Верность за чашкой чая. 5

- Давайте, я обновлю Вам чай, а то этот уже остыл и не вкусный, - тихо улыбнулась Анна, но мне показалось, что дело не в остывшем чае, а просто эта волшебница поняла мои мысли.

- Может, добавить лимон? – предложила она, выставляя на стол лимонницу, - Вы действительно сделали неверные выводы: я не разведена, я – вдова, - заговорила Анна, располагаясь за столом, - Мой супруг умер три года назад. Сначала подруги ко мне не приставали, думали, что я выжидаю траур. Но спустя год они словно сорвались с цепи, в поисках нового жениха для меня, кому-то это быстро надоело, кто-то, наконец, смирился с моей жизненной позицией. Особо энергичные, типа Ирины не успокоятся никогда, ведь для этого нужно перестать суетиться, остановиться и рассмотреть окружающих, научиться видеть каждого человека не через свои желания и чувства, а захотеть понять именно его.

- Простите, я даже и предположить не мог, что столь юная женщина может быть вдовой. Видимо, я тоже отношусь к последней из перечисленных Вами категорий людей, которые всех остальных вокруг видят через себя, придавая другому человеку свои мысли и желания. Мне всегда казалось, что одиночество – самое страшное, что может случиться с человеком. И боль от осознания собственной ненужности особенно невыносима женщине.

- Я не одинока. Я замужем, и то, что мой супруг умер, не значит, что моя душа опустела. Меня с детства учили «Не дав слова – крепись, а коли дал – держись». Вы, только что говорили о значимости для Вас верности, что меня удивляет Ваша реакция. Неужели верность имеет смысл только, когда может причинить боль? Как мужчина, тем более хорошо воспитанной, лучше меня знаете о верности своему слову.
- Да, но кодекс чести мужчин не распространяется на женщин, женщины существа непостоянные и могут передумать, пошутить.

 Анне определённо есть что сказать, и говорит она весьма понятно, но есть в её словах что-то, что никак не уложится в моей голове. Вещи простые, и ясные, но что-то не сходится, и я поймал себя на том, что хотел бы дослушать её до конца, понимая, что разговор этот долгий.

- Отчего же? Мужчина может иметь своё слово, как бесценный гарант его чести, а женщина нет? Женщина может врать и обманывать «играя» словами и ссылаясь на несерьёзность? Не честно выходит: если каждая женщина будет требовать мужчину, непреклонно держать своё слово, при этом сама, разбрасывая обещания направо и налево, и тут же забывая их.

А теперь представьте, что все ваши слова вдруг перестанут иметь смысл: Вы говорите, а Вас не понимают. Просите о чём-то или хотите помочь, а люди вокруг ведут себя так, словно Вас не слышат, или того хуже – слышат, но что-то несуразное, невнятное и, вообще, к сути дела отношения не имеющее. Именно так происходит, когда человек перестаёт выполнять обещания и чётко следовать своим словам. Выходит, что женщина имеет право на то, чтоб её не понимали и не воспринимали всерьёз? Нет. На такое я не согласна. Мне ценно, что каждый, кто знаком со мной, может быть уверен: если я сказала, то сделаю. Это, кстати, избавляет от многих проблем в жизни, - улыбнулась Анна, отпивая чай.

- Несомненно, Вы правы. Но не стоит впадать в крайности. Сколько же обещаний нужно нарушить, чтоб все твои слова перестали иметь значение? Вы утрируете, и возможно всё же не стоит забывать о том, что иногда можно и развеяться, пошутить…

Анна ласково взглянула на меня, в её взгляде читалась одновременно забота и сострадание от непонимания мной чего-то, для неё совсем простого:
- Потеря значения слова начинается с малого, раз сказал и не сделал – у людей уже сомнение, можно ли тебе верить, второй раз нарушишь обещание, и на третий к тебе уже не обратятся, а если и обратятся – твои слова серьёзно уже никто не воспримет. И здесь начинается непонимание. Как много раз каждый слышал в разговоре: «Я попросил друга, но не знаю, сделает он или нет. Сказал, что поможет, но кто его поймёт…» Это ли не ужасно? Когда ты сказал вполне прямо и чётко, а тебя всё равно не поняли, всё равно сомневаются в тебе. Нельзя так легкомысленно относиться к своему слову, оно же связывает нас с людьми.

