Велопоход Часть первая

                Часть  Первая
      

       В 1961 году бригада кабельщиков на почтовом ящике 4041 создавалась  для выполнения срочного и ответственного заказа «Трал». Радиомонтажники должны  смонтировать кабельную систему для станции слежения за космическими спутниками Земли. 

 В апреле запущен в Космос первый человек  - Гагарин Юрий Алексеевич, готовились новые полеты с человеком на борту. Для слежения за космическими аппаратами создавались по всей территории Советского Союза станции наблюдения совместно с кораблями Тихоокеанского флота.

       Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты, оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные полигоны стали малы для них – дальность ракеты стала измеряться тысячами километров.

      Своим появлением корабли обязаны лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его предложения о создании морского командно-измерительного комплекса (КИК)  и выдвижения его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов - история симбиоза космического и морского флотов.
 
    КИК вошли в так называемую «ТОГЭ» - Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ – бухта на Камчатском полуострове.
     Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски – на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами.





      Комсомольско - молодежная бригада сформирована только из парней. Самому младшему Игорю исполнилось восемнадцать лет. Он пришел на завод после школы, но уже с опытом работы радиомонтажника. В школе на уроке труда им преподавали основы работы с паяльником. Игорь замечательно играл на гитаре и пел.  Самому старшему Валере двадцать три года. Он  недавно вернулся  из Армии ему море по колено и все по плечу, служил на радиолокационной станции  и приходилось работать с паяльником при ремонте аппаратуры.

      Бригада в полном составе решила провести выходной день в велосипедном походе по ближнему Подмосковью от станции Истра Рижской железной дороги до станции Солнечногорск Октябрьской железной дороги. Туристические походы пешие и велосипедные были в большой моде среди молодежи студенческой и не только.

     На работу в субботу к восьми утра участники велопохода прикатили  на дорожных велосипедах. Настроение приподнятое, впереди ждут новые впечатления от увиденного впервые и возможно будущего приключения выходного дня! Ребята поставили велосипеды  в полуподвале, где находилась раздевалка рабочих – станочников. Радиомонтажный цех на втором этаже. Заранее отпросились у начальника цеха пораньше и в двенадцать часов собирались двинуться в путь – дорогу  от ворот Московского энергетического института на Красноказарменной улице.

      Когда туристы вывезли своих железных коней  из  полутьмы подвала на свет Божий, то обнаружили, что все до единой велокамеры спущены тайным мерзавцем. Хорошо, что  негодяй, вывернув ниппеля оставил их на месте, а не выбросил куда подальше к Богу в рай, к бабушке в чепчик! Оставалась надежда на то, что у этого гаденыша совесть еще  не до конца потеряна.  (Напоминалка о совести: Совесть – это когда, никто не увидит, никто никогда не узнает, а я все равно не сделаю...)

      Разбираться с мелким пакостником не было времени. Поблизости из возможных террористов на горизонте, из-за углов, с крыши и из окон  не наблюдалось, кои  могли бы  следить за гневной реакцией и потирать дрожащие, потные ручонки от полученного удовлетворения. Если бы попалась та скотина под горячую руку, то ему, как говорили на Бутырском хуторе, «порвали бы пасть на портянки, глаз натянули бы на ж…, заставили б моргать и потом сказали, что так оно и было». Что могло двигать на мелкую пакость человека? Понять трудно. Чужая душа потёмки.

      Ручные насосы имелись, также как и велоаптечки. Быстро накачали колеса, проклиная мелкого пакостника из - за которого потеряли драгоценное время.
       В дальнейшем никто не взял на себя ответственность за мелкую пакость. Кто это мог сделать, сказать невозможно, на заводе работало  несколько сот человек. Праздничное настроение, конечно, испорчено человеческой подлостью, как говорили в народе, жизнь сама накажет!

      Туристы оседлали железных коней и…  «вперед на Карфаген, он должен быть разрушен!»
     Бригада запланировала  совершить велопоход от станции Истра Рижской железной дороги до станции Солнечногорск Октябрьской железной дороги. Расстояние по карте около пятидесяти километров. Решили, что от Красноказарменной, где  работали, до Рижского вокзала доедем на велосипедах, потом погрузимся в электричку и доплюхаем до станции Истра. Оттуда на велосипедах доберемся до Истринского водохранилища, остановимся на ночлег,  пробудем полдня на берегу, искупаемся, позагораем, порыбачим и двинемся дальше до Солнечногорска  и оттуда на электрическом поезде до Москвы.

     Проезд по Москве на велосипеде Серову был не в диковинку. Впервые он проехал самостоятельно  на велосипеде от Маринского Мосторга, где отец купил ему велосипед ХВЗ  до Бутырского хутора - место проживания.    

