ДОМ ГРЁЗ

                ДОМ  ГРЁЗ
        (История Народного Дома в Каменном, ныне городе
                Кувшиново) 
                История появления этого замечательного театрального здания в Фабричной слободе – свидетельство внимательного отношения к нуждам рабочих со стороны владельцев фабрики Т-ва «М.Г.Кувшинов и Ко». Важную роль в появлении этого центра культуры в мало обжитой местности, расположенной среди хвойных лесов, сыграли брат и сестра, дети Михаила Гавриловича Кувшинова.
 
                В 1873 году М.Г.Кувшинов учреждает в Москве Торговый Дом, который занимается организацией производства и сбыта бумаги. А 4-го июня  1882 года вместе с сыном Сергеем Михайловичем организуют акционерное общество с уставным капиталом в один миллион сто тысяч рублей. В этом же году Кувшиновы выходят из купечества и становятся российскими фабрикантами в одном ряду с Морозовыми, Мамонтовыми, Третьяковыми, Рябушинскими.

                ***

                С 1882 года управление делами Торгового Дома и фабрики отец передает  своему  сыну Сергею Михайловичу. Следует отметить, что Сергей был образованным и грамотным человеком, очень порядочным, прекрасно владевшим знаниями производства и сбыта бумаги. За сравнительно короткий срок своего правления с 1882 по 1894 годы Сергей Михайлович успел многое сделать и даже сверстать планы для будущего развития фабрики. При Сергее Михайловиче появляется Кирпичная слобода. Здесь работал кирпичный завод для нужд фабрики. Первые кирпичи с этого завода пошли на строительство рабочих казарм, по-современному, рабочих общежитий. Это четыре двухэтажных здания, построенных в Кирпичной слободе, по типовому проекту архитектора Ф.Ф.Воскресенского. Главная задача кирпичного завода – обеспечить фабрику строительным огнестойким материалом для строительства новых цехов. Не успел Сергей Михайлович перестроить старые деревянные цеха Нижней фабрики. В 1890 году случился пожар, уничтоживший ее полностью. Однако, С.М.Кувшинов  сумел за год восстановить Нижнюю фабрику. В это же время он осуществляет проект строительства больницы для рабочих. Проект разработал архитектор Ф.Ф.Воскресенский. В 1892 году больницу имени М.Г.Кувшинова освятили и торжественно открыли.

                В начале 1893 года Сергей Михайлович ведет переговоры с английскими фирмами о поставке нового современного оборудования для фабрики. Когда заказ был выполнен, С.М.Кувшинов поехал в Англию готовить к отправке новые машины. В Манчестере ящики с оборудованием погрузили на товарно-пассажирский пароход российской компании РОПиТ «Владимир». Портом приписки этого парохода была Одесса. Рейс был с заходом в Севастополь.
 
                Весь путь от берегов Англии к южным берегам России проходил благополучно. И когда пароход «Владимир» спокойно бороздил воды Черного моря, вероятно, молодой преуспевающий фабрикант думал о скорой встрече с родными, тем более, его супруга Елизавета Максимовна должна была разрешится к моменту его возвращения от бремени. У них должен был появиться второй ребенок.

                Однако судьба распорядилась иначе. Сергей Михайлович так и не увидел своего сына…

                Все случилось 27 июня 1894 года в час ночи в 32 милях от мыса Тарханкут. «Владимир» следовал рейсом Севастополь – Одесса. В эти роковые минуты в ночь с 26-го на 27-е июня 1894 года в пароход «Владимир», ярко освещенный электрическими огнями, на полном ходу врезался итальянский пароход «Columbia», следовавший рейсом Очаков – Евпатория. Удар пришелся по левому борту. Все спасательные шлюпки с этого борта были полностью разрушены, а ниже ватерлинии появилась огромная пробоина. Вода с неистовой силой ворвалась в машинное отделение. Машины перестали работать, погас свет, на пароходе поднялась паника.

                В считаные минуты пароход «Владимир» со всеми грузами пошел ко дну. Погибло 70 пассажиров, в числе которых был и Сергей Михайлович Кувшинов. Последние минуты жизни С.М.Кувшинова описал Н.П.Карабчевский в газете «Одесский Листок».

                «Я бы назвал их (Кувшинов и Шестаков) аристократами несчастья, аристократами в лучшем смысле этого слова. Они оставались на корме, все более и более погружавшейся в воду, чувствовали приближение рокового момента, но оставались спокойными. С.М.Кувшинов закурил папиросу, он находил, что умереть когда-нибудь надо и что лучше – «это умереть спокойно».»

                Морская пучина поглотила этих прекрасных и успешных аристократов духа.

                Осталось много невыполненных планов. Ведь именно Сергей Михайлович планировал построить подъездной путь к фабрике, народный дом, улучшать положение рабочих, перестроить усадебный дом, где прошло его детство с братом Михаилом и сестрами Юлией и Марией.

                Кто же продолжит семейное дело?

                ***

                После трагической гибели в кораблекрушении на Черном море Сергея Михайловича, фабрика по наследству переходит супруге Сергея Кувшинова   Елизавете Максимовне. На семейном совете глава семьи, их мать Татьяна Ивановна Кувшинова, решает оставить Елизавету Максимовну, свою невестку, заниматься детьми Сергея, своими внукам Татьяной и Сергеем, а дела на фабрике поручает дочери Юлии Михайловне. Мать знала твердый характер дочери, ее настойчивость в достижении цели, острый ум, грамотность, увлеченность идеями брата. Только она могла продолжить дело Сергея. Мать в нее верила.

                Юлия Кувшинова – молодая, образованная, энергичная, впитавшая в себя все лучшие черты старообрядческого семейства: дисциплинированность, трудолюбие, умение переносить все невзгоды и не падать духом, ревностное отношение к делу. Она стала достойной продолжательницей дела своих отца и брата.

                Кувшиновы сделали много добрых дел для рабочих писчебумажной фабрики. Прежде всего, они дали почти полторы тысячи рабочих мест для местного населения, построили квартиры для рабочих и служащих, баню и прачечную, возвели храм Пресвятой Троицы в Каменном, организовали Потребительское общество и для него возвели прекрасный магазин в Фабричной слободе, в Каменном благодаря стараниям лично Сергея Михайловича появился больничный комплекс для тружеников фабрики в память об их отце М.Г.Кувшинове.
 
                На момент событий 1905-1906 годов фабричная местность представляла из себя следующую картину согласно информации в газете «Новоторжский голос» от  25-го мая 1906 года, №39:«Фабрика находится в 48 верстах от Торжка. Она дает работу более чем полуторы тысячи рабочим. Одна треть из них продолжает заниматься крестьянским трудом. Фабрика оказывает большое влияние на умственный и нравственный склад окружающего населения.
                Имеется школа с пятилетним курсом, 200 учащихся, 4 учителя, мастерская для обучения девочек шитью, почтово-телеграфное отделение, общественная потребительская лавка с 200 тысячами рублей годового оборота, больница на 30 кроватей, ясли на 20 детей…
                Народная библиотека – открыта ежедневно на 1 час днем и на 2 часа вечером; в ней получают четыре ежедневные газеты.
                Открыта в 1906 году чайная. Это место, где рабочие могут собраться, почитать газеты и потолковать между собой.
                Имеется деревянная церковь с хорошим церковным хором.»

                Однако, как отмечала та же газета «Новоторжский голос» от 11-го июля 1906-го года (№59):«При фабрике не имеется никакого зала для народных развлечений. Никто сюда не заглядывает (музыканты, театральные труппы).».
 
                Следует отметить, что о строительстве для рабочих культурного центра речь шла давно. Об этом еще мечтал Сергей Михайлович Кувшинов. Однако трагедия, обрушившаяся на семью, не дала воплотить в жизнь этот план. Фабрика, как уже говорилось выше, в 1894 году закупила в Англии новейшее оборудование для переоснащения бумагоделательного производства. Это оборудование на пароходе «Владимиръ» погибло во время кораблекрушения. Фабрика понесла большой урон. Потребовалось почти полтора года судебных тяжб, ожидания выплаты страховой суммы, организации новых закупок оборудования. Финансовое положение фабрики на этот момент было трудным.

                К началу 1900-х годов вопрос строительства Народного Дома не стоял так остро. Вместо Народного Дома рабочие пожелали иметь рядом храм, который для них был построен в 1903 году. Однако в 1906 году проблема строительства Народного дома вновь встает очень остро.

