Стать поэтом в Ялте - 7
Ялтинские литераторы привыкли к тому, что слово «осень» ассоциируется со словом «Чехов». Ежегодно в Ялте проходит поэтический фестиваль «Чеховская осень». Это и дань уважения человеку, который создал городу особую творческую ауру, и грустная констатация того факта, что последние годы жизни писателя - его закатные дни - прошли именно в Ялте… Эта грусть разлита и в чеховском саду, и невозможно не ощутить грусть при виде березки, вдруг одевшей осенний наряд среди буйной зелени сада… Березку в саду посадил сам писатель, но ее сломало ветром еще при его жизни… Березку сломало, но жизнь продолжается… Мне нравится образ пустоты, ощущаемой в проемах между камнями на дорожке сада: при косом освещении эти провалы теряют вещественность. Чернота и пустота. Разве не то же возникает при уходе человека из жизни?
Осень в Чеховском саду
Осеннее солнце в туманной одежке
Еще не ушло на постой,
Но каждая ямка неровной дорожки
Наполнена пустотой.
На белом фасаде у Чеховской дачи
Затейлив глициний узор,
И небо спокойно… Но скоро заплачет,
Проколото шпорами гор.
В саду, где царило весеннее буйство,
Где в окнах гудел баритон,
Повисло щемящее, грустное чувство,
Сокрытое в слове – Антон…
Завершить поэтический экскурс по чеховском саду хочу на той же грустной, сентиментальной ноте. Больной писатель носил в легких смертельные бациллы, и не мог не думать о том, что случится скоро и неизбежно… Бунин, который как никто другой понимал душу своего друга, пытался понять, как Чехову удавалось примирить свою жизнь с мыслью о неизбежном. Его идея такова: Чехов отстранялся от мысли о смерти как художник, как литератор: представлял смерть как бы глазами зрителя, как некое театральное действо, даже как комедию, которой предстоит разыграться у крыльца Белой дачи:
С крыльца с кадилом сходит толстый поп,
Выводит хор. Журавль, пугаясь хора,
Защелкает, забьется у забора,
И ну плясать и стукать клювом в гроб…
В груди першит. С шоссе несется пыль,
Горячая, особенно сухая.
Он снял пенсне и думает, перхая:
Да-с, водевиль. Все прочее есть гиль…
Мне эта драма смерти представилась в преломлении не только размышлений, но и занятий Чехова-садовника… Вот он подбирает и насаждает в саду породы деревьев, которые создадут образ вечной весны и будут напоминать о человеке, который взлелеял сад на голом ауткинском пустыре. Самое главное слово поставлено в самом зачине стиха: «если…». «Если умру»… А может, и не умру? В нем - надежда на то, что настоящее искусство не умирает никогда…
Чехов в саду…
Если умру, посадите магнолию,
Пусть расцветает к утру,
Чтобы не грезилось, будто бы в поле я
Дрогну на грубом ветру.
Скоро умру… Посажу я глицинию,
Чтобы сиреневый рай
Стал заповедной страной соловьиною
И говорил: «Прилетай!»
Скоро умру… Посажу я фотинию,
Чтоб укрывал от молвы
И шелестел над могильною глиною
Ворох багряной листвы.
Скоро умру… Посадите форзицию
У основанья креста,
Чтобы душа голосистою птицею
Пела, звонка и чиста…
Скоро умру… Посажу я акацию,
Белое чудо весны,
Чтобы страдающей, плачущей матери
Снились небесные сны…
Чеховская тема плавно переходит в тему Ялты… В городе много мест, которые хранят память о Чехове. Это и местная гимназия, где писатель часто бывал как попечитель, и городской театр, где Чехов смотрел свои пьесы в постановке МХТ, и дача «Омюр», где писатель прожил полгода до окончания строительства собственного дома. Но центром притяжения, конечно, является Набережная… Чехов еще в первый свой приезд в город (1889) часто бывал здесь. Однажды в купальне у берега служитель уронил шест, который упал возле самой головы Антона Павловича… Молодой писатель мог бы остаться в Ялте навсегда… Тут, в кондитерской Верне, он делился секретами мастерства с юной писательницей Еленой Шавровой… Тут гуляла со шпицем героиня его самого «ялтинского» рассказа… Дух Чехова витает над набережной до сих пор! Однажды, в тяжкие 90-е годы, когда каждый выживал как мог, я не раз наблюдал, как одна старушка зарабатывал на пропитание со своей собачкой: старушка играла на аккордеоне, а кобелек, одетый в нелепое платьице, подвывал и приплясывал под музыку… Вот вам и чеховский сюжет…
На набережной
В саду шелками шелестят,
Жеманясь, веерные пальмы.
На Могаби бросает взгляд
Старушка в сизоватой тальме.
В ее руках - аккордеон.
А гору непогода кроет...
Кобель, наряженный в шифон,
Музыку слушает и воет.
Старушка зла на Могаби.
Играет, не давая спуску.
Собака воет от любви
Или от жалости к искусству.
"Каштанка!"- будто бы во сне
Вдруг донеслось... И за толпою
Мелькнули кепи и пенсне,
Знакомый профиль с бородою...
Аккордеон умолк, и пес,
Ломая клоунскую шляпу,
Лизал Антону щеки, и нос.
А тот, как другу, гладил лапу...
Надо сказать, что Чехов действительно любил собак. В его усадьбе постоянно обитали беспородные Тузик, Шарик и Каштан, которых запечатлел для истории ялтинский фотограф и «обессмертил» в шуточных стихах друг Чехова, известный журналист Владимир Гиляровский.
Свидетельство о публикации №217120500481