        До Рижского вокзала доехали быстро и без дорожных происшествий.  Взяли билеты до станции Истра, погрузили велосипеды в  малолюдный вагон и двинулись в путь по железной дороге. Время в пути около часа. В те незабвенные времена, когда москвичи еще не обзавелись шестью сотками,  были чрезвычайно  популярны походы за город на подмосковную природу к водоемам.

         В электричке в одном вагоне ехала  кампания молодых туристов с рюкзаками. Чтобы, скоротать время, каждая кампания пела свои фирменные песни -  это был обязательный  атрибут  туристических походов. В начале 60—х годов еще не было бардовских песен Окуджавы, Визбора, Городницкого, Кукина, Клячкина, Ады Якушевой  всё это впереди, а у сегодняшних на слуху дворовые « блатные – хороводные»  песни, которые горланили у себя в московских дворах по вечерам старшие товарищи. Уже  была одна общеизвестная песня студентов МГУ «Глобус»

Я не знаю, где встретиться
Нам придется с тобой.
Глобус крутится, вертится,
Словно шар голубой...

      С собой была гитара, на которой хорошо играл самый младший Игорь, которого звали просто «Молодой».
       Пели песни Есенина: Выткался на озере алый свет зари; Грубым дается радость, нежным дается печаль;  Не жалею, не зову, не плачу; Клен ты мой опавший.


      Но больше всего знали и пели песни дворовые:  Когда качаются фонарики ночные;  Отшумело, отзвенело бабье лето;  Ах какая драма, пиковая дама;  Как на Дерибасовской, угол Ришельевской; Когда с тобой мы встретились, черемуха цвела;  В нашу гавань заходили корабли;  Они стояли на корабле у борта; В Кейптаунском  порту с пробойной на борту и другие типа «Таганка, те ночи полные огня».


       Пели,  стараясь перекричать друг друга  на радость или горе редким  пассажирам в вагоне. Когда не удавалось перепеть,  в ход шла самая громкая  песня про сизую  голубку:  А когда помрешь ты, милый мой дедочек, А когда помрешь ты, сизый голубочек.
      Час пути в электрическом поезде пролетел на одном дыхании. Вот и станция Истра -  начальный пункт велопробега по Подмосковью. Простились с дружественной кампанией троекратным: «Гип – гип!  Ура!» и сошли на бетонную платформу.

      От Истры до села  Раково, где находится плотина, создавшая Истринское водохранилище около десяти километров по словам местных жителей. Они доброжелательно показали направление,  куда следует ехать и сказали, что  ориентир - это маршрут автобуса № 34 Истра – Раково.



        История этого края необычна. В XVII веке красота здешних мест вдохновила патриарха Никона основать у реки Истра новый центр русского православного христианства. Патриарх выкупил село Воскресенское и выстроил здесь Ново-Иерусалимский монастырь.
 
     Архитектура главного храма была точной копией знаменитого храма  Гроба Господня. При этом величественном русском соборе была создана подземная церковь Константина и Елены - в нее ведут тридцать три ступени, их количество символизирует число земных лет жизни Иисуса Христа. Рядом с собором был разбит свой Гефсиманский сад, здесь же находилась деревня Капернаум, а также холмы Сион и Елеон. А реку Истра в этом месте по велению Патриарха переименовали в Иордан.
      В этом районе Истры - в самом монастыре и в близлежащем городе Воскресенске - бывали Суворов и Наполеон, Чайковский и Лермонтов. А студент-медик Антон Чехов проходил практику в местной больнице.

      В 1930 г. Воскресенск, согласно веяниям того времени, был переименован в Истру. Ново-Иерусалимский монастырь был превращен в музей. Во время Великой Отечественной войны этот храм был заминирован немцами, а город Истра был сожжен почти дотла. Но после войны центр Истринского района вновь отстроили, а в начале шестидесятых годов на истринской земле был создан научный центр энергетики и космической промышленности..
     Ансамбль Ново-Иерусалимского монастыря признан памятником архитектуры мирового значения.

         Вплоть до XVIII века река Истра, левый приток Москвы-реки, служила транспортной артерией, связывавшей Волгу и Москву-реку в единый водный путь.




      Истринское водохранилище – жемчужина Подмосковья, одно из крупнейших и старейших водохранилищ Московской области. Его площадь превышает 33 кв. км, протяженность составляет 25 км, ширина - 2 км, а наибольшая глубина - 28 метров.

     Истринское водохранилище создавалось в 1930-х гг. для водоснабжения Москвы и регулировки стока воды из бассейна реки Истра в Москву-реку. В 1931 году район Истры рассматривался как возможное место строительства канала Москва-Волга (по линии Городище-Клин-Истра). Основой Истринского водохранилища является плотина возле села Раково, построенная в 1935 году усилиями заключенных Беломоро-Балтийского лагеря ОГПУ и Дмитровского лагеря ОГПУ.

Продолжение следует


Рецензии