Тора от посредников нам не помощник

I. ПОСРЕДНИКИ ПРИ ДАРОВАННОЙ Б-гом Торе
II. ПРИЗЫВ ОТ «ДОМА ДАВИДА»
III. «Тора от посредников» ЗДЕСЬ НЕ ПОМОЩНИК
IV. ОДНА ИЗ ДОБРОТНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБЩЕСТВА

I. ПОСРЕДНИКИ ПРИ ДАРОВАННОЙ Б-гом Торе

В «Живом журнале» сообщества Дом Давида прочел статью «Меир Кахане. Гой, чолент и Тора» https://aveterra.livejournal.com/893663.html#comments. 

В качестве «нового перевода» текста Меира Кахане представлено «изобличение» большой специфической группы «русских израильтян» - тех, которые доживают свою зрелость и старость в конференциях, съездах, «научных» публикациях и «рекомендациях» высочайшим инстанциям, включая свое и чужие правительства, ООН и т. д.

Публикатор от Дома Давида с ссылкой на авторитет Меира Кахане взывает вернуться к Торе.

В сообществе «Дом Давида» разные люди и оттуда выходят разные «проекты», которые больше характеризуют самих «проектантов», чем все Сообщество в целом.
Названная публикация меня побудила снова поразмышлять о месте «русских» израильтян со специфическими «советским» образованием и научным опытом – о месте в решении проблемы дления существования Государства Израиль в условиях нарастающего межцивилизационного противоборства.

В еврейской общине издревле существовали одиночки или иерархизированные группы тех, кто пытался быть посредником между Даровавшем Тору (Создателем, Всевышним, …) и массой остальных евреев.
Посредники осуществляют три ступенчато взаимосвязанных действа, функции:

1. Объясняют. Объясняют формы (содержание, порядок, седер представлений обо всем и для всех поведенческих проявлений) – поясняют, как понимать и что делать.

2. Наставляют. Мотивационно (внушают, формируя логические аргументы и оказывая эмоциональное воздействие – подбором тональности речи, мимикой, жестами …), и административно (используя полномочия занимаемого места в иерархии отношений) побуждают во что-то поверить, что-то принять, чему-то подчиниться.

3. Удостоверяют усвоение. Признают соответствие тому или иному месту в иерархии отношений.

Достижение места в иерархии отношений удовлетворяет ряд потребностей:

• Потребность в самоуважении (здоровое честолюбие – я состоялся),
• Потребность в признании со стороны других (тщеславие), в том числе – в форме полученного статуса,
• Потребность в обладании благами для комфортного проживания (выгодные связи, информированность, имущественная обеспеченность).

Вот эта пара обстоятельств (функции, ведущие к удовлетворению ряда потребностей) нередко влекут обустроиться в посредничестве таких людей, которые цинично корыстны или искренне воображают себя бескорыстными. Чтобы не поддаваться такого рода обманщикам, когда те притязают на признание, - тем, кто притязает быть принятым как посредником – проповедником, наставником, образцом, толкователем и пр. – тем предлагается продемонстрировать свою компетентность. Это может быть чудо (так делали Моисей, Христос и др.), образец собственного поведения, разумность суждений…

II. ПРИЗЫВ ОТ «ДОМА ДАВИДА»

В вашем посте читателям предъявлена посредующая цепочка от Торы к призываемым следовать Торе:

- «М. Кахане  ->  новый переводчик слов М. Кахане».

Меир Кахане ясными практическими делами и их результатами признание заслужил. Формула признания:

- Он создал Лигу защиты евреев и она их защищала.
- Он организовал давление на СССР отпускать евреев в алию и это получилось.
- Он пытался влиять на руководство Израиля, чтобы оно честно и деятельно вело страну к силе и достоинству, но эта задача была ему интеллектуально непосильна.

Третий компонент не позволяет просто поддаваться очарованию его слов – их надо критически осмысливать.

Что касается «нового переводчика» от Дома Давида, ожидание от нас серьезного отношения к передаваемым им словам может опираться только на собственные проявления людей этого Дома.

При всем уважении к направленности, объему и качеству публикаций от Дома, здоровое критическое отношение вызывает настороