Улиссратор

Направляясь по аллейке с кривой обросшей грязной больной травой  тропинке, дьявол до=шел до будки туалета, грозно темневшего в  сум-мерках, потянул кривую сбитую смолой дверь и увидел слугу,  сидевшего в тазу, переполненном человеческих фекалий. без штанов.  читавшего том Джеймса Джойса Улисс. Черви опарышного вида  ползали в пространстве подле его чресел. Слуга поднял добрые  голубые глаза, и спросил блаженно:
- да, хозяин?..
нервная улыбка едва махнула по морде дьяволюги, пришедшего за  тайной, и он дал комментарий:
- я знал что ты любишь модернизм   но чтоб до усрачки.. решил  червей покормить?
- уютней себя чувствую в ортодоксально-брутальных обсоятельствах..
Сидевший вздохнув закрыл фолиант и задирижировал им:
- давно хотел дочитать книжку.. нужно было, чтоб что-то приковало..
бес, живо переменив позицию: вскинув руки на груд и отставив ногу,  продолжил:
- тоже мне Эзра Паунд.. великий и ужасный двигатель литературной  революции
- он был Импрессарио. - без юмора ответил слуга, потом глаза его  забегали, а дьявол отобрал книжку:
- с картинками?.. дайка сюда.. (залистал) роман "всё обо всём", как  мечтал этот пьянчуга=ирландец.. какая пьянящая гордыня.
признаться, я верил что литературе придет конец, когда выйдет этот  блок-нот.. А когда спустя 017 лет выйдет второй - думал и Слову  придет конец.
слуга безагрессивно какбы оправдался, чтобы защитить автора:
- Не думаю, гражданин завхоз хаоса. Джойс не был уж таким  плохишом - апологетом гордыни и разрушителем. Он считал все-таки,  что только зеркалом искусства возможно присмирить Горгону, хоть  зеркало это ни во что не ставил.
- Да конечно.. впрочем, эта с*ань - самое гигантское, на что способна  оказалась Башка человеческая, - бес потряс книгой для акцента.
Слуга резво выскочил из будки, пропрыгнул до душа: прибитого на  столбе шланга. Дьявол не отрываясь от приятного чтива, включил  кран с водой, и помощник-литературовед резво принялся омывать  испачканный в нечистотах зад и бедра. Побуркивая, он брызгался от  холода ручья:
- Бр... Насчет самой большой - знаете, всегда условно... Россия -  гигантский пласт нечищенной европейским ликалом пошлости прозы..  Булгаков, Достоевский, да даже Толсткой!.. наш князь темноты по  Финнегану даже не решался отсылать людей к этой экзотике..
мир непознаваем словом..
- в первой книжке он хотел попрать литературу. во второй - само  Слово.. что может быть большим в условности мира порока\гордыни.
неужели тут есть какие-то условности.. гордыня - только и всего.. она  и сгнобила его  превратила в очкастого старика..
- блин очко совершенно мерзнет  от долгой\затяжной  чтива\литературы.. кстати, неизвестно что еще вжигорь выдаст..

