Я- русский офицер. Ч. II. Гл 35
Гл.35. Америка.
«Америка — не страна денег, а страна
богатства; не страна богатых людей,
а страна успешных работников».
Генри Форд
При подходе к берегам Америки, пароход остановился у острова Эллис Айленд.
Пассажиров первого и второго класса, а они плыли первым классом, досматривали прямо в своих каютах. А пассажиров третьего класса, в числе которых было много эмигрантов, высадили на берег и начали сортировать.
Сойдя на берег в Нью-Йорке, Василий сразу нанял такси, за рулём которого неожиданно для них оказался итальянец, и попросил его отвести по адресу, 5-авеню 261, где размещалось акционерное общество Амторг.
Амторг был создан путём слияния "Продекско" и "Аркос-Америка" 1 мая 1924 года в Нью-Йорке как частное акционерное общество для выполнения экспортно-импортных операций и допущено постановлением Главконцесскома при Совнаркоме к торговым операциям в СССР.
Юридически Амторг являлся иностранной частно-правовой организацией, работавшей в СССР на основании постановления ВЦИК и СНК от 12 апреля 1923 года "О торговых операциях иностранных фирм".
Советское правительство, в рамках проводимой с 1921 года Новой Экономической Политики допускало на советский внутренний рынок ещё одну заграничную компанию, только и всего.
На деле Амторг представлял собой, фактически, советское торгпредство, уполномоченное представлять в США Госторг, Закгосторг, Укргосторг, Се-взапгосторг, Дальгосторг, Экспортхлеб, Сахаротдел ВСНХ и другие советские органы, имевшие какие-либо экономические интересы в Америке.
Пайщиками-совладельцами Амторга являлись наркомат внешней торговли, Госторг и Аркос. Разумеется, суть Амторга очень скоро стала секретом полишинеля по обе стороны океана, но руководство Амторга упорно держалось за легенду: «Мы – американское акционерное общество!»
В этом был свой смысл, так как эта формула позволяла американским бизнесменам, заинтересованным в коммерческих связях с Россией, но не желающих приобрести имидж "красных", сохранять респектабельное лицо при сотрудничестве с Амторгом.
Помимо этого, статус американской коммерческой компании обеспечивал Амторгу некоторые налоговые послабления.
Первым председателем правления Амторга стал Исай Яковлевич Хургин.
В 1921 г. он стал торгпредом УССР в Польше. В начале 1923 года Хургин был отозван в распоряжение Наркомвнешторга РСФСР, и вскоре отправлен в США.
Однако уже в 1925 года, в связи с трагической смертью Хургина, его сменил А.В. Пригарин.
С 1928 года этот пост занимал С.Г. Брон. В мае 1930 года Брон был назначен на пост советского торгпреда в Великобритании, а председателем Правления Амторга стал А. Богданов.
Его заместителем был А.В. Сергеев.
Кадровый вопрос вообще представлял для Амторга особую проблему. Найти в СССР 20-х годов коммуниста, имеющего техническое образование и свободно говорившего по-английски, было не просто, поэтому значительную часть сотрудников составляли коммунисты местные. Вскоре кадровый голод заставил привлечь и местных «некомму-
нистов».
Если же в Советском союзе находился подходящий кадр, и дирекции Амторга удавалось добиться перевода этого сотрудника – а это составляло особую проблему, так как на работников такого класса, какого требовались Амторгу, в СССР всегда существовал повышенный спрос - мигом вставала новая проблема.
Так как официально Амторг был американским акционерным обществом, он не мог приглашать к себе иностранных специалистов, если они не были артистами, врачами или священниками. Ввиду того, что в экспертах такого профиля Амторг явно не нуждался, перед руководством «нелегального торгпредства» вставала проблема – а в каком, собственно, качестве, должны приезжать в Нью-Йорк советские командированные?
Первоначально «красных инженеров» присылали с туристическими визами, но по истечению таковых Амторгу было весьма трудно добиться в Госдепе визовых продлений. Кроме того, подобные специалисты, будучи, с точки советского трудового законодательства "лицами в загранкомандировке", именно так и проводились во всех бухгалтерских документах. Соответственно, бухгалтерия Амторга была вынуждена так же фиксировать в своих документах, выплаты командировочных денег, суточных и другие расходы.
Так как официально американское акционерное общество не могло нанимать на работу иностранных инженеров, ущемляя тем самым интересы инженеров отечественных, в случае независимой ревизии руководство Амторга рисковало оказаться в крайне щекотливой ситуации.
Сотрудники Амторга осуществляли работу по организации «американского» этапа перелёта аэроплана «Страна Советов» в 1929 году.
Для обследования самолёта после трансконтинентального перелёта были выделены 2 инженера – В.М. Петляков должен был прибыть в Америку заранее и встречать самолёт, а М.М. Егоров летел непосредственно на «Стране Советов».
На персонал Амторга была возложена обязанность по снабжению пилотов самолёта визами и доставка в Америку запасных частей.
Представители Амторга встретили «Страну Советов» в Сиэтле и сопровождали её до Нью-Йорка.
Экипаж был готов лететь в Европу через Атлантический океан, но Москва, не желая рисковать, запретила такой перелёт.
В связи с прилётом «Страны Советов» Форд устроил конференцию, посвящённую перспективам советско-американского сотрудничества.
К 1927 году позиции Амторга, то есть, фактически, СССР, на американском рынке выглядели двояко.
Советский экспорт, в США составлял всего 0,3 процента импорта Соединённых штатов, а на советские закупки приходилось лишь 1,15 процентов совокупных поставок американских компаний за границу.
Исходя из этих цифр, значение торговли с Советской Россией для США было минимальным. С другой стороны, из всего американского импорта на СССР приходилось 23,4 процента тракторов, 23,1 процента горного оборудования, по 16 процентов авто- и авиа - техники и от 10 до 15 процентов по различным группам станков.
Результатом такого положения дел стало формирование просоветских (вернее – проамторговских) групп лоббирования в среде бизнесменов вышеуказанных отраслей.
В частности, в 1925 года за дипломатическое признание СССР выступал заинтересованный в сделках с Нефтесиндикатом Рокфеллер, а против – предприниматели, имевшие финансовые интересы в дореволюционной России и… АФТ!
За весь период, начиная с 1924 года, вся деятельность Амторга была полностью легальной.
Технологии, станки, сырьё и оборудование стратегического характера продавались в дипломатически не признаваемую страну совершенно открыто.
Редчайшие случаи попыток именно финансовых кругов США воспрепятствовать деятельности Амторга относятся к попытке Ассоциации меховщиков Нью-Йорка прекратить монопольное завышение Амторгом оптовых цен на русские меха.
Американские предприниматели пытались апеллировать к самому президенту США - Гуверу, но безрезультатно. Американское общество Амторг законов не нарушало, а значит, могло покупать и продавать товары беспрепятственно.
Единственной неудачей Амторга в этой области оставалось упорное сопротивление Госдепа США посещению Соединённых Штатов каким-либо крупным советским политическим деятелем.
Единственным исключением стал визит заместителя председателя ВСНХ В.И. Межлаука летом 1929 года, результатом которого стало подписание контракта с Фордом на строительство Горьковского автозавода.
Так как по понятным причинам военные предприятия в те годы не могли выступать заказчиками легальной американской фирмы, было создано несколько подставных контор, выполнявших функции «зиц-председателя Фунта».
Подобные конторы имели свою специализацию, так, например, импорт авто-техники и станков шёл через «Автоимпорт», а закупки металлов – в середине 20-х медь, алюминий и цинк приходилось закупать в Америке - через «Главпромтрест».
Порой это вызывало забавные перипетии в делопроизводстве.
Заказы сложного оборудования через океан обычно вели к необходимости согласования технических подробностей. Так как специалисты, скажем, «Автоимпорта» мало себе представляли, какой именно автомобиль требуется армии, по получении запроса от Амторга, представители «Автоимпорта» консультировались с военными и ретранслировали пожелания заказчика обратно в Нью-Йорк.
Поэтому нередко в ответ на десятый уточняющий запрос из Амторга в «Автоимпорт» приходил ответ уже из Военведа, утомлённого постоянными задержками и игрой в «испорченный телефон».
Для Авиатреста функции официального импортного представителя выполнял «Мотоимпорт».
В 1927 году Спотэкзак, Мотоимпорт и Автоимпорт были упразднены. Вместо них в структуре НКВМ был создан Отдел Внешних Закупок (ОВЗ).
ОВЗ находился в двойном подчинении военного ведомства и Наркомата торговли.
В 1928 году между Управлением Снабжения (УС) РККА и Амторгом было подписано соглашение, определившее основные принципы сотрудничества двух организаций.
Согласно этому соглашению:
«…2) УС выдвигает кандидатуру для назначения на должность Уполномоченного Военведа при Амторге, каковой содержится за счёт Амторга, будучи назначаем на должность заведующего автоотделом.
3) Для обслуживания заказов НКВМ последний вправе по мере реальной надобности и по согласованию с Амторгом выдвигать своих кандидатов соответствующих специальностей, каковых Амторг размещает в своём аппарате и содержит за свой счёт.
4) С целью поднятия квалификации и ознакомления с процессами производства предметов потребления НКВМ последний может командировать за свой счёт своих специалистов в США в распоряжение Амторга, каковой обязуется оказывать всемерное содействие в размещении командируемых нами лиц на заводах американской промышленности в качестве практикантов».
Во исполнение этого соглашения в апреле 1929 г. в Амторг были командированы Г.Г. Гобар (в отдел слабых токов) и В.И. Бузанов (в химический отдел). А В. Н. Антонов (в технический отдел) уже осенью этого же года.
К концу года при Амторге был создан аппарат ОВЗ в составе 6 человек.
Василию очень обрадовались, но когда он сообщил, что плохо знает английский язык, то начальник ОВЗ Лазарь Наумович Кафман очень удивился, потому что ему сообщили, что к нему едет из Торгпредства в Генуе, подготовленный специалист.
Но когда Василий сказал, какими иностранными языками он владеет, и что приехал сюда с семьёй: женой и двумя маленькими детьми, тут же возмущённо спросил:
- И где они сейчас?
- В фойе сидят, вместе с вещами. Мы же только что с парохода. Ждут меня.
- Да Вы с ума сошли Василий Николаевич! Нужно было сразу об этом сказать, у нас же довольно прохладно уже. Пойдёмте к ним, - и Лазарь Наумович быстро поспешил к выходу из кабинета.
Остановив идущего навстречу молодого, мужчину в очках, он взял его под руку и сказал:
- Гриша, голубчик. К нам прибыл новый сотрудник, вместе с женой и детьми, так что ты на сегодня брось все свои дела, и помоги им устроиться. Помнится, ты говорил, что Ваш хозяин сдаёт трёхкомнатную квартиру, и что он с уважением относится к русским?
- Да, именно так, Лазарь Наумович, - повернувшись к Василию, шедшему следом за начальником по коридору, и представляясь:
- Григорий Гобар.
- Очень приятно, Василий Антонов.
Они спустились на первый этаж, в просторное фойе, где на диванчике скромно сидела немного растерянная от данной обстановки Мария, со спящим малышом на руках, а рядом сидел Алёша, и глядел в окна, на пролетающие мимо автомобили.
- Познакомьтесь Лазарь Наумович, это моя жена Мария, - представил Василий жену, которая увидев рядом с мужем незнакомых мужчин, постаралась встать. Но тот, увидев у неё, спящего ребёнка, тут же замотал руками, улыбнулся и тихо сказал:
- Очень приятно Мария, а меня зовут Лазарь Наумович.
- А меня зовут Алексеем, Алёшей, - сам представился старший сын, и все весело заулыбались.
- Какой ты уже большой, скоро, наверное, в школу пойдёшь?
- На следующий год, когда мне семь лет исполнится, - бойко ответил Алёша.
- Да, с этим у нас пока проблема. Русской школы в США нет. Я знаю, у нас при посольствах сейчас и в Англии, и в Италии, и в Германии есть русские школы для детей сотрудников посольства, но здесь пока и посольства нашего нет. Мы его практически представляем, хотя считаемся американской компанией.
Но, вы не волнуйтесь Мария, мы что-нибудь придумаем, тем более что вы не одни такие, у нас ещё трое сотрудников имеют маленьких детей.
Короче так, я рад Вас приветствовать на Американской земле, и сейчас Гриша отвезёт вас всех по адресу, где живут наши сотрудники, разместит, вас на квартире, покормит, вы отдохнёте с дороги, ну а завтра встретимся и поговорим, хорошо? Вот Вам Василий пока на первый случай двадцать долларов, здесь итальянские лиры не идут.
- Спасибо, - тихо ответила Мария, и улыбнулась в ответ.
Григорий вышел из здания первым, остановил такси, помог загрузить вещи, и они поехали, снова с удивлением разглядывая небоскрёбы, и людей снующих по улице.
В двенадцатиэтажном доме в Бруклине, где был устроен лифт, им предложили квартиру просторную квартиру на пятом этаже, где окна самой большой из комнат выходили в парк.
В квартире были совмещённый туалет и ванная с холодной водой, а вода нагревалась электрическим нагревателем, на электричестве работала и маленькая двухкомфорочная плита на кухне. И везде стояли счётчики на холодную воду и на электричество.
Квартира была меблирована недорогой, но добротной мебелью, и хозяйке всё очень понравилось, а Алёша, видя этот простор и вид из окна, просто визжал от восторга.
Единственное, что Марии пришлось не по душе, то, что на больших окнах, ни в одной из комнат, не было штор, как у них в Нижнем Новгороде, и в Нерви.
Официально в 20-е годы торговля велась с Польшей, Румынией, Японией и другими странами, которые располагались в непосредственной близости от границ СССР, а неофициально Амторг перекачивал из Америки в Советскую Россию всё, что умудрялись изобрести и понастроить американские конструкторы и инженеры, и в первую очередь, конечно же, это касалось новейших вооружений.
Пушки, танки, самолеты и даже военные корабли вывозились из США сотнями и даже тысячами единиц, но всё было загримировано так, словно речь шла о водопроводных трубах, тракторах и старых баржах для развивающихся стран.
Свидетельство о публикации №217120500707