Я даже удивился своей твердолобости, странно, что такую простую мысль Анне пришлось так долго мне растолковывать:
- Потрясающе, - восторженно выдохнул я. - Впервые встречаю человека, настолько ценящего слово. Кажется, рядом с Вами всем хочется стать честнее, чтоб соответствовать такому общению, и не потерять благосклонности. Действительно было бы проще жить, если бы все понимали эту элементарную истину: каждое сказанное нами слово – уже обещание. Если каждый, хоть в половину, осознал значимость слов и перестал бы распылять их без всякого повода. И как страшно на самом деле звучит популярная сейчас фраза: «Слово ничего не значит».

- Вы судите по себе, а люди все разные. Людей много, и у каждого своё отношение. Но среди моих друзей, действительно преобладают те, кто думают, как Вы. Я бы хотела, чтоб Вы дали мне слово, что оставите свои попытки ухаживать за мной, и мы сохраним тёплые дружеские отношения, без романтической составляющей, - Анна взглянула мне в глаза, и я понял, что она не шутит и не флиртует.

- Я боюсь, Вас обмануть. Почему-то мне хочется приходить к Вам на чай, греться в Вашей кухне, и забывать о проблемах за милыми, душевными разговорами.

- Так это всё есть в дружбе. И я бы хотела, чтоб Вы, как мой друг поняли, что нарушение верности – это же полноценное предательство. Предательство своего дела, своих любимых, своего слова и себя. Это страшно предавать себя, понимать, что ты и твои слова ничего не стоят. Для меня – это гибель, гибель всего светлого во мне, гибель чести и достоинства. Ведь я живу в ладу с собой до тех пор, пока могу себя понять и пока отдаю себе отчёт в том, что делаю.

 Меня ядовитой змеёй укусило чувство стыда, которое я испытал за все свои попытки ухаживать за этой чудесной женщиной. За то, что пренебрёг её просьбами оставить флирт и романтические мечты. Я вспомнил, сколько раз мне приходилось лгать и обманывать, под разными предлогами, и сколько раз я просто пренебрежительно относился к своим словам и словам друзей и знакомых. Не такого течения беседы я ожидал, это точно. Постепенно сменяя тему на более лёгкое общение, я сослался на поздний час, и поспешил удалиться.

Удивительно, насколько я оказался самонадеянным. Моё подавленное эго, которое едва затеплилось надеждой на возрождение, было не то что разбито, оно растоптано и закопано в глубокую могилу. В голове всё повторялись слова Анны, и картинки из жизни. Я вспоминал Кристину, и нашу с ней свадьбу. Вот она: высокая, в пышном белом платье, с умопомрачительной причёской, которую точно делала несколько часов, с красивой длинной фатой, украшенной бисером и вышивкой. Я даже вспомнил аромат её духов в тот день. И я, ещё юный, двадцатитрёхлетний мужчина, в красивом костюме. Как я проходил глупые конкурсы в грязном подъезде, нахваливая свою невесту и раздавая бессмысленные обещания её подругам. Но вот мы стоим в торжественном зале, где женщина в светлом костюме долго предупреждает нас о важности нашего решения. О том, что соглашаясь быть супругами, мы берём на себя ответственность и обещаем хранить верность и быть опорой и поддержкой друг другу. Никто  не придаёт этим словам значения. Я вообще не слышал их от волнения, всё, что она сказала, прослушал потом уже, на записи. Как я вносил Кристину на руках в нашу квартиру и как обещал любить её всегда и никогда не оставлять и не предавать. Как изо всех сил старался сдержать и выполнить то, что обещал, и не мог воплотить в жизнь даже половины, но обещал всё больше и всё больше говорил попусту. И Кристина, сколько раз она давала мне обещания, сколько слов было потрачено зря. И как мы в этом бреду растеряли себя и друг друга. Быть может, относись мы к своим словам серьёзнее – мы бы не превратили нашу семью в ад.


Рецензии