Верность за чашкой чая. 6

Наша беседа с Анной всё не выходила у меня из головы. Насколько же уважительно я отношусь к себе и своим словам? Насколько мне можно доверять? В работе коллеги и руководство всегда отмечали мою исполнительность, что со мной приятно иметь дело. Там я всегда трепетно отношусь ко всему за что берусь. Но это бизнес, это совсем другое, там от моих действий напрямую зависит моя зарплата, и захочет ли кто-либо со мной иметь дело.

Бизнес – отличная иллюстрация достоинства человека. Всегда мне приходит на ум глупое и пошлое сравнение: достоинство есть у денег, оно написано на каждой монете и банкноте, и именно достоинством определяется покупательная способность денег, а говоря на простом обывательском языке – ценность. Чем выше на банкноте это самое число, тем она дороже. Точно так же есть понятие достоинства у человека. Но оно уже измеряется не надписью на одежде или лице, а положительными и отрицательными чертами, и  именно достоинством человека определяется его ценность в той или иной среде. И отлично это видно в бизнесе, где люди и деньги равнозначные участники процесса по преображению всех ресурсов в прибыль. Но неужели, чтоб вести себя достойно нам необходимо, чтоб от этого зависело «купят» нас или нет. Почему на работе я всегда старался держать себя достойно, а на счёт повседневной жизни задумался только сейчас?

Ну, и задаёшь же ты мне загадки, Анна! Одна другой сложнее, то свела с ума непокорностью, теперь заставила вспомнить простые школьные истины и понятия. Ещё мальчишками во дворе, мы заверяли свои обещания единственной клятвой: «Честное слово». И нам хватало, ведь тогда отцы и деды учили нас, что честь превыше всего, и мы понимали, что поступиться этим «Честное слово» значит дать всем понять, что твои слова, как и твоя честь ничего не стоят. А потом мы выросли, на нас вылилась волна телевизионных сериалов, и ток-шоу с их представлением о жизненных реалиях, нас поглотил интернет с его нравственной нищетой, где учат, что чести нет, как и достоинства и прочего, что в мире правят деньги и развлечения. Где есть одно правило: не пойман – не вор, если не доказано, значит – не было. Наверное, современным школьникам не понять за что именно бился на дуэли Пушкин, стремящийся не позволить осквернить чести своей семьи не дать опозорить свою фамилию.

Как страшно. Всё это я тысячи раз читал в книгах Бредбери, Оруэлла, Хаксли, и ужасался, но и предположить не мог, насколько мы близки. Интересно, если я сейчас попробую кому-то что-то доказать главным аргументом нашего детства: «Честное слово»? Он сразу лопнет со смеху или всё же успеет попросить расписку?

Только в работе, где невидимым стражем над нами стоят деньги, мы беспокоимся о чести и достоинстве своего имени. Нас научили, что всё продаётся. И все мы только и делаем, что пытаемся набить себе цену, не пытаясь увеличить своё достоинство.
 
Всю неделю эти мысли не давали мне покоя. Я и не предполагал, что настолько глубоко меня может захватить философское настроение. Так всегда бывает, стоит начать питать к кому-то нежные чувства, как все твои мысли и желания направленны на то, чтоб понять и заинтересовать его. Надо мне прекращать с ней общение. Всё равно пустое занятие. Но почему-то меня не покидает уверенность, что я могу стать лучше, и именно она мне может в том помочь. Мне захотелось прочувствовать её мысли, понять и в полной мере осознать, что движет ей: простое желание набить себе цену, самолюбие, которое она тешит, искусно возвышаясь над другими или что-то более великое и светлое?

Я встретился с ней в лифте, в воскресенье вечером. Мне нужно было в магазин, оказалось, что ей тоже. Мы очень мило беседовали, блуждая между рядов ближайшего супермаркета, и я отметил, что получаю эстетическое удовольствие от её манер и воспитания. На прощание, у двери, Анна пригласила меня на чай. Пообещав зайти на неделе, я отправился варить пельмени на ужин.

Мысли всё ещё вертелись вокруг нашей прошлой беседы со Анной, и всё мне казалось, что я упускаю что-то важное, без чего не сложится паззл, что это непонятное чувство, толи вины, толи горечи именно от того, что сама суть беседы, некая истина, так и осталась мной непознанной, не постигнутой. Но не идти же к Анне со словами: «Давайте продолжим наш разговор».

