Всем кисель!

Городская фея в условиях сельской жизни. Великий исход из города-миллионника на ПМЖ в Кубанскую станицу. Реальное житье-бытье.

На похоронах по обычаю пьют водку и кисель. Едят кутью, блины и печенье-курабье. В моем детстве было именно так.

Мама умерла в 1995 году. Через год шла бабушка. В одном месте лежат четверо моих родственников. Год назад мамины сестры и мои сестры решили обновить памятники. Денег это встало немеренно. А у меня возник вопрос:

- Нафига козе баян?

Вот честно, мне не понятно, зачем надо каждый год в один и тот же день переться на кладбище, украшать могилки мертвыми искусственными цветами и венками. Честно! Я НЕ ПОНИМАЮ силу этой древней русской традиции.

Я очень люблю мою бабушку Зою, теперь, зная про силу Рода, я люблю и бабушку Машу и деда Щаслава. А мама всегда была, есть и будет моей Мамой. Мне не понятно, ПОЧЕМУ проявление моей любви и памяти должно выглядеть именно так: свари яйца вкрутую, нажарь блины, купи дешевенькой карамельки, возьми с собой алкоголь. Зачем мне все это тащить на кладбище? Зачем раздавать конфетки детям по пути? Зачем пить водку? Вот эта вся мишура действительно обязательна?

Почему именно алкоголь является подтверждением моей любви и памяти к моим предкам? Кому вообще нужно это подтверждение?

Как-то я высказала свою крамольную мысль, что я не понимаю что мне делать на кладбище и вообще зачем туда ходить, я услышала ответ с ноткой героизма и жертвенности в голосе:

- Там лежит мой сын!

Ребенок родился больным и умер через месяц. У нее уже куча взрослых детей, но вот надо обязательно ездить каждый год на эту одинокую могилку. Тратить на нее время и деньги.

Для чего? Чтобы потом всем рассказать опять же с долей героизма и жертвенности в голосе: Ездила, поправила, подкрасила, привезла цветов.

Возможно, я действительно циничная собака женского пола и ничего не понимаю в родительской и дочерней любви, но мое завещание будет однозначным!

1. Не хоронить в земле! Сжечь!
2. Не справлять массовые поминки!
3. Не справлять все эти дурацкие 9 и 40 дней!
4. Не отмечать каждую годовщину моей смерти!
5. Не отмечать каждый мой День рождения!

Вы думаете, про меня очень быстро забудут? Ну, хорошо, а что мне не живой даст то, что обо мне будут помнить? Ну хорошо, а что даст моим детям и внукам то, что они будут помнить обо мне?

Давайте по-честному, как вы вспоминаете своих ушедших знакомых и родственников?

- О мертвых либо хорошо, либо ничего.

Т.е нам, по-большому счету, все равно.

А я хочу чтобы не все равно было. Я хочу прожить сейчас жизнь со своей дочерью так, чтобы она обо мне вспоминала так же, как я постоянно вспоминаю мою Бабулю. С любовью, с благодарностью и с изрядной долей сожаления, что не давала ей раньше ту любовь, в которой она так нуждалась.

Самое ценное для меня это, чтобы меня вспоминали по настоящему добрым словом, а не по принципу – либо хорошо, либо ничего.

Мне не нужны внешние проявления всеобщей ложной памяти. Я не хочу, чтобы они мучились каждый год, когда вся страна несется на кладбище, не для себя и своих воспоминаний, а для того, чтобы показать окружающим –
Вот! Смотрите! Я молодец! Я помню! Я еду на кладбище!

Люди уходят из нашей жизни на протяжении всех прожитых нами лет. И уходят навсегда, продолжая жить с кем-то другим. Мы же не совершаем ритуал прощания, не пьем кисель и не едим блины. Люди просто уходят.

Так может порог жизнь-не жизнь, это тоже, как будто они просто ушли? И ни им, ушедшим, ни нам, оставшимся, не нужны внешние ритуалы?

Важно, что они остаются в нашем сердце, и мы трепетно храним их там. И по-настоящему любим их именно там, в нашем сердце.

P.S. Странно, что я пишу именно на эту тему. Я же вечный позитифф, а тут кладбище… и мертвые с косами стоят…


Рецензии