                «Проект устройства Народного Дома существует уже 10 лет; план его несколько раз перечеркивался, обещание устроить Народный Дом несколько раз торжественно давалось, но, когда это благое намерение администрации будет приведено в исполнение, неизвестно. У рабочих есть желание культурно проводить время, а не играть в орлянку или деньги под плитку, в карты и другие не менее грубые развлечения». (Газета «Новоторжский голос» от 11-го июля 1906-го года, №59).

                ***

                Строительство Народного Дома все откладывалось по финансовым причинам. Нужно было постоянно модернизировать производство, чтобы выдерживать конкуренцию с другими предприятиями. Потом остро встал вопрос транспортной доступности предприятия. Начали строить подъездной железнодорожный путь.
               
                ***

                Вопрос о месте культурного досуга рабочих встал особо остро после революционных потрясений 1905-1907 годов. Фабрика изо всех сил пыталась выжить, вкладывая средства в строительство железной дороги. Фактически, все производство было заложено под кредит на строительство. Тогда Юлия Михайловна Кувшинова обратилась к лесозаводчику Егору Филипповичу Семячкину. Завод Семячкина много сотрудничал с фабрикой, выполнял заказы по поставке пиломатериалов, по изготовлению специальных  поддонов для бумажных кип. Поэтому Ю.М.Кувшинова обратилась за помощью к Егору Филипповичу. Лесозаводчик на свои деньги построил деревянный театр на границе селений Ермолаевка и Бочаг. Появление этого здания несколько разрядило обстановку. Стали появляться заезжие артисты из Торжка, Твери, Вышнего Волочка. Устраивались любительские постановки рабочего драмкружка.

                Деревянный театр Семячкина посуществовал до открытия Народного Дома, до сентября 1913 года.

                ***

                Наконец-то дошла очередь до строительства Народного Дома.

                Заказ на составление проекта для стоительства Дома Ю.М.Кувшинова предложила своему домашнему архитектору Ф.Ф.Воскресенскому. Когда вся документация по проекту была готова, фабрикантша попросила внести некоторые изменения – совместить в комплексе Народного Дома функции театрального заведения, школы, библиотеки. Еще ощущался недостаток средств в связи со строительством железной дороги, и Ю.М.Кувшинова внесла на постройку Народного Дома свой пай в 100 тысяч рублей.

                Архитектор Воскресенский принял новый вариант, однако, предупредил, что в этом случае будет сокращена вместимость зрительного зала, нарушится акустика, уменьшится количество фойе.

                В 1909 году заготовили фундамент под будущее здание. А в 1910 году начали возведение стен. Кирпич использовали с местного кирпичного завода, что в Кирпичной слободе, соединяли его с помощью известково-цементного раствора. Это было новшеством для того времени.

                Строительством руководил мастер А.П.Бутылкин. Когда стены, перекрытия и кровля были готовы, начались отделочные работы, которые велись под руководством С.Р.Родионова. Исходя из ограниченности средств, архитектор Ф.Ф.Воскресенский в наружном оформлении здания выразил сочетание театра, библиотеки и школы. Это отразилось и в конфигурации здания как фронтального фасада, так и боковых фасадов, которые словно близнецы похожи друг на друга.

                Яркие стены из красного кирпича украшены элементами лепки в стиле «модерн». На главном фасаде выразительно смотрятся окна и пилоны своеобразной формы, а также окна эркера, расположенного по центру.

                Современная планировка РЦД, так теперь называют Народный Дом, почти не отличается от первоначальной, однако, к настоящему времени очень много утрачено элементов отделки и оформления. Изменения коснулись только в назначении отдельных залов. В свое время фойе нижнего этажа и почти весь верхний этаж занимали классные комнаты, учительская и физический кабинет.

                Оформление театральной сцены и зрительного зала осуществляли московский художник-декоратор Лавдовский и его помощник Вайсберг. Они украсили пространство над аркой сцены пятью лепными барельефами портретов русских писателей (А.Пушкин, Л.Толстой, И.Тургенев, Н.Некрасов, М.Лермонтов). Занавес был украшен живописным полотном с сюжетом из истории Древней Руси «Старик-гусляр-былинник у крыльца боярского терема со слушателями».

                Декорациями для устройства спектаклей на любой вкус театр был обеспечен полностью. Кроме того, архитектор предусмотрел современную механизацию сцены. Театральная машина была настолько современной, что ей могли бы позавидовать многие губернские театры.

                За сценой размещались артистические уборные-гримерки – мужская и женская.

                Строительство Народного Дома завершилось в конце лета 1913 года. По фронтону эркерного выступа была выполнена надпись золочеными буквами «Народный Дом в память 17 октября 1905 года».

                ***

                Открытие Народного дома приурочили к началу учебного года в школе. На торжества были приглашены представители администрации уезда, руководство фабрики, служащие, старые рабочие фабрики, педагоги, врачи и медицинский персонал больницы, представители служб железной дороги Торжок-Кувшиново.

                Вход был только по именным пригласительным билетам. При входе в здание каждому приглашенному вручался памятный бронзовый жетон-медаль. На одной стороне его был силуэт Народного Дома, на второй – надпись: «Знанье – воля, знанье – свет, рабство без него!».  На транспаранте из   материи, укрепленном на древке перед занавесом авансцены, золочеными буквами был вышит этот же девиз.

                ***

                После торжественного открытия Народного Дома на следующий день начались занятия в школе. На первых уроках присутствовала сама Ю.М.Кувшинова. К счастью, сохранились имена первых педагогов: И.И.Пучков, С.А.Снегирев, М.В.Митропольская, Е.К.Осипова, К.В.Троицкая и другие. В библиотеке Народного Дома работали О.И.Ильинская и А.Лесина.

                ***

                В Народном Доме можно было ставить не только драматические и оперные спектакли. Театральный зал легко превращался в кинотеатр. Кинобудка была оборудована киноаппаратом немецкой фирмы «Ика». Обслуживал и организовывал показ фильмов электромонтер фабрики Ф.И.Мишура.

                Показы фильмов проходили раз в неделю. Это были заграничные детективы, мелодрамы, приключенческие ленты. Нет-нет, и между ними появлялись фильмы российского производства. Зрители познакомились с отечественной классикой в кино: «Обрыв», «Анна Каренина», «Собор Парижской Богоматери», «Пиковая дама», «Евгений Онегин» и многие другие.

                ***

                В начале двадцатого века публика любила посещать театральные постановки. Театр настолько притягивал людей, что без спектаклей они просто не могли уже обходиться. Кино только начинало свое шествие по странам, однако оно не столь привлекало людей, так как было «великим немым». А зрителям хотелось слышать живое слово, вникать в слова героев, переживать вместе с ними происходящее действо.

                Народный Дом сразу привлек любителей театра. Ведь теперь была возможность творить, создавать спектакли и даже играть в них. Так появились кружки художественной самодеятельности. Драматический кружок в Народном Доме был основан С.И.Брянцевским и С.И.Семенченко. Первый занимался постановками, второй – ведал сценическим хозяйством. Позже Г.А.Эдельштейн, окончивший Московскую консерваторию, стал организатором и режиссером в Народном Доме. Он блестяще ставил спектакли и сам лично исполнял ведущие роли. Кроме того, он еще руководил кружком художественного чтения.
 
                Сохранились фамилии драмкружковцев того времени: И.В.Бровцев, В.В.Русаков, А.И.Зайцев, Н.В.Виноградов, И.В.Конов, Ю.Ф.Смирнова, А.П.Мурашева, И.И.Ширяев.

                Уже в двадцатые годы в кружок пришли З.Ф. и Н.Ф.Чуриковы, Е.Я.Шкваров, АС.Лебединов, А.Я.Киселев, С.С.Кривушин, А.И.Артамонов, М.А.Овчинников и другие.

                ***

                Кроме драматического кружка при Народном Доме был создан хор. Руководил им энтузиаст своего дела, музыкант-любитель И.И.Пучков. С хоровым пением в Каменном были хорошо знакомы. При Святотроицкой церкви был прекрасный хор из рабочих фабрики. В приходских школах учащиеся разучивали церковные песнопения. Хор же при Народном Доме разучивал более светские произведения, хотя в программе были отдельные произведения духовной музыки. В хоре принимали участие в основном учащиеся старших классов школы. Солировали в нем С.Д.Галкин, А.Я.Мельникова, Н.Ф.Чуриков.

                Оркестр духовых инструментов состоял из двадцати музыкантов. Руководил оркестром капельмейстер, работник фабрики Ф.И.Шведов. Музыканты принимали участие во всех спектаклях, на шествиях школьников, играли на танцах в Народном Доме.

                ***

                Февральские события 1917 года. Отречение Государя от престола. В народе разброд и шатания. Государство разрывали противоречия. Одни остаются верными присяге Государю и сохранению державы, другие – готовы терзать и разрушать страну. И наше селение не обошли стороной эти потрясения. Народный Дом становится центром событий нового времени. В нем заседает ревком, организуется народная милиция. Здесь же заседает производственный комитет, созданный рабочими и инженерно-техническими работниками фабрики с целью контроля над производством.

                В Народном Доме начали проходить бурные собрания. Они были настоль многолюдны, что зал освобождали от стульев и собравшиеся митинговали стоя. Люди взволнованно спорили и дискутировали. Одни были на стороне Государя, другие на стороне Временного правительства, а третьи – за большевиков. Здесь же при Народном Доме сформировался местный комитет большевистской партии.

                Несмотря ни на что Народный Дом оставался культурным центром даже в это трудное время. Во второй половине июля 1917 года в Каменное приехали артисты Московского театра, предполагавшие вначале поставить только один спектакль – «Без вины виноватые» Островского. Однако театр так понравился артистам, что они вне программы поставили еще одну пьесу Островского «Пустоцвет».

                Драмкружок под руководством Г.А.Эдельштейна и И.И.Кузьмина, выпускника Московской театральной школы, ставят на сцене спектакли, такие как «Ревизор» Гоголя, «На дне» Максима Горького, пьесы из наследия драматурга А.Н.Островского.

                При Доме организуются вечерние школы повышения грамотности и профессионально-технического уровня. Заново возрождается оркестр струнных музыкальных инструментов.

                ***

                В 1918 – 1921 годах Каменская писчебумажная фабрика благодаря самоотверженному труду рабочих выдержала все невзгоды, обрушившиеся на нее. Рабочие проявили исключительный энтузиазм, героически сохраняли свое производство действующим, проявляя чудеса сознательности. И Народный Дом в этом играл важную роль. Он был местом притяжения рабочих фабрики. Они здесь отдыхали, встречались для обсуждения проблем производства, в библиотеке читали свежие газеты, книги, узнавали все новости местной жизни. В общем, Народный Дом был для всех местом вдохновения.

                Пережив все тяжелые годы, Каменская фабрика вступила в год 1922 – мирный, жизнерадостный. Завершилась Гражданская война, отступил голод, открылся путь к подъему производительности труда. Народный Дом становится методическим центром по созданию новых школ для полного охвата трудящихся Фабричной слободы, Кирпичной слободы, Каменного, станции Кувшиново. Однако не забывали здесь и о культуре и искусстве. Так, осенью 1922 года на сцене впервые ставится опера «Кармен». Постановкой руководил профессор Петроградской консерватории Талмазан, он же исполнял партию Дон-Хосе.

                В начале 1923 года филиал Московского Большого театра ставит в Народном Доме серию опер под руководством Борисенко и концертмейстера-пианиста Покрасса. Жители Каменской агломерации увидели и услышали в своем театре оперы «Паяцци», «Евгений Онегин», «Травиата», «Риголетто».

                Летом 1923 года на сцене Народного Дома выступил народный артист Роберт Адельгейм, осенью – артист Петроградского театра драмы Павлов-Хорват. Шли с успехом пьесы Шиллера, Шекспира, Ростана.

                ***

                В 1924 году остро встал вопрос дальнейшего существования фабрики. Центрбумтрест принял решение закрыть фабрику или отдать ее в концессию. Рабочие предприятия смело встали на защиту своей фабрики-кормилицы. В Народном Доме проходили бурные собрания рабочих, были составлены петиции и выбраны делегаты. Представители фабрики отправились в Москву и отстояли свою родную фабрику. Дальнейшие события показали, что требования рабочих были справедливыми, их позиция по-настоящему была государственной.