В этом случае мне приятно думать, что она всё же хитрит, как все женщины, играет и не поддаётся. Женщинам же нравится, чтоб их добивались. Может милая соседка начиталась высокой литературы и хочет, чтоб и её жизнь походила на дивный роман, из описанных классиками?

Так и не найдя ответа на множество возникающих вопросов, я решил всё же воспользоваться приглашением на чай. Анна была рада меня видеть, и сразу же пошла кипятить чайник, пока я мыл руки. Я обратил внимание, что женщина использует не электрический, а обычный чайник со свистком, который подогревается на плите.
- Я уже думала, что обидела Вас, и Вы не желаете больше продолжать общение, - произнесла Анна, доставая баночки с чаем и травами, - Вы не против, добавить в чай, сушёную малину и листья смородины?

- Конечно на Ваше усмотрение. Я много думал о нашей прошлой беседе.

Анна достала из кухонного ящика грелку на чайник, в виде яркой лоскутной курочки. Мне захотелось смеяться, как мальчику от вида этого смешного и аксессуара. Много лет не видел подобной прелести. Не заметив моей реакции на грелку, Анна продолжила начатую мной тему:
- Это действительно очень сильная тема. И очень личная. С моей стороны было не тактично поднимать её для обсуждения. В своё оправдание могу сказать, что вовсе не стремлюсь учить всех и каждого, как стоит жить. Я не желаю выставлять напоказ всё, что беспокоит меня. Просто, Вы человек целеустремлённый и честный. Я вижу, что простыми отговорками Вас не остановить. Но если рассказать Вам правду, она поможет нам понять друг друга.

- Вы говорили, что верность не начинается встречей  и не заканчивается смертью… а как быть с расставанием?

- А расставаний нет для верности и любви. Но здесь вопрос уже в том кто и как это понимает. Как человек расценивает само значение слов любовь, верность, преданность. Если для тебя любовь – это желание получать удовольствие от того, что человек рядом здесь и сейчас, то конечно с разлукой, допустим командировкой, верность для тебя закончится, как и любовь, едва любимый пропадёт из поля зрения. Сейчас немногие задумываются об этих понятиях. К сожалению, мы живём в эпоху обесценивая морали, но я верю, что это скоро кончится. Люди поймут, что так жить нельзя, задумаются о том, на что мы становимся похожи, поступившись своими принципами, своей честью, забыв о совести. Скоро всё исправится в лучшую сторону.

- Анна, и Вы действительно в это верите? – я услышал в своём вопросе столько сострадания от предстоящего разочарования этой наивной молодой женщине, что даже устыдился такой несдержанности.

- Меня удивляет, что Вы в это не верите. Ведь если не верить, зачем жить? Хотя, да. Я забываю, что сейчас даже себе люди верить не умеют. А знаете почему? – залив горячей водой заварочный чайник, присела за стол Анна.

- Влияние СМИ? Падение нравственности? – стал перечислять я приходящие на ум предположения.

- Это возможные причины, их может быть очень много. Мне интересно другое. Почему человек поддаётся влиянию разлагающих факторов. Я Вам покажу: попробуйте назвать мне определение простых слов, о которых мы и говорили. Что такое любовь, верность, преданность?

- Любовь это чувство. Верность и преданность – это стремление быть рядом и только с одним человеком, любить только его одного.

- Хорошо, тогда если любовь – это чувство, как зрение, слух, осязание и остальные, то у него есть прямо связанное действие. Как с помощью зрения мы видим, с помощью слуха мы слышим, так и с помощью любви мы любим. Правильно? Но как это – любить?

- Это быть рядом, заботиться и не изменять, быть верным.

- Но ведь быть рядом, не изменять и любить только одного человека – это Вы перечислили как определение верности?

- Вы пытаетесь меня запутать. Верность же неразрывная составляющая любви, - подловил я соседку.

