Я- русский офицер. Ч. II. Гл 33

          
                Гл.33. Торговые дела.

                «Никто не изготовит замок без ключей.
               Так и жизнь, не даёт проблемы, без решения…»
 

   Внешнеторговый оборот СССР с Италией развивался достаточно быстрыми темпами и возрос с 4,4 млн. рублей в 1920 году до 141,2 млн. рублей в 1929 году, при этом экспорт значительно (в 3-10 раз в разные годы) превышал импорт.
   Основными товарами, которые поставлялись в Италию в эти годы, были нефтепродукты, зерновые, шёлк-сырец, а также каменный уголь, антрацит, марганцевая руда, мясо и лесоматериалы.
Увеличение импорта из Италии шло гораздо медленнее, чем советского экспорта в эту страну.
   В соответствии с общей импортной политикой, проводившейся в Советском Союзе в период индустриализации страны, удельный вес машин и оборудования в общем импорте из Италии постепенно возрастал, и в 1929 году он составил свыше 40 процентов.
  Другими крупными статьями советского импорта из Италии были сера, ткани, фрукты, а также различные химические товары.
Мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году, вызвал резкое падение промышленного производства в Италии, привел к сокращению ее внешней торговли.
    В этих условиях повышение заинтересованности Италии в торговле с СССР выразилось в том, что 2 августа 1930 года итальянское правительство заключило с СССР кредитное соглашение, в силу которого итальянские экспортеры получали правительственные гарантии своих кредитов по продажам в СССР в размере 75 процентов общей суммы годового экспорта в 200 миллионов лир.
   Со своей стороны, СССР соглашался разместить заказы на итальянские промышлен-ные товары в период с 1 июля 1930 года по 30 июня 1931 года на сумму 200 млн. лир при наличии приемлемых коммерческих и технических условий.
      Предоставление итальянским правительством гарантий экспортных кредитов по сделкам с советскими организациями привели в 1930-1932 годах к значительному увеличению объема импорта машин и оборудования из Италии, причем их удельный вес в импорте возрос до девяноста процентов.
  К началу 30-х годов товарооборот между странами достиг максимального уровня в довоенный период.
  Экспорт в Италию составил более 5 процентов всего советского экспорта, импорт из Италии - 2,7-2,8 процента объема советского импорта. По данным итальянской статистики, удельный вес СССР во внешней торговле Италии достиг в 1931 году 3,8 процента.
Начиная с 1932 года, товарооборот между СССР и Италией неуклонно сокращался, при этом уменьшалось по сравнению с предыдущими годами положительное сальдо в торговле СССР. Среди наиболее важных причин сокращения советско-итальянской торговли была внешнеэкономическая политика правительства Италии.
  Эта политика, направленная на сбалансирование внешнеторгового оборота страны, сокращение значительного пассивного сальдо торгового баланса в отношениях с Советским Союзом и уменьшение импорта из нашей страны, нашла отражение в соглашениях о торговле, заключённых в этот период, с СССР.
   После длительных переговоров 6 мая 1933 года СССР заключил с Италией соглашение о товарообороте, в котором был установлен предел превышения советского экспорта в Италию над импортом, а также была подписана новая Таможенная конвенция.
  Все эти годы Василий Антонов и его техническая секция, делали всё возможное, чтобы закупить в Италии вооружение для военно-морского флота  Советского союза, особо пострадавшего, после Гражданской войны, и благодаря старым связям Василия и прекрасному знанию итальянского языка, им очень многое удалось сделать.
   Правительство СССР  в сентябре 1930 года отправило в Италию начальника технического управления ВМС А.К. Сивкова с большой комиссией для ознакомления с кораблями и вооружением королевского флота на предмет закупок техники и кораблей.
  27 сентября Сивков был принят морским министром Джованни Сириани.
     С 28 сентября по 25 ноября 1930 г. комиссия Сивкова, совместно с представителями технической секции Торгпредства СССР: начальника секции инженера Николая Петровича Булычёва, и инженера Василия Антонова, посетила тринадцать городов, 37 заводов и 22 боевых корабля.
   Наибольший интерес у комиссии вы-звали итальянские 45-см и 53-см торпеды, 100-мм зенитные установки «Минизини» и системы управления огнём.