                ***

                В начале 1929 года в Народном Доме состоялось расширенное собрание рабочих фабрики. Было принято решение принять вызов ленинградского завода «Красный Выборжец» и вступить в социалистическое соревнование. Это было начало всесоюзного движения рабочих за повышение производительности труда и улучшение качества выпускаемой продукции. Наша старая фабрика вышла победителем в этом соревновании. Все газеты Советского Союза откликнулись на это событие. На станцию Кувшиново стали приезжать корреспонденты центральных газет, писатели, фотокорреспонденты. Появилась информация и о Народном Доме, о его замечательном театральном зале. И вновь возобновился поток артистов с гастролями в Фабричную слободу. На сцене Дома выступали ансамбль драмы бывшего Московского театра Незлобина (ныне филиал Большого театра), Народный артист РСФСР Лихачев, труппа Ленинградского областного театра и многие-многие другие. Местная публика очень тепло принимала артистов, что служило прекрасным стимулом для визита театральных актеров в этот небольшой промышленный уголок в глубинах Тверской губернии.

                На одном из собраний рабочих, которое состоялось в конце 1929 года, было принято решение об издании местной газеты, чтобы освещать ход социалистического соревнования, делиться передовым опытом советского строительства. Партийные органы и власти Москвы пошли навстречу. В Фабричной слободе построили типографию, здание редакции. Газету назвали «Социалистическая стройка». 10 сентября 1930 года вышел первый номер этой газеты. Издание получилось интересным. На четырех полноформатных полосах можно было прочесть интересные редакционные статьи, репортажи, рассказы рабочих о своем опыте работы на фабрике, письма рабкоров, обращения в редакцию трудящихся селения, рецензии на спектакли в Народном Доме, творческие опыты читателей в прозе и поэзии.

                ***

                В 1935 году Народный Дом сильно пострадал от пожара. Казалось, что его приветливые залы и фойе уже никогда не будут заполнены радостной публикой. Однако фабричная общественность приняла решение как можно быстрее восстановить Народный Дом в прежней красе. Помогли московские организации Центрбумтрест, Министерство промышленности СССР. Из Москвы были присланы специалисты-реставраторы, которые строго следили за процессом возрождения Народного Дома. И к 1938 году очаг культуры вновь распахнул свои двери перед жителями поселка.

                А в годы войны продолжилась славная история этого замечательного здания. В стенах Народного Дома разместился военный госпиталь. Однако в театральном зале для бойцов, находившихся на лечении в госпитале, показывали советские художественные фильмы, перед ними выступали советские артисты.

                ***

                В 1949 году город перешагнул свой десятилетний рубеж городского статуса. Конечно, годы войны еще напоминали о себе, жизнь была полна трудностей. Однако послевоенный энтузиазм наших людей творил чудеса. Как в сказке, не по дням, а по часам восстанавливались селения, города, заводы и фабрики области. И хотя Кувшиново, будучи прифронтовым городом, пострадало не так сильно по сравнению с другими городами, находившимися в эпицентрах сражений и битв, тем не менее тоже залечивало раны.

                В годы войны Каменская писчебумажная фабрика была эвакуирована на Урал. Лишь только фронт отступил на Запад от Кувшинова, в 1943 году началось возвращение оборудования и его монтаж, а уже в 1948 году было завершено полное восстановление фабрики, и она заработала на полную довоенную мощь, вдохнув новую жизнь в наш город. Вновь появились рабочие места, у людей появилась уверенность в завтрашнем дне. Естественно, все это стимулировало у горожан повышение интереса к различным культурным мероприятиям.

                Кстати, в послевоенные годы население Кувшинова достигало двадцати тысяч человек. Состав его был несколько иным, чем ныне. Хотя город был населен преимущественно рабочим людом, однако интеллигентская прослойка была значительной. В городе работало две средних общеобразовательных школы, где занятия шли в две смены, две семилетних школы, одна начальная школа, ремесленное училище и школа ФЗО, Каменский целлюлозно-бумажный техникум. С 1943 года в усадьбе Ю.М.Кувшиновой Каменное был организован детский дом для детей, сирот войны. Первыми он приютил детей блокадного Ленинграда.

