Война лейтенанта Казьмина 16. Победа

Около года Клавдия Ивановна проработала воспитательницей в детском саду Ульяновского училища связи. В школу устроиться ей не удалось: дома некому было присматривать за детьми, а городского детского сада поблизости не было. Работа ей нравилась, да и напряжения, такого как в колонии, не было. И она решила продолжить учёбу в Ульяновском пединституте на заочном отделении. Об этом она написала отцу и просила его выслать её зачётную книжку, выданную Сталинградским пединститутом.

Вскоре она получила бандероль с зачётной книжкой и письмо, в котором отец сообщил о своей работе, родственниках и о том, что к нему приехала его бывшая жена Пелагея Меркулова, буквально валялась в его ногах, выпрашивала прощение за свои ошибки, за смерть сынишки. И он простил её, считая, что прошлая её жизнь послужила ей хорошим уроком и она теперь будет доброй, и внимательной женой. Клавдия Ивановна не верила её расскаиваниям и перерождению и считала, что пословица: «горбатого – могила исправит», как нельзя точно характеризует её характер. Но в дела отца, в его личную жизнь она не вмешивалась, считая, что ему виднее, что делать.

Её решение продолжать учёбу в пединституте одобрила и семья писателя Николая Алексеевича Задонского, с которой они вмести снимали в наём комнаты нижнего этажа частного дома по улице Радищева. Вскоре Клавдия Ивановна стала студенткой заочницей, а накануне первого мая 1945 года начальник Ульяновского училища связи дал ей ордер на получение квартиры в доме, расположенном рядом с детским садом.
Коллектив детского сада поздравил её с радостным событием.
- Видите, Клавдия Ивановна, как высоко оценило командование училища ваш труд, - сказала заведующая детским садом, ведь ещё многие офицеры нашего училища живут на частных квартирах, а вам дали. И поспособствовало всему этому, что бы вы думали? Ваше замечательное выступление с группой детей по Ульяновскому радио. После вашего выступления я зашла по служебным делам к начальнику училища. Он тут же поздравил меня с хорошей работой детского сада. Но я ему под его прекрасное настроение сказала, что это заслуга Клавдии Ивановны, что она не считаясь со временем много сил отдаёт воспитанию детей в детском саду, а сама живёт в тяжёлых квартирных условиях. Её семья из 4-х человек снимает шестиметровую комнату в частном доме и платит 500 рублей в месяц. У мужа в перспективе на получение квартиры никакой надежды нет: курсы не имеют своих квартир. Он мне тогда сказал: «Постараемся для неё чего-нибудь сделать».

- Антонина Петровна! – сказала Клавдия Ивановна дрожащим от волнения голосом, - я очень благодарна вам за заботу обо мне и моей семье. Но хорошая работа детского сада – это многолетний труд всего коллектива, следовательно, и заслуга всего коллектива, а в большой степени ваша, как опытного руководителя, не моя. Я пришла на всё готовое. Поэтому ещё раз от души благодарю всех за теплоту к моей семье и за такую огромную мне услугу. Своим трудом я постараюсь оправдать ваше доверие ко мне и не уронить честь и достоинство детского сада.

- Не уроните, Клавдии Ивановна, не уроните. Мне, как заведующему детского сада очень приятно, что ваш замечательный опыт по трудовому и эстетическому воспитанию детей применяют уже многие детские сады города. И начальнику училища это известно. Так что не приуменьшайте своего вклада в работу детского сада. Так вот, работаете вы творчески, находитесь в постоянном поиске и своим энтузиазмом заражаете других.
- Товарищи, завтра 1-Мая. Поздравляю вас с праздником! Счастья вам в личной и семейной жизни! А Вере и Нине – скорейшего возвращения мужей с фронта. У меня всё.
- Ещё раз всем большое спасибо.