   Закупленные в Италии ПУС фирмы «Галилео» в составе КДП «Дуплекс» и трехметрового дальномера были установлены на советских лидерах эсминцев проекта 1 - «Ленинград», «Москва» и «Харьков». Стоимость одного комплекта ПУС фирмы «Галилео» составила 3,3 миллиона итальянских лир.
   Ни дореволюционный, ни советский флот не имел боеспособных зенитных орудий среднего калибра. Попытка создания советскими конструкторами 102-мм зенитной пушки Б-14 провалилась. Поэтому 100-мм спаренная универсальная установка системы «Минизини» стала для ВМФ буквально находкой.
    В 1931 году,  на основании работы комиссии Сивкова  и при содействии Торгпредства в Италии поднимается вопрос о строительстве новых крейсеров для РККФ. И актуальность этой темы находит понимание у руководства страны.
 В 1932 году, из-за отсутствия отечественного опыта разработки современных крейсеров и отсталости технологи-ческой базы в Советском союзе, было подписано соглашение с итальянской фирмой «Ансальдо» о технической по-мощи, поставке одного комплекта СУ и вспомогательных механизмов лёгкого крейсера типа «Раймондо Монтекуколли» (наиболее совершенного на тот момент).
 Ровно через год, уже летом 1933 года СССР покупает теоретический чертёж новейшего итальянского лёгкого крейсера «Евгений Савойский», формулирует ТТЗ на разработку первого отечественного лёгкого крейсера водоизмещением не свыше 6500 тонн и уже в том же году создаёт силами ЦКБС-1 эскизный проект такого корабля.
  1934-й год. Принимается решение о существенном изменении проекта. Двух орудийные башни со 180 мм пушками, заменяются на трёх орудийные, а водоизмещение крейсера увеличивается до 7170 тонн. В таком виде, проект окончательно утверждается в конце декабря 1934-го года.
  1935-й год. Закладка двух крейсеров «Киров» и «Ворошилов» по проекту 26.
 Вначале 1933 года ОГПУ, по рекомен-дации российского военного атташе и торговых представителей из технической секции, заключило договор с фирмой «Ансальдо» на строительство двух сторожевых кораблей для погранохраны Тихого океана.
  Эти корабли были заложены 8 февраля 1933 года в Генуе под названиями PS-8 и PS-26. В марте 1935 года им присвоили названия «Киров» и «Дзержинский».
   19 августа 1934 года PS-8 был спущен на воду, а 16 сентября того же года спустили на воду и его «близнеца» — PS-26.
   По просьбе советской стороны сторожевые корабли числились… буксирами.
    27 октября 1934 года буксиры PS-8 и PS-26 с итальянскими экипажами и без артиллерийского вооружения (на борту были лишь упрятанные в трюмы пулемёты) отправляются по маршруту Генуя-Порт-Саид-Сингапур-Владивосток.
   Во Владивосток корабли благополучно прибыли 11 декабря 1934 года и в феврале следующего года вошли в состав флотилии пограничной охраны НКВД (ОГПУ 10 июля 1934 года было преобразовано в НКВД).
   Корабли имели полное водоизмещение 1161 тонн. Вооружение кораблей составляли три 102/60-мм пушки системы Обуховского завода и четыре 45-мм полуавтомата 21 К.
   Система управления огнём — итальянской фирмы «Галилео». На каждом корабле было установлено по два 3-метровых дальномера.
 В 1927 году СССР закупил еще двадцать лодок «Дорнье Валь» по цене 40,5 тыс. долларов за штуку. Кроме того, не менее шести лодок «Валь» было собрано в севастопольских мастерских из деталей, полученных из Италии.
     В марте — апреле 1930 года в Севастополе испытывалась летающая лодка S.62bis с мотором в 750 лошадиных сил  (на S.62 стоял двигатель в 510 лошадиных сил).
   31 декабря 1930 года советская сторона и фирма SIAI подписали договор на поставку 50 летающих лодок.  И с октября 1931 года они уже начали поступать в части авиации Черного и Балтийского морей, а к июлю 1932 года прибыли все машины.
   Производство летающих лодок С-62 , вскоре было налажено на заводе № 31 в Таганроге. Первые машины завод сдал в октябре 1932 года. У нас эти машины первоначально именовались С-62ЭКС, а затем МБР-4. Всего к весне 1934 года было поставлено 51 летающая лодка МБР-4.
  Последней летающей лодкой типа «Савойя» стала С-55. Лодка имели катамаранную схему, и была оснащена двумя моторами по 750 лошадиных сил. В 1932 году Управление Гражданского воздушного флота СССР заказало у фирмы SIAT шесть таких лодок.
   С сентября 1933 года, итальянские лодки летали на маршрутах: Хабаровск - Владивосток - Охотск - Петропавловск, а с мая 1935 года - Хабаровск - Оха.
  Лодки С-55 на Дальнем Востоке эксплуатировались до конца 1930-х годов.


Рецензии