно.

Пусть из этой общей массы сто были тихи и коммуникабельны, но остальные двадцать человек были разгильдяи и требовали постоянного пристального внимания.

Одни пакостили мелко, другие по-крупному. Одни часто, другие изредка. Но за каждым нужен был глаз да глаз.
 
Что характерно, Юрий Сергеевич никогда не кричал, всегда разбирался тихо и основательно. Он умел тонко, со свойственным ему юмором так поговорить с нарушителем, что не только ему, но и всему курсу было предельно ясно, что так поступать очень даже не красиво.

Выглядел он всегда безупречно. Смуглое, гладко выбритое лицо, черные волосы, безукоризненно пошитая и выглаженная форма делали его поистине красивым человеком. Мне почему-то кажется, к своему великому стыду я не знаю его прошлого, кроме того, что он был флагманским врачом где-то на Балтике, но, явно, он был как раз из тех людей, которые любили волю, женщин и все то, к чему стремились те двадцать непокорных. Поэтому он их больше понимал и смотрел на них, как взрослый человек смотрит на свою юношескую фотографию. Понимал и прощал.

В нем не было желчности, озлобленности и ненависти. Он умел прощать и не помнил зла. Эти его качества я всегда стремился пронести и по своей жизни. И, кажется, у меня это получилось.

Пройдя довольно суровый этап жизни в молодости и затем став флагманским врачом, я никогда не позволял себе унизить подчиненного, обидеть его и не позволял этого делать другим. Все, кто хотел расти, рос. Всех, кто катился вниз, тормозил. Упавшего поднимал. Взорвавшихся собирал по кускам.

Все это Ваше, Юрий Сергеевич! Спасибо Вам за это! Как-то на торжественном вечере в ресторане Вы сказали, - Финогеев, не будь врачом.

Видно Вы сильно сомневались в моих способностях. Да, наверное, я тоже в них сомневался.

Я тогда в шутку ответил, - Я буду флагманским врачом.
 
Но жизнь распорядилась иначе. Она поставила меня в такие условия, при которых не быть врачом было просто невозможно. И я им стал! Думаю, это Вам понравится.

Потом был и флагманским врачом.

А закончив службу, снова одел белый халат, став заведующим отделения физической реабилитации.

И больной считает за благо попасть ко мне на лечение. Это я не вру.

Вот что сохранилось, Юрий Сергеевич, до сих пор, так это я остался хулиганом, юмористом и просто веселым парнем, безумно любящим жизнь во всех ее проявлениях.
Вы нам говорили: «От моряка должно пахнуть «Беломором», шипром и коньяком».
Это я тоже пронес сквозь годы. Правда изменились марки сигарет и одеколона. Но коньяк я люблю. Хотя к алкоголю в больших количествах отношусь отрицательно.

Христианская мудрость учит: «Не создай себе кумира». Ну как без этого? Вы, полковник Самбуров, мой эталон, образец, идеал военно- морского врача. Я тоже любил форму и шил ее так, что женщины оборачивались мне вслед, а вот представителям комендатуры она, почему- то, не нравилась.

И женщин я любил. И они мне отвечали взаимностью. Как без них?

Это все равно, что быть в бане и не помыться.

Дорогой Юрий Сергеевич! Я не думаю, чтобы кто-то, кого вы выпустили в свет, в люди, сказал бы о Вас что-то плохое.

Для всех нас вы были отцом, а не отчимом. Низкий Вам за это земной поклон! И спасибо за все!

А если бы это все было не так, то и не было бы этого рассказа. Искренне уважающий и любящий Вас, Финогеев


Рецензии