                По мере продвижения Калининского фронта на Запад, в Кувшиново хлынул поток беженцев и переселенцев из разоренных войной мест. Среди них было много интеллигенции: учителей, врачей, специалистов разных творческих профессий, рабочих высокой квалификации. Все это создавало предпосылки для развития интереса к культурным мероприятиям в городе. И главная роль в этом принадлежала Народному Дому, который к этому времени был понижен в статусе и стал просто клубом. Однако все его достоинства остались с ним: прекрасный театральный зал, современная сцена, хорошая акустика, гримерные, помещения для репетиций и комнаты для занятий, фойе, библиотека. Все это привлекало в Кувшиново на гастроли артистов различных жанров из многих городов Советского Союза. Всегда полный зал и теплый прием кувшиновской публики несомненно привлекал сюда артистов.

                Давайте посмотрим театральную афишу 1949 года. Самыми частыми гостями были артисты драматических театров городов Кимры и Вышний Волочек. Кимрчане в этом году показали кувшиновцам следующие спектакли: пьесы А.Н.Островского «Бешеные деньги» и «Бесприданница», спектакль по книге Элеоноры Войнич «Овод», пьесу Н.Симонова «Чужая тень», «За вторым фронтом» Собко, «Мачеху» по роману Оноре де Бальзак. Вышневолоцкий театр на летние гастроли привез музыкальные спектакли: мюзикл американского композитора Керна и оперетту И.Дунаевского «Вольный ветер».

                Областной театр драмы из города Калинина порадовал зрителей спектаклями «Калиновая роща» Корнейчука и «Голос Америки» Лавренева. А Ленинградский областной театр «На Литейном» с успехом показал народную пьесу Дьяконова «Свадьба с приданым». Куплеты Курочкина и лирические песни из спектакля стали тогда настолько популярными, что ни одно самодеятельное выступление не проходило без их исполнения.

                Большим событием для кувшиновцев стали выступления хора и ансамбля танца Калининской областной филармонии. Артисты приехали со своим оркестром, который расположился в оркестровой яме перед сценой. Все это выглядело для нас, местных зрителей, очень эффектно, и почувствовали себя в настоящем Большом театре.

                Очень запомнились тогда же выступления московских артистов, среди которых была Виктория Иванова, обладательница удивительно сильного колоратурного сопрано. Когда под сводами театрального зала Народного Дома зазвучала армянская народная песня «Ласточка» в ее исполнении, зал замер. Она пела без микрофона, однако ее голос проникал во все уголки огромного зала. И лишь прозвучали последние ноты песни, как публика разразилась бурными аплодисментами и долго не отпускала певицу со сцены.

                В те далекие послевоенные годы Народный Дом продолжил свои культурно-просветительские традиции, оставаясь для города главным очагом культуры. После войны вновь возродились при Доме различные кружки самодеятельного творчества. Больше всего выделялся при клубе драмкружок. Это был настоящий творческий коллектив, в котором принимали участие настоящие кувшиновские театралы. Ставили они на сцене Дома в основном русский классический репертуар и, прежде всего, пьесы А.Н.Островского.
 
                Летом 1949 года на гастроли в Торжок приехали артисты Украинского музыкально-драматического ансамбля. Для новоторов они привезли спектакли «Шельменко-денщик», «Майская ночь», «Наталка-Полтавка», «Запорожец за Дунаем», которые они исполняли на летней сцене городского сада. А когда они узнали, что совсем недалеко от Торжка, в Кувшинове, имеется прекрасный театральный зал, где можно использовать все возможности сцены, то приехали с двумя самыми популярными в то время спектаклями, операми композитора Лысенко «Наталка-Полтавка» и «Запорожец за Дунаем». Прекрасная музыка, колоритная украинская речь, которая зрителям уже была знакома по выступлениям артистов-сатириков Тарапуньки и Штепселя по радио, юмор, пляски, яркие костюмы – все это создавало праздничное настроение и надолго осталось в памяти кувшиновского зрителя.

                Помимо основной театральной нагрузки, на Народный Дом легла еще большая с развитием кинематографа. Роль прекрасного кинотеатра народный Дом стал выполнять, как мы уже знаем, с самого своего открытия. А в послевоенное время наш клуб стал настоящим Домом Грёз. Сюда устремлялись сотни кувшиновцев, чтобы познакомиться с необычной жизнью других народов, чтобы переживать и страдать вместе с героями фильмов, чтобы учиться жизни у полюбившихся героев.
 