- Да. Так и есть. Но задумайтесь: чувство, которому столько стихов посвятили поэты, столько книг об этом написано, Сколько сотен лет о нём говорили, говорят, и ещё будут говорить. И что мы можем сказать в определение? Всего пару-тройку заученных слов. И я хочу отметить, Вы проявили чудеса изобретательности. Очень часто на вопрос: «Что такое верность?», я слышу ответ: «Не изменять?». Как же сильно извратилось наше сознание. Как мы сами упростили, до примитивного значения, величайшие понятия. А что я слышу в ответ на вопрос, что же именно подразумевается под словами «не изменять»? Мне говорят: «Не спать с другими». Вот так всё просто. Любовь – это чувство, когда мне хорошо рядом с человеком. А любить – это быть верным, то есть не спать с другими. Просто и понятно, проще некуда. Тогда откуда наше удивление, что в любви мы несчастны? Если мы хотим быть рядом, потому, что нам хорошо. А если нам не очень хорошо, мы рядом быть не хотим. А ещё можем обидеть, сделать гадость, и вообще передумать: мне рядом с этим человеком уже не так хорошо, значит, я его не люблю, и можно быть неверным ему.

- Всё просто, даже ужасно просто. И что из этого выходит?

- Проблемы не от того, что мы не хотим быть хорошими и эгоисты, проблема в том, мы не знаем, что такое любовь, и верность. И если о том, что любовь – это чувство нам рассказали в классических произведениях, то о том, что любить – это глагол, подразумевающий действие, об этом сейчас уже никто не говорит. Есть те, кто поняли, что любить – значит делать, но что именно делать понимают далеко не все. Любить – это, в первую очередь понимать, любимого. Не пытаться изменить его, как тебе хочется, а стараться помочь стать лучше, и самому становиться лучше ради него. Видеть в любимом другого человека, не такого как ты, и от этого ещё более прекрасного. Любить это снова и снова подтверждать действием своё чувство, и не ждать за это иной награды, кроме счастья любимого. Не думать о себе, не требовать себе воздаяния. Если ты что-то делаешь и ждёшь за это награды – это не любовь, а торговля, в лучшем случае – работа.

Любовь – это меняться в лучшую сторону вместе. Не избаловать близкого, а помочь ему стать лучше – это истинное проявление любви. Как же мне смешно, когда я вижу книги и записи в интернете на тему: «Если любимый человек ничего тебе не может дать, уходи от этих отношений». Любовь не знает раздражения, она полна терпения, нежности, сострадания, внимания, поддержки, ласки, понимания, уважения и отсутствия корысти. О любви можно говорить бесконечно, но её нельзя понять без правильного понимания верности, и вот здесь Вы абсолютно правы, Алексей.
Анна подала мне чай, и выставила на стол знакомые плетёные тарелочки с угощением.

- Но ведь бывают отношения, которые обречены на провал. Когда действительно один из кожи лезет вон, чтоб сделать отношения лучше, а второй только ищет выгоды, - постарался я вспомнить самую распространённую причину развода.

- Вы говорите об эгоизме. Это как раз и есть следствие того, что люди не понимают происходящего, считая, что любовь – это когда «нам хорошо вместе». Но за собственным эгоизмом даже не видит границы где «хорошо нам», а где «хорошо только мне». Неумение видеть любимого – главная черта эгоизма. Такой человек искренне верит, что любит, и что умеет любить других. Ему нравится делать приятное любимому, особенно если любимый ответит, и, не редко, такой человек не учитывает интересы и настроение любимого, ориентируясь только на себя: «какой я хороший, сделаю так здорово, какой же я прекрасный, я порадую её и она будет думать обо мне лучше», но даже не задумывается, что действительно может быть сейчас необходимо возлюбленной. В итоге он не доволен реакцией на плоды его стараний, из чего и вырастают обиды и боль. Это следствие эгоизма. И заметьте, мы с Вами сейчас рассматриваем только одну сторону отношений людей. Мы говорим только о влюблённых, а ведь любовь с нами всюду: родители, братья, сёстры, друзья, коллеги. Мы живём в такое время, когда все вокруг начнут креститься и приговаривать: «свят, свят» если брат на публике скажет, что любит брата, хотя никакой речи о содомии не идёт. Если я скажу, что люблю свою подругу или друга, все поймут это не правильно. А ведь мы все любим окружающих нас людей, и каждого по-своему. Так почему боимся и стесняемся об этом говорить? Стараясь упросить свою жизнь, мы упростили всё, и упустили главное. Сейчас под любовью понимают это желание переспать, в лучшем случае создать семью, а верность – это самоконтроль, чтоб не желать переспать с другими. Люди сами извратили некогда чистые и светлые понятия. И знаете, что самое интересное? Тот, кто понимает, в чём разница между эгоизмом и любовью – не спутает их, ни в себе, ни в другом, и его не привлечёт эгоизм, прячущийся под маской любви.

- Значит человек, который понимает, что любовь это нечто большее, чем мы думаем, не станет пытаться создавать отношения или семью с эгоистом?

- Человеку, который умеет любить, не нужны отношения без семьи. Ему не интересны эгоистичные игры в «Сейчас поживём с этим, а если не понравится, поживём с другим». Он не будет пробовать заводить бесконечные любовные связи. Он серьёзно относится к себе и своему выбору и понимает, что если выбрал, то на всю жизнь. Нет смысла просто встречаться, нужно быть вместе до конца. Сегодня признаться в любви, всё равно, что чая заварить. Но проблема не в том, что все вокруг эгоисты, просто люди не знают, что такое любовь и зачем она. Нас нигде этому не учат, зато учат ветренности, безответственности, распущенности. И оттого люди путают с любовью всё подряд: эгоизм, жадность, лень, одиночество, мигрень, головную боль, астму, нищету, цветы, конфеты, магазины… Спроси, что такое любовь, и никто тебе не ответит. Это ли не страшно?

Я внимательно смотрел на Анну и обдумывал каждое сказанное ей слово. По мере того, как она говорила, в моей голове созревали и пропадали постоянные вопросы. Так что к моменту, когда она закончила свою речь, мне понадобилось время всё осознать и вспомнить, какие же именно вопросы ещё не нашли ответа в её словах.

- Вы говорите, что расставания нет. Но если так случается, по разным причинам. Как быть?

- Какое может быть расставание для двух любящих людей? Разлука? Если оба преданны и нежны друг к другу, расставание для них – это только время соскучиться, обдумать и вспомнить всё, что происходило и происходит в жизни. Любящие, и действительно близкие люди, читают друг друга, как хорошую книгу, находя каждый раз в одной и той же фразе всё новый смысл. Читают взахлёб, и не могут оторваться. Но иногда нужно сделать паузу, отложить эту прекрасную умную книгу, чтоб обдумать всё, что прочитал, отдохнуть, соскучиться и с ещё большим наслаждением, вернуться к ней, со свежими мыслями и желанием понимать и познавать новые истины. Для таких людей нет разлуки. Для них даже разлука – это ещё один способ быть вместе.

- Вы говорите всё же о горячо и страстно влюблённых людях, а не о тех, кто уже прошёл вместе семейный путь и познал разочарования быта. Кто видел свою любовь с самых неприглядных сторон.

- Но если любишь человека, как можно при нём демонстрировать свои неприглядные стороны? Да, все мы живые и не идеальные, но рядом с любимым всегда хочется быть лучше. Не для себя, а чтоб не омрачать жизнь того, кого любишь. Стараешься быть сдержаннее, тактичнее, деликатнее, воспитаннее, понимая, что своим недостойным поведением или своим неопрятным внешним видом, можешь ранить его. Ведь этот человек видит в тебе лучшее, то, ради чего стоит быть с тобой, будь то дружба, влюблённость или родительская любовь. Как можно заставить его испытывать боль разочарования, если действительно любишь?

 Я молчал. Возразить на это мне нечего. Заметив, что пауза затягивается, Анна аккуратно свела нашу беседу к лёгкому обсуждению различных пьес и книг на схожую тему, о том, сколько великих деятелей науки и искусства пытались рассказать нам о тайнах наших душ.


Рецензии
Очень понравилась Ваша поэтичная проза с грамотным языком, доказательствами своих приоритетов."Расставаний нет для верности и любви!","Нарушение верности -это предательство, гибель всего святого, гибель чести и достоинства!" "Мне важно насколько уважительно я отношусь к себе и своим словам". А ещё понравилось: "Одинокие и не очень дамы".Очень честная и светлая литература!
С уважением и пожеланиями дальнейших творческих успехов молодому автору,

Галина Фан Бонн-Дригайло   05.12.2017 23:22     Заявить о нарушении
О! Большое спасибо. Мне очень приятно получить такой отзыв, потому что именно это я и хочу сказать своим творчеством.

Лина Славянова   13.12.2017 14:07   Заявить о нарушении