- Праздник  1-Мая для меня будет вдвойне радостным, - сказала сияющая от счастья Клавдия Ивановна. Все вышли с совещания в хорошем настроении.
Праздник 1-Мая 1945 года  был самым радостным праздником для советского народа за всю Отечественную войну. В этот день советские войска штурмом взяли Берлин. Миллионы советских людей с замиранием сердца слушали величаво-торжественый голос диктора Всесоюзного радио - Левитана, передающего приказ Верховного Главнокомандующего:

«Войска 1-го Белорусского фронта при содействии войск 1-го Украинского фронта после упорных уличных боёв завершили разгром берлинской группы немецких войск и сегодня, 1-Мая, полностью овладели столицей Германии Берлином - центром немецкого империализма и очагом немецкой агрессии».
Победа! Победа! – послышался зычный голос писателя Задонского. Казьмины и соседи-старики выскочили в коридор. Дверь в большую комнату Задонских была открыта. У репродуктора стояли – писатель, его жена, Александра Ивановна и дочь Надежда.
- Заходите! – сказал Николай Алексеевич, сегодня  9 мая в ноль часов 43 минуты в Берлине, центре фашисткой агрессии, был подписан акт капитуляции Германии. Поздравляем вас с Победой! Фашистская Германия повержена! Высокомерные фашистские фельдмаршалы, заявляющие, что 1,5 - 2,0 месяца разгромят Советский Союз, поставлены на колени! И ваша, капитан кровь, пролитая на фронтах, влилась в общее дело победы над врагом. Мир спасён от фашизма. Поздравляю вас! Поздравляю вас Клавдия Ивановна, вы тоже, как миллионы советских людей, на трудовом фронте в тылу приближали день Победы. Многие раненые, лежавшие в Иловлинском госпитале, в этот день вспомнят вас с благодарностью.

Все взаимно поздравляли друг друга с долгожданной Победой, крепко обнялись. Настроение было радостное, приподнятое. Капитан Казьмин тут же побежал на курсы «Выстрел» поздравить с Победой слушателей и товарищей, а Клавдия Ивановна взяла детей и пошла в детский сад вместе с сотрудниками разделить долгожданную радость.
- С Победой вас товарищ! – сказала она мужчине, поравнявшемуся с ней на тротуаре.
- Спасибо сестра! И тебя с Победой. И вас черноглазенькие, - обратился он к детям. Сестричка, ты местная или эвакуированная?
- Я родом из станицы Иловлинской, Сталинградской области.
- Да, ну! Я из Сиротина. Знаешь станицу Сиротинскую?
- Знаю. Конечно, знаю.
- Землячка! Надо же, где землячку встретил. А воевал я на Кавказе. Вот видишь, метку мне на лице немец поставил? Дорого он мне за неё заплатил. Ну, будь здорова! Спешу поздравить друзей.

- С Победой бабушка! – сказала Клавдия Ивановна идущей ей навстречу старушке с палочкой.
- С Победой, внученька, с Победой!  Бог дал, дождались её, родимую. Да только дорогого сыночка я не дождалась, - дрожащим голосом, сказала она и слёзы покатились по её морщинистым щекам, - а вот внучек живой, ранетый, но слава Богу, живой.  И за это Господу Богу спасибо. Руки и ноги целы. Вот опосля лечения и силу войдёт и придёт домой.
- А твой-то хозяин живой, аль убили? - спросила она, вытирая узловатыми пальцами бегущие по лицу слёзы.
Живой, бабушка, живой.
- Ну и, слава Богу. Детки-то твои хоть не сироты. А то вон их сколько сирот-то теперича  - у-у-ух!  Дай Бог вам всем здоровья да ладу в семье, сказала она и пошла, громко постукивая по тротуару палкой.

Люди выходили на улицу. Некоторые выносили столики со скромными угощениями. Везде слышались поздравления с Победой. Совсем незнакомые люди, поздравляя друг друга, обнимались и целовались.
Музыка, песни, танцы приветственные возгласы, восторженные восклицания, переливчатый голос гармоник – всё смешалось воедино и могущим гремящим потоком катилось по улицам, залитым ярким весенним солнцем и украшенным реющим на ветру красными флагами. Торжествовала ПОБЕДА!


Рецензии