                В 1949 году на экране в основном шли фильмы, взятые в качестве трофея. Согласно репертуару, в этом году зрителям были показаны следующие фильмы: «Пираты», «Тарзан» в четырех сериях, «Робин Гуд», «Девушка моей мечты», «Дитя Дуная» с участием известной киноактрисы Марики Рёк, «Кто виноват», «Секретная миссия», «Венские девушки», «Весна на льду» (первый фильм о создании австрийского балета на льду «Айсревю»), «Касабланка» и многие другие.

                Отечественных фильмов было еще мало, но уж если на экраны выходила наша картина, то мы не пропускали ни одного сеанса, стремились просмотреть фильм по нескольку раз. К таким любимым фильмам можно отнести «Воздушного извозчика», «Беспокойное хозяйство», «Золушка», «Небесный тихоход». Однако война напоминала о себе фильмами «Падение Берлина», «Сын полка», «Девочка ищет отца», которые в этом году были показаны на кувшиновском экране.

                Большим культурным событием в жизни города стало открытие летом 1949 года Детского Дома Культуры, который памятен нашему послевоенному поколению по аббревиатуре ДДК. Школьники здесь приобщались к музыке, хоровому пению, драме, художественному чтению, литературе, фото, рукоделию, спорту. Велико значение этого помощника Народного Дома в деле воспитания и приобщения молодежи к великим культурным ценностям нации.

                Да, люди в эти годы были огромным богатством города. Определенный уровень культурной жизни, который поддерживался энтузиастами города, представителями городской власти, руководством Каменской писчебумажной фабрики, сыграл положительную роль. Большое число молодых кувшиновцев получило путевку в большой мир благодаря высокому уровню культуры и образования в городе в те годы. Представителей нашего города можно встретить на высоких должностях и в сфере образования, и культуры, и промышленности, и управления. Выходцев из послевоенного Кувшинова можно встретить не только в Москве или Петербурге, а и в самых необычных точках нашей огромной России, во многих зарубежных странах.

Сергей Мечиславский.   



Рецензии
Доброго дня, уважаемый Сергей!Моя мама, в девичестве Блохина, Людмила, родилась в Кувшиново в 1930 году, ее брат Евгений Блохин,1925 г.р. закончил здесь бумажный техникум, потом в Ленинграде институт и 25 лет или более был директором бумажной фабрики на Васильевском острове, на Уральской ул. в Ленинграде.Мама училась на швейных курсах в Кувшиново, потом в Ленинграде окончила техникум легкой промышленности на Марата и всю жизнь работала в ателье (в Питере все с 1953 года, я родилась в Ленинграде в 1958),мама была прекрасной портнихой. Всю войну жили они на ул. Воровского близ железной дороги, близ вокзала. Часто бомбили дорогу. Бабушку ранило разорвавшейся бомбой на площади около Клуба, там в госпитале она и лежала, дома остались моя мама 11 лет и ее сестра Нина 9 лет, деда моего, их отца забрали на войну в 43-м и он пропал без вести. Я в 1968 году 10 летней девочкой проводила лето в Красной поляне (не нахожу на карте,вижу Красную горку...),в поселке, недалеко, три вечера к шести часам мы ездили в Дом культуры в город (в Кувшиново)на автобусе, смотреть три серии "запрещенного" фильма "Фантомас"!, о чем я с гордостью рассказывала потом в Ленинграде одноклассникам! Все удивлялись и не верили, в Питере Фантомаса в кино не показывали! Клуб почему-то запомнился мне в голубых и белых тонах.Летом 2022 я все же посетила Тверскую, Селигер, Осташков с экскурсией, в стороне осталось Селижарово, родина бабушки и проезжали дважды на пути Кувшиново, мелькнули деревянные дома, дорога в город, церковь вдали, мысленно я помахала родным местам моей мамы, бабушки, дяди, тети, может быть сохранился их большой деревянный дом (номер 9 или 11) Спасибо Вам, уважаемый, Сергей!

Светлана Петровна Осипова   22.03.2023 18:07     Заявить о нарушении