Я- русский офицер. Ч. II. Гл 36
Гл.36. Из огня, в полымя…
«Америка не изменилась бы, если б её
открыл другой. Скорее, она открыла
Колумба».
Даниил Гранин
Василий начал свою работу в Амторге с того, что сначала познакомился с сотрудниками акционерного общества. Среди них оказалось даже три итальянца, которые очень обрадовались «земляку», засыпали расспросами об Италии, сразу начали учить его английскому языку и вводить в курс дела.
И как раз в это время в стране, куда они приехали, начали происходить какие-то странные дела.
В США двадцатых годов уровень потребления достиг невиданных масштабов. На фоне всеобщего процветания акции росли в цене за два года ценные бумаги подорожали в среднем на 40 процентов, в день торговались акции на $5 млн., что в 2,5 раза превышало предыдущие показатели.
Американцы стремились использовать свой шанс и активно вкладывали деньги в корпоративные акции, надеясь сорвать большой куш на продаже.
Возросший спрос стимулировал предложение, поэтому акции стремительно дорожали. Повышенный интерес к ценным бумагам не привёл бы к краху, если бы люди не тратили на них все свои деньги, зачастую отказываясь от покупки товаров, многие брали кредиты в банках в расчете на скорое богатство.
Ажиотаж раздул огромный мыльный пузырь, и в чёрный четверг он лопнул, как и должно было случиться.
В этот день значение индекса Доу-Джонса упало до 381,17, началась паника, держатели акций старались сбыть их по любой цене.
24 октября продали почти 13 миллионов акций, но индекс продолжал падать и опустился на 11 процентов.
Но за чёрным четвергом, последовали не менее чёрные пятница, понедельник и вторник, когда американцы сбыли еще 30 миллионов акций.
По-настоящему чёрными эти дни были для тысяч инвесторов, потерявших за короткое время 30 миллиардов долларов.
Дальше ком катился без остановок. Банки закрывались, потому что не могли вернуть долги, предприятия не получали кредиты и останавливались, росла безработица.
Но сокрушительный обвал экономики вряд ли мог быть запущен только одним биржевым крахом.
Почвой для катастрофы стало скатывание экономики в рецессию – производство сокращалось на 20 процентов и вместе с этим снижались доходы американцев и цены.
Многие американские экономисты утверждали в газетах, что депрессия возникла в результате перепроизводства при дефиците денежных средств у населения. Доллары в 1929 году ещё были привязаны к золотому запасу.
Другие эксперты уверяли, что следует учитывать историческую обстановку. Завершилась мировая война и экономика США перестала подпитываться от военных заказов.
К причинам кризиса относили также малоэффективную финансовую политику резервной системы и высокие пошлины на импорт.
Для защиты собственного производства в США был принят закон Смита-Хоули о 40-процентной пошлине, который снизил покупательскую способность населения.
В результате пострадали и страны Европы, особенно Великобритания и Германия, которые больше не могли продавать свои товары в Америке.
В 1925 году Уинстон Черчилль, бывший в то время министром финансов Великобритании, принял решение вернуться к золотому стандарту с довоенным номиналом. Фунт был переоценен, экспортируемые товары взлетели в цене, их перестали покупать.
Для поддержания валюты Великобритания брала кредиты в США, и события чёрного четверга не могли не отразиться на английской экономике.
Процесс был запущен, вскоре Европа, еще не вполне оправившаяся от военных потрясений, начала погружаться в экономический кризис.
Германия также не избежала кредитования в американских банках: в 20-х годах в стране была гиперинфляция, многие компании вынуждены были обращаться за кредитами.
В 1929 году зависимость экономики от заокеанских кредитов была ещё очень ощутимой.
Но настоящее потрясение переживали, конечно, Соединенные Штаты.
Уже в первый год депрессии рост экономики снизился на 31 процент, рухнула половина производства, цены на продукты питания обвалились ещё глубже.
Америке предстояло пережить два этапа банковской паники: сначала вкладчики массово ринулись за депозитами и банки не смогли справиться с выплатами, потом большинство банков обанкротились и американцы лишились 2 миллиардов. Номинал денежной массы снизился на 31 процент.
Население стремительно нищало и лишалось работы. Люди выходили на улицы, протестовали и устраивали голодные марши.
Свидетельство о публикации №217120500717