Мечта Карла Бэра

Поход москвичей на байдарках по ЭМАЙЫГИ , или
«МЕЧТА КАРЛА БЭРА»
Посвящается Академику Петербургской Академии наук, Карлу Максимовичу Бэру.
 Карл Эрнст фон Бэр (нем. Karl Ernst von Baer), или, как его называли в России, Карл Максимович Бэр, 17 февраля 1792 — 28 ноября 1876), один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, академик Петербургской академии наук, президент Русского энтомологического общества, один из основателей Русского географического общества.

 14.06-01.07 (19)87 г. (набор текста – 05.12.2017 г., Люберцы)

Предисловие (23 НОЯБРЯ 1987 г.):

«…Прошел год со дня нашей последней встречи в Москве. Многое изменилось вокруг и свершилось в жизни моей, да и твоей, наверное. Как я ни старался, а к тебе попасть не смог, к сожалению, хотя и был в близкой местности.
     А именно, в середине июня я приехал в Тарту, затем в Отепя, откуда берёт начало Vaike Emajogi. Нас было 5 человек (viis inimehed), бородатый (habemik) почвовед Ковалёв ja oma tudruk kumnes aastad ma ja oma poeg Sergej j auks молодой инженер из новеньких  - мой сотрудник –лесовод Igor.

      Задача наша была – выполнить мечту Карла Бэра (знаешь памятник ему в Тарту?) - проплыть на алеутских байдарках по эстонским рекам в  город Тарту (Derpt, по-тогдашнему).
У него всё времени не хватало, а мы решились. Так мы и оказались на озере-реке Puhkjajarv (ПЮХКЬЯЯРВ), откуда мы начали свой поход на двух байдарках.

Малая Швейцария – это озеро и окружающие его покрытые лесом холмы, чистая и глубокая вода озера, плеск рыбы, спокойные и уверенные в улове KALAMEHED.
Прекрасный маленький городок Отепя с уютными домиками, крутыми улицами и современным центром, повсюду – спортсмены, бегуны, отдыхающие (их всех не так уж и много, но они придают особый штрих городку).

… Минуя заросли камыша, мы быстро спускались по речушке (на самом деле vaike-vaike, pisige “jogi”). Повсюду – потаённые сети, но не через всю ширину, а только на 1/3 – надо дать рыбе проход в верховья, метать икру! Вот и серьёзное препятствие первая труба под шоссе и новенькая плотина на базе отдыха (это очень плохо для рыбы и реки!)- пруд для своей бани. Дальше – ещё хуже – русло спрямили для осушения, выпаса коров на лугу. Вода мутная, как какао. Минуем ещё одну трубу и вот скорор вокруг нас лес на горах, темнеет…

Житейские детали.
…Ехали в душном купейном вагоне. Вместо Олега Лазуркина, который к отходу поезда на Таллинн так и не явился, с нами поехал провожающий и не ожидавший участи мой сын Сергей. Как выяснилось позже, Олег перепутал Ленинградский вокзал с Рижским! Самое плохое то, что у Олега остались наши спальные мешки, тушенка, посуда, теплые вещи (свитеры, носки), резиновые сапоги. А Сережка был в рубашке с коротким рукавом!

Уже вечером, в поезде Ковалёв принял моё предложение по изменению маршрута: пройти вместо части реки Вяйке-Эмайыги её всю, от истоков из озера Пюхаярв на возвышенности Отепя. А сначала планировалось проплыть только часть маршрута. Решили рискнуть и понадеяться на хорошую проходимость байдарок по мелководью.

В 7.00 15.06. прибыли в Тарту. Тут же, в 7.30 пошла «дизельэлектричка» в сторону Валги и мы сели в неё до ст. Палупера, откуда намечали доехать 12 км до Отепя на автобусе. Автобус ждать можно было долго, да и возникли бы трудности в перетаскивании груза до озера. Поэтому решили ловить «попутку».

Только перетащили вещи от станции до шоссе (0,4 км, но с трудом!), как подъехала крытая техпомощь на ГАЗ-66. «Здравствуйте!» - «Тере!) – высокомерный ответ. «Тере!». Не могли бы подбросить нас до озера?». И через 20 минут мы на автобусной площадке перед озером Пюхаярв! Лодки собирали на водной станции (ок.0,5 км), а в это время я ходил за 3 км в Отепя давать телеграмму Олегу (который в это время преспокойно трясся в вагоне на Ригу), и закупал продукты. Через полчаса меня нагнал Ковалёв и мы закупили что надо вместе. Себе в качестве подарка он купил затвор на бродильную емкость, чего в Москве не бывало никогда в те времена. Он был очень доволен покупкой.

В Отепя весь набор магазинов: Книги, Мебель, Посуда и Хозтовары, Одежда, Продукты (Универсам), Овощной Кооперативный, Почта-Телеграф-Телефон…
По-русски говорят только немного в магазине, на почте одна из четырех телеграфисток говорила с большим трудом. Но явного недоброжелательства в этом месте не встретили. По улицам бегают русские бегуны-спортсмены (молодые девчата и ребята с тренерами. Большой спортивный Центр, по-видимому, всесоюзный («швейцарские горки»)…

… Вот уже недалеко Сильва (SILVA). Ночью – ветер, гроза, гром, дождь и ливень. Всё промокло, но костёр горит… Молодёжь, Сергей и Игорь, ходили пешком на Пухькьяярв, но щука сорвалась с крючка спиннинга. Вернулись промокшие. Обсохли, но ветер согреться не дал. Потом были разные приключения     (лодки наши легко проколоть на камнях «коварной» реки). И около 30 км до ВАЛГА мы проехали на машине с русским шофёром, не очень лестно говорившим об эстонцах («мы их стараемся не замечать»). Говорит, что русские работают лучше (не сочти за упрёк, люди все разные!).

… Река после ВАЛГА стала полноводной, но сохранила быстроту течения. К вечеру мы были в ЙОГАВЕСТЭ, весь путь прошли добросовестно на лодках. По пути методично брали пробы воды в литровые бутыли для сдачи в твою аналитическую лабораторию в Тартуском Университете. (Надо сказать, что для Тартуского Юликооли мы повсюду на пути брали пробы воды на анализ её чистоты в рамках программы «ЭМАЙЫГИ  ПУХТУСЭ  ЭЭСТ!» для академика Хелле Симм).

Скоро было на следующий день ПИКАСИЛЛА. Здесь нас ждало знакомство с Тони Уивором, лесничим МЕТСАКОНД, директором охотничьего хозяйства в чудеснейших сосняках Пикасилла. С ним нас ждала и отличная рыбалка. На обратном пути сероглазый бородатый гражданин отказал нам показать магазин хлеба, «русски не понимать».

За следующий день прошли при отличной погоде и полном штиле ВЫРТСЯРВ, красивейшее и коварное в иную погоду озеро, расположенное в самом сердце Эстонии.

Потом в ветреную, но ясную до звона погоду прошли на наших байдарах сквозь болота (мимо кошмарно обширных  болот, по извивающейся и стремительной ЭМАЙЫГИ с утками и ревущими по берегам бурыми медведями (видели!), машущими крыльями семейными аистами, в ПАЛУПОХЬЯ и к 23.00 встали лагерем из двух палаток на пляже ТАРТУ (конечно, в ивовых кустах).

Нас было уже только КОЛМЭ МЕХЕД (бородач с дочкой уехали в город на автобусе). Пять дней в Тарту на конференции лесных почвоведов с поездкой в ЯРВСЕЛЬЯ и певческим праздником, и снова в путь уже вдвоём (КАКС МЕХЕД, КУРРАТ ВЫИД!), до самого ПЕЙПСИ!!!
…где чуть не утонули в тяжелых, набитых бутылками с водой лодках…

Хитрый КАЛАМЕЕС подшутил над нами, и мы не нашли его дома… ВАННАИНЕ в дождь не пустила в дом… Но дала молока. Хорошо, когда пьёшь парное молоко, а сам пусть и мокрый до последней рубашки!

Огромное  море ПЕЙПСИ, буря, ветер отнёс нас в 5 минут на середину озера за попытку поднять парус, и потому обратно к берегу гребли уже два часа, изнемогая, из последних сил…

Мимо проплывали на моторке КАЛАМЕХЕД, мы спросили, почему они не помогали.. «А может ви хотел тонуть, кто знать, чего Иван  хотель»!

...Снова Тарту, сдали пробы воды от истоков до устья ЭМАЙЫГИ. Усталые едем ТУЛЛИ МОСКВАЛИННАСЕ.. ОМА ЭЛУ ПУХТУСЕ ЭЭСТ!

...Дорогой Арво, Приезжай к нам в гости, мы тебя снова ждём! Привет всей твоей семье! Твой Николай. МИЛЛЕ ОЛЕ МИТТЕ МИДАГИ, кроме друзей!
 
Примечание автора: незнакомые слова эстонские, если сможете, загляните в словарик и вам будет просто. Спасибо.


Рецензии