дьявол, ждавший момента, живо изгонулся - торсом и ногами и  комментируя веселые вещи полез в карман:
- а вжигорь врядли что-то напишет.. у него гордыни как раз почти уже  не осталось.. он ее удушает христианством во имя оправдания лени..  да вот что он последнее малюет.
(тут бес откинул джойса в мокрую траву и зачитал мятый сложенный  листок, вынутый из нагрудного, заметьте, кармана. Губищи его опять  задвигались, выдавая нервную молнии радости:
- дорогая моя,.. мне очень жаль что ты не ходишь на лекции
- ого: дорогая.. - обратил ухи слуга, вытирая травой худые ягодицы.
- ...месть - плохой советчик. а профессор Жук - великий талант. ты  обкрадываешь свое будущее, когда ты начнешь писать роман.. (тоже  модернизм) не спорь - начнешь!.. тщеславие и талант тебя погонят (уж  я-то знаю)
- он знает, - очень серьезно повторил, одеваясь, слуга. Дьявол снова  спустил глаза к каракулям:
- ..джойс - великая глыба.. следующая глыбка - виржинья вульф!.  мне-то на нее плевать, а ты, надеюсь, придешь... я - мужик. значит  должен двигать в головы Джойса!.. поэтому я свалю нарейнеке..
- На велике??.. - уточнил слуга, на что бес поднял глаза:
- на Рейнеке - это остров.. "...Вульф тебе ближе, как мне близок этот  Ирландец.. все, целую. пока" - сатанюга небрежно сложил затертый  листок и упихал его обратно в кармашек, потом сказал резюме:
- А ты говоришь, есть будущее у писателей литературы..
Слуга заскользил глазами по мокрой гальке:
- Да-а, определенно: Джойс - это главная единственная глыба в  живописи реальности, и только ее растопив, можно считаться  молодцом.. а молодцов нет.
Служище оделася, кинул майку на плечо и, подняв вместе с хозяином  темных гением головы зашагали по кривой тропинке на огоньки окна  впереди.
- Ах, да! - опомнился читатель-какалюб и метнулся назад, чтоб  прикрыть дверь будки-читальни.
- Мы должны закрывать двери которые открываем.. - озвучил за него  подождавший главбес, великодушно улыбнаяс повадкам торопливого  спутника совместной тягостной философии:
- Пойдем скорее, червекормец, Мария Степанна, уверяю, удивительную  курицу-гриль приготовила.. назовем ее Джойс-финеганин или...
- Улисска Джойс!..
- Точно!
Дружки скрылись во тьме кустов на пути к свету и горячему питанию.


2. Утка под модернизмом или Элиотская трапеза

После захода в избу громыкиным глазам предстала режущая тусклым светом лампочек обстановка. Бабка с умным лицом и острым но добрым взглядом накрывала в дальней комнате хаты стол. Она сказала входившим с порога:
- Давайте, садитесь, литераторы.. на пустой живот болтать о мараках - только чертей пугать..
- Пойдем?) - озорно бодро предложил глав бес, - утка - отменная
- В силах ли я отказаться, - элегантно ответил
Башмаки робко неуверенно проследовали до стола. Их владельцы упали задами на табуреты:
- Ну.. начнем... - предвкушая сказал главбес-бес, подвигая дымящийся глиняный чугунок с тушеной картошкой.
- Жрите, дорогие.. еда - вещь полезная.. пьянит интеллигентов.. - отрекомендовала материал остроглазая старушка и отдалилась держа руки у живота в кухню к печи. А бес продолжал слуге, ломающему уткину ногу:
- Вот ты говоришь, Джойс.. и туалет ради него разменять готов.. а больше столпов в модернизме нет?.. На одной ножке стол прозы 20 века не устоит..
- Ну почему же.. Элиот.. Хотя тот же Джойс только в поэзии.. Правда, признаюсь, я его не понимаю,.. в отличие от джойса.   не знаю почему, может место не то выбираю..
- Ну если для Ирландца-пошляка ты выбрал сельскотипный гальюн, то для Американца-философа и христианина - храм - и не иначе, - Сказал смеясь бес, разламывая булку и подавая слуге..
- Спорно, но может быть... - отыграл тот, зажевывая утку булкой., - но тогда боюсь представить, что для Вульф необходимо. Бордель на острове Лесбос?...
- Туда тебя не пустят.. ты слишком ценен для искусства..) Так что тебе непонятно в Элиотарном творчестве?
У Громыки с колен пошла на стол мятая рубашка распечатки страниц:
- Ну вот хотя бы эти Свиньи среди соловьев.. Зачем мешать древние спорные мифы с этими проститутками и этим быдломаном..
- Что, правда глаза колет? - сверкнул глазами дьявол, кусая свое, -
- Нет, не колет.. - стойко отвечал собеседник и соедок, - Вот тут, я понимаю, идет апелляция к ритуалу смерти и возрождения, которые должны произойти с этой свиньей как в тех мифах  об идиоте сожравшем своего сына и превратившемся со всей сворой в птиц.. Явная аналогия. Человек-обезьяна должен умереть и народиться другим, от духа. Пернатым, а не духовным свиньей. Но он бежит от этих жриц-проституток. Значит, все? Перерождения не происходит?.. Мир - говно?.. Не хочет ничего прогрессивного?
- Ну почему же.. - коснулся бокала глав бес, - Пир-мир развивается.. бесперспективное брожение, бессмысленное плодородтсво - будут происходить до поры. Циклы биологического роста и падения планируются продолжаться, пока мир не захочет умереть. А он захочет, и вероятно ждать этого скоро. Потому что десакрализацию великих таинств и символов он явственно начинает осознавать..
- Мир существует вообще?.. в этих всех рассуждениях мне порой начинает казаться, что сущее - мое воображение, впрочем ладно,. условимся считать что мир - есть, тогда можно двигаться дальше...
Ну одним словом, элиот - крутой. Читать его невозможно. Вторая ножка ко столу современной прозы прибита. Стол искусства стал еще более шатким..
Лампочка уютно трещала и дрожала перепадами вольтов.
- А что было б, если  он все-таки защитил диссертацию и стал проф. философом?..
- Смысл жизни - отсутствует, кроме
 для элиота как и для вжигоря - воссоздание мира через Искусство.
Дьявол попивал бокал:
- Социальный долг. Это у него от деда. "Молчи и делай" - Девиз элиотской семьи.
- Почти как у вжигоря. "Хоккей и бабы". Хотя смысл тот же.
- Очень важен пример детства. Мы что-то делаем только потому-что где-то подсмотрели.
- Внушение через визуальное насилие. Ну и что вы у Создателя подсмотрели? - ехидно успросил Громыка.
Дьявол уклончиво улыбнулся, подняв бокал:
- Не задавал бы ты таких вопросов)..
- Ха- ха - ха...
Предложенное было аппетитно съедено. Оставались в тазу отломанные части жаренной утки.. Крошки, кости и чревоугодливый мусор
- Мы поели лучшим способом, Марина Степановна. Очень вкусно. Можете убирать! - сказал вежливо бес, утирая лицо и убирая салфетку с колен, - Пойдем мы в вашей благожелательной культуре сытости почевать.
- Да уж.. только кровать нам будет подругой сейчас.. Растворяется утка в наших животах для литературной вселенской пользы.
- Да вы и не поели я смотрю. Второе - целое. А кисель?.. несу с подоконника!..
- Все Все.. на завтрак. Благоволим.
Гости откланялись, уходя в дальнюю комнату. Там в темноте сытость ждали кровати.
- Громыка, ты боишься темноты?.. Хи-хи. Я боюсь.
- Я вообще робею, когда темнее своей тени вижу что-то..
- Главно чтоб не тень Элиота...
Друзья шагнули кроватный отдел, хранивший тайну.

*

В дальней комнате  где так и не включился свет   на успокоившихся железных койках (перед тем как тишина проглотит хату) послышалось из тьмы две реплики
- Так он нобелевку все-таки получил?
- Да, в 48-ом.. Все что велико у людей клеймом пометят папы динамита..
Силуэт Марины Степановны еще мелькал - убирал со стола.


3. Манна Небесная

Лунный свет бил в окно и беспокоил головы спящих. Мерный храп расстилался по комнате. ноги сопящих мужчин, не снявших костюмы, свисали с коротких кроватей.. первым проснулся дьявол. Он встрепенулся, испуганно застыл опершись руками на постель, полупал осмысливая глазами и гавкнул слуге:

- Громыка, литература модернизма - штука хорошая и необычная.. и ставит полезный необычайные вопросы. Но есть же еще какая-то философская литература 20 века?..
слуга, спросонья подскочил за парту. при этом кровати исчезли, и комната превратилась в бесконечный черный ящик.. Сидевший на "космосе" за партой, этот второй проснувшийся схватил с нее увесистую книжку и побежал к привычной для него профессорской кафедре:
- Пожалуйста, Томас Манн..  - сказал он вытирая кулаком с лица остатки сна, - выращенный в среде потомственных бюргеров ребенок, став писателем, называет противопоставление элитарной нравственной обывательщины клану "чистых художников". менталитет моральных людей, в меру любящих деньги, особам тонко чувствующим, болезненно смотрящих на мир через призму искусства
- Во как.. и что же нам с ними делать.. убивать?..
тут громыка поднял фолиант:
- увесистые тома, скажу я вам - по голове сработает как кирпич!..
дьявол был "светло" весел. Комната была черна. и казалась без граней - не имела ограничений.
- интересно, - сложил руки главбес у лацканов пиджака, - насколько я понимаю учителями мальчугана были Шоппенгауэр и наверное... как всегда Ницше?... (у беса было выражение лица нервной интеллигенской интеллектуальности)
- точно.. как вы угадали.. Шоппенгауэр высказал идею первым: бла бла непознаваемость разумом бытия - намекнул, что познается интуицией, а оной обладают люди тонкие  - по сути, обогащенные заболеваниями и псих. расстройствами.. ну а ницше - что ницше - смерть Бога, да дисбалланс дионисийской (творческой ) и апполонской (логичной) начал привел к выхолащиванию искусства и превращения того в мертвую жесткую проволоку правил, лишенных жизни.
- что творчество, поясни в двух словах?.. - продолжал интересоваться бес с вульгарным спокойствием.
- Книги у Манна большие.. - стал тасовать перед собой оратор, - Их даже гитлер сжигал за их объем, я думаю. Этот факт и есть лучший  памятник величинам его книг..
Суть следующая.. волшебная гора: молодой Бюргер становится опрятным художественным человеком.. повлиял на это становление туб. диспансер.. осознание безысходности и библиотека привели мучительным дуэтом оного из обывателя в человека..
Бес-начальник дал неожиданный комментарий:
- да.. Как говорит достоевский словами своего черта: это гете придумал про контракт скрепленный кровью.. на самом деле, достаточно прочитать Манна чтобы приобщиться к тьме.....
я думаю, в последнем романе графоманский сын Бюргеров задает себе вопрос: а не воспитал ли он своей прозой фашистов?.. не породил ли на свет своими тезисами чудовища идейного безумия.. ведь немцы - нация давшая Гофмана, Ницше, Гегеля, Шиллера - имеют глубинный пласт самосознания. Оказывается, воспитал - считает, что помог интеллигенции отдалиться от масс - закрыться в элитарном одиночестве и не помешать впустить нацизм..
дальше он же пояснил слуге:
- герой доктора Фаустуса мечтает написать совершеннейшую мелодию для телефона. настолько великую, что даже оторванную от человечности.. безумную, хаос и порядок в высшей форме сочетающую! лишенную привычных форм.. и он достигает этого получив холодный и мертвый плод и сам став безумцем... какой вывод: автору ни при каких случаях нельзя удаляться от гуманистических привычек ясно доносить информацию.. милосердие к ушам и глазам обывателя - вот главное требование - он должен примерять транслитерацию к восприятю духовно невежественного человека из мира бытовых удовольствий. иначе и сам зачерствеет...
Слуга выслушал, закрыл книгу (до этого листал безлогично) и согласился, улыбнувшись:
- Верно: прощать блаженным деревенщинам их простоту.. - так и появилась попса
дьявол улыбнулся тоже, взял бокал с синим вином, двинул:
- Значит хочу поднять тост за всех кто сделал наше искусство ближе к человеку... - за тех кто спустил его с небес на законный скотско-антропный уровень
- благодаря любви)
- за любовь!
Двое алчно улыбнулись чокнулись, выпили, закусили. слуга понюхав, откусил кусок переплета Манна.

Двое алчно улыбнулись чокнулись, выпили, закусили. слуга понюхав, откусил кусок переплета Манна:
- вкусна Манка!..
- сходи за огурцами...
слуга ушел, забрав с собой в карман кафедру и космос.

==========================
Copyright Вжигорь, Максим Жук  |


Рецензии