Две судьбы

Две  судьбы

     Когда  я  был  маленьким,  то  ходил  на  детские  спектакли  в  Театры  Юного  Зрителя — ТЮЗ-ы.
     Тогда  в  Тбилиси   было  их  два — русский  и  грузинский.
     Русский  располагался  на  проспекте  Плеханова  в  красивом  здании   бывшей  гостиницы  и  театра  Ветцеля  (арх. Леопольд Бильфельд)  с  огромными  кариатидами  на   входе  и  многочисленными  барельефами  и  другими  украшениями  внутри.
     Первый  в  Закавказье детский театр  был   создан 18 апреля 1927  года  на  основе  драматического  любительского  коллектива  при  клубе железнодорожников  и  открылся  спектаклем  «Гайавата — вождь ирокезов»  (П. Огнев).
   Первым  художественным  руководителем  театра  был   брат  знаменитого  писателя  Самуила  Маршака — Николай.
     Здесь  начинался  творческий  путь  Булата  Окуджава,  работали   три  будущих народных  артиста СССР — Георгий  Товстоногов,  Евгений  Лебедев,  дирижер  Одиссей  Димитриади.  Композитор  Гия  Канчели  писал  музыку  к  постановке   спектакля "Романтики" по  Ростану  режиссера  Т. Абашидзе. Здесь  же  много  лет  работал  главным  художником  и  мой  друг — Малхаз  Цицкишвили.

     А  Грузинский  ТЮЗ  располагался  в  не  менее  красивом  «доме  Александра  Мелик-Азарянца»  на   проспекте  Руставели.
     После  того,  как  у  этого  богатого  владельца  нефтерождений, купца  Первой  гильдии,  щедро  субсидировавшего  строительство  школ,  больниц  и  церквей  города,  скончалась  двадцатидвухлетняя  дочь  Такуи,  он  решил  построить  на  склоне  горы  в  центральном  районе  города  огромный  дом, занимавший  большую  часть  так  называемого  «квартала  Земмеля» —  по  фамилии  владельца  аптеки,  когда-то  располагавшейся   на  противоположной  стороне  боковой  улицы.
     Буквально  за  три  года  (1912-15 гг.)  по  проекту  арх. Николая Оболонского  был  возведен  этот  во  многом  уникальный  доходный дом. 
     Кроме  того,  что  глубокий  и  толстый   фундамент  был  защищен  от  подземных  вод  свинцовым  каркасом,  здесь  имелось  еще  много   такого,  о  чем  многие  горожане  могли  только  мечтать: собственные  электроснабжение,  водопровод    и  отопление,  кинотеатр,  фотосалон  и  художественная  галерея,  а  также  сад  с  экзотическими  растениями и многое  другое.  Говорят,  что  друзья  хозяина,  когда  закладывался  фундамент,   бросали  в  яму  деньги  и  драгоценности — на  счастье.
      Говорят  также,  что  были  попытки  «расковырять»  фундамент,  да  очень  уж  крепким  он  оказался. На  моей  памяти  всё  же  был  слух,  что  во  время  перестройки  внутренних  помещений   в  стене   был  найден  тайник  с  драгоценностями, — но  за  достоверность  оного  не ручаюсь.
      Но,  конечно,  главное — это  сама  архитектура  здания со скульптурными  барельефными  группами  на  эркерах  и  гирляндами траурных   венков, обвивающих   фасад  дома  и  выражающих   скорбь отца  по дочери.  Другая  деталь, посвященная  Такуи, – оконные проемы  в   форме слёз   в  верхнем  ярусе  на  углу здания.
После  cоветизации  купец  был  лишен  состояния  и  жил  в    полуподвальной  комнатке   своего  национализированного  дома.

     Вот  на  первом  этаже  этого  здания  и  располагался  Грузинский  ТЮЗ, открывшийся  через  полтора  года  после  Русского,  11 ноября 1928 года, когда   реж. Александр  Такаишвили   поставил  спектакль "Фриц  Бауэр"  (Н. Сац). 
     Здесь  долгие  годы  работали  такие  известные  народные  художники   Грузии, как   Елена  Ахвледиани,  Симон  Вирсаладзе, режиссеры  Тенгиз  Магалашвили, Нана Хатискаци, Теймураз Чхеидзе...
     90-е  годы  были  тяжелыми  для  обоих  театров.  Грузинский  ТЮЗ вообще  потерял  свой  дом,  потому  что  здание  было  передано  другим  организациям,  поэтому  в  1998 году    оба  ТЮЗа   объединились  под  названием  «Центральный  детский  театр  им.  Нодара  Думбадзе»   и   разместились   в   новом  помещении  на  пр. Плеханова.
     А  почему  имени  Н.Думбадзе,  да  потому,  что это  был  любимый  писатель  не  только  взрослых,  но  и  детей,  для  которых  он  написал  не одну  книжку  веселых  и  светлых  стихов.  И  вообще,   как  я  его  помню,  это был  действительно  светлый  человек,  с  прекрасным  чувством  юмора,  веселый,  но  с  печальными  глазами,  который  принимал  всё  близко  к  сердцу,  потому,  оно,  думаю,  и  не  выдержало.
     Дважды  он  лежал  у  нас  в  институте  с  тяжелыми  инфарктами  и  вряд  ли  я  припомню  другого  более  скромного  и  оптимистично  настроенного  больного.
     Это  были  годы,  когда  у  нас  еще  не  применялись   операции  на  сосудах  сердца,  а  лечили  терапевтическими  методами,   с  соблюдением  строго  постельного  режима.  Вот  это  последнее  и  досаждало  Нодару  больше  всего.
     Он  даже  ворчал,  что,  в конце  концов,  врачи  добьются  того,  что  он  уподобится  женщинам,  отучившись  мочиться  стоя.
     Так  вот,  в  1970  году  он  написал  статью «Мечта  не  убивает  человека»,  в  которой  рассказал  о  своей  мечте — создании   в  центре  города,  рядом  с  зоопарком  и  цирком  (на  другой  стороне  площади),  детского  городка  «Мзиури»,  который  бы  протянулся  вдоль  ущелья  по  берегам  небольшой  речки  Вере.
     К  счастью,  он  успел  кое-что  сделать. Я  помню,  как   мы   были  на  открытии  этого  городка  в  1982 году,  где  детей  встречали  скульптуры  героев  его  произведений,   аттракционы,  амфитеатр,  площадка  для  игр. Начало  было положено  и  предстояло  еще  многое  сделать,  но  случившийся  в  84  году  третий  инфаркт  Думбадзе  уже  не  пережил.  Похоронили  писателя   у  входа  в  его  детище.
     К сожалению,  после  его  смерти  городок  потерял  влиятельного  покровителя;  работы  по  развитию  его  были  постепенно  свернуты,  а  во  время  тяжелых  для  республики  событий  90-х гг.  многие  бронзовые  фигуры  были  или  украдены, или  повреждены — металл  сдавали  в  утильсырье.  Деревянные  строения  и  пр.  тоже  были  частично  растасканы  на  дрова.
     А  затем  появилась  новая  опасность — место  в  центре  города  предприимчивые   люди  решили  использовать  для  возведения  высотных  корпусов  и  ущелье  начало  застраиваться,  причем,  как  видно,  с  нарушениями  всех  и  всяческих  норм.
     Так  речка  Вере,  до  этого  мирно  текшая  в  своем  русле,  частично была  упрятана  в  трубы  под  землю,  но  во  время   больших  осадков   13  июня  2015,  вышла  из  берегов  и  затопила  все  вокруг.  Погибло  множество  обитателей  зоопарка,  были  и  людские  жертвы.
     Конечно, будь  жив  Н. Думбадзе — вряд  ли  такой  произвол и  нарушения  были  бы  возможы,  но  к  этому  времени   уже  и  его  могилы  не  было  в  «Мзиури» — писателя  14  сент. 2009 года  перезахоронили  в  Пантеон  на  Мтацминда  (Святой  горе),  где  он  покоится  рядом  с  такими  великими  деятелями  литературы  и  искусства,  как  Илья  Чавчавадзе, Акакий  Церетели, Важа  Пшавела,  Александр  Грибоедов  и  др.               
                04.12.2017 г.


Рецензии