3. Мы снова в строю

          На снимке - практическая ракета загружена в восстановленую шахту.            

              (Предыдущее см. http://www.proza.ru/2017/12/06/1609).
               
           С помощью местного завода мы быстро восстановили шахту, ликвидировали все последствия аварии. Загрузили в неё практическую ракету, вышли в море, произвели старт. Всё прошло без сучка и задоринки, «боеголовки» на полигоне попали точно в цель. Прямо в море Командующий ТОФ объявил экипажу благодарность. Мы снова были на высоте.

            Через пару недель, загрузив боевую ракету и выполнив в море все положенные упражнения на контрольном выходе, заступили в Боевое дежурство в базе. В полной готовности к выходу на Боевое патрулирование в океан.
 
Как-то зашел вечером ко мне домой с бутылкой коньяка Леша Полещук:
-  Альберт, ты всех нас спас!  Давай выпьем за тебя.
Ну как тут не выпить?  Вера быстро сообразила на стол, нагрузились мы тогда основательно. Как всегда, коньяка не хватило, добавили водки. Еще раз перебрали по косточкам всё случившееся во время аварии. Посмеялись над последним довольно смешным эпизодом, который произошел на моем корабле на днях. А случилось вот что.

           Во время осмотра и проворачивания механизмов старпом доложил мне о весьма неприятном происшествии. Ночью, во время обхода корабля, дежурный мичман обнаружил, что вахтенный кормовых отсеков занят изготовлением модели подводной лодки, т.е. посторонним делом. Изъял у него модель и спрятал в свой, закрепленный на переборке небольшой сейф. Матрос был по последнему году службы, обозлился, и когда мичман ушел, снял сейф с креплений и выбросил его за борт через люк десятого. В том не было бы ничего особенно страшного, но дело в том, что там у мичмана было секретное описание одной из его систем!
             Понятно, что потеря секретного документа –  ЧП.  В то время  мне только не хватало еще одной неприятности, и я распорядился  никому не докладывать, позвать без огласки, (понятно как), водолазов, сейф поднять, секретный  документ просушить и вернуть в секретную часть. И ушел с корабля в штаб.
             Вернулся уже после обеда, спрашиваю старпома Лютова: «Ну как?» .  Тот: «Все в порядке, товарищ командир, всё сделано, как Вы сказали!».  Я и успокоился.  Но через какое-то время особист дивизии, встретив меня в штабе, спросил:  «Ну что, Альберт  Иванович, сейфы все на месте?».  Я сделал вид, что удивился: «Ты это о чем?». (Ведь о том случае никто не должен был знать). Особист смеется: «А Вы старпома получше расспросите!». 
            Расспросил. И вот что выяснилось.  Водолазы долго не могли найти сейф на дне у пирса возле нашей подводной лодки, видимо его снесло течением куда-то в сторону.  Было решено взять другой такой же сейф, привязать к нему шкерт и сбросить его в воду.  По нему водолазы найдут, куда снесло первый сейф,  и поднимут.  Так и сделали. Ко всеобщей радости участников операции, так удалось обнаружить потерянный сейф и поднять оба. Всё бы ничего, но тут выяснилось, что во втором сейфе тоже были секретные документы!  Кому-то было смешно, а кое-кому грустно.  К счастью, секретные документы, практически, не пострадали, их привели в порядок, сдали в секретную часть. Обошлось без последствий всем, не считая, конечно, виновника происшествия.
 Разумеется, утаить такой случай было невозможно. Вскоре над тем потешалась вся дивизия. Не знал всего только командир.
 

            А после Дня ВМФ прошел слух: флот приказал представить меня к адмиральскому званию. Мне, конечно, ни слова, однако есть верный показатель – забегали кадровики, заскрипели в канцеляриях перья. Я воспрял духом, может не всё еще потеряно.
        Но тут звонит товарищ из Москвы: «Тебе и замполиту  Главком объявил выговоры. Так сказать, за непринятие всех мер для предотвращения аварии».
Таким известием я был просто ошарашен. Шел по коридору штаба, не замечая ничего вокруг.  И там встретился лицом к лицу с Павловым. Тот:
-  Ты чего такой?
Объяснил, что мне Главком объявил выговор.  Павлов:
-  Не может быть! Ты откуда знаешь? Ты понимаешь, как много для тебя это значит? 
       Пошел выяснять, а я пошел к себе. Удар для меня оказался неожиданным, я, было, уже расслабился, а потому он стал особенно сильным и неприятным. Даже сердце дало о себе знать. Ведь еще Эзоп, кажется, сказал: «Справедливость не должна зависеть от случайности». Хотя, какая тут может быть случайность? Разве что Главком был не в духе? Да нет, у него всегда во всем был виноват личный состав, независимо от фактических причин аварий.


            Много позже пришлось прочитать о Горшкове нечто меня поразившее. Олег Стрижак в книге "Покуда у нас нет истории флота, её заменяет живопись" пишет:  «Художник Игорь Пшеничный в 1995-м году завершил групповой портрет деятелей Российского Флота, более двухсот персон, от петровских времен и до наших.
          …  Кузнецов — самое светлое, яркое пятно в полотне. Весь в белом, да еще в солнечном луче: высокий, статный, красивый (ещё не разжалованный, в золотых погонах и в золотых нашивках Адмирала Флота Советского Союза)...
             Горшков — самое черное, грязное пятно. В черном, в черных погонах Адмирала Флота, и даже золото его нашивок черное. Низкорослый, с вислым брюшком, ножки враскорячку, претензия на горделивость, ручонка по-наполеоновски за бортом сюртука, другая что-то указует вниз... а взгляд подозрительный, неверный и никак не отвечает "важной" позе.
             Это — приговор, вынесенный не художником, а всем мнением флота».   

             Вот именно это последнее выражение автора меня и поразило. До того приходилось слышать о Горшкове разные мнения, но чтобы так…

             Позже  подумал: но ведь ничего особенного не случилось?  Никто из моих начальников или подчиненных, (не считая замполита, которому такое наказание, от какого-то Главкома, а не от своего Политотдела, как говорится, до фонаря), из-за меня не наказан, не пострадал. А что касается меня – так есть же флотская поговорка: «Если виновного нет, его назначают». Ну вот, назначили меня. А есть и другая, та самая: «Что ни делается – всё к лучшему».
             В принципе, о взыскании от Главкома можно было забыть. Как говорил мой друг, Коля Анохин: «Да мало ли у меня взысканий. В том числе два от Главкома. А я вот ростом меньше не стал и в адмиралы вышел» .  Да, но одно дело, если взыскание по заслугам…

            Хотя, если честно, то  в глубине души я понимал, конечно, что не так уж  во всем прав. Была в той аварии моя вина, была...
            Вот если бы я тогда доложил командованию еще накануне поздно вечером о неисправности аппаратуры на одной из шахт и отказался бы производить замену блока ночью... Тем более, что экипаж и особенно ракетчики были в состоянии крайней усталости. Днем, скорее всего, ничего такого бы не случилось. Да, был уверен, что, как обычно, всё равно прикажут устранить неисправность до утра, и не захотел лишней нервотрепки и неприятностей...
            Всё так. Но ведь всё предусмотреть невозможно. Есть даже такая мудрая народная пословица: "Знал бы, где упадешь, соломки бы постелил". Так бывает, что аварии и катастрофы случаются, и не только ночью. Главное - как с ними справляются, всё ли делается для того, чтобы не допустить более тяжелых последствий с гибелью людей и разрушением техники. Видимо, потому иной раз не оставляла мысль, что на месте Главкома на всё происшедшее в целом можно было бы взглянуть и по-другому. (Как, кстати, посмотрели и оценили командование флотилии и флота, непосредственно видевшие всё своими глазами)  Но, как говорится, проехали.

            Вспоминая и взвешивая всё, что произошло тогда,  понял, наконец, и кое-что другое. На собственном опыте постиг смысл известного выражения: «Кто-то проживет всю жизнь, а так и не узнает, чего стоит он сам, его друзья, начальники, подчиненные,(кстати, им же и обученные и воспитанные) родные и близкие в критической ситуации, в обстановке серьёзной опасности.  Когда проверяется на выдержку,  профессионализм и порядочность не только сам человек, но и окружающие его люди».
           Мне  в моей жизни пришлось (повезло?) узнать и испытать то, что называют «Моментом истины»...

                Продолжение: http://www.proza.ru/2015/11/10/703


Рецензии
Из-за самодельного кораблика выбросить сейф в море!
Удивительно.
А у Вас интуиция сильная.

Марина Славянка   12.05.2024 19:01     Заявить о нарушении
А какой же командир без неё, Марина?!

Альберт Иванович Храптович   13.05.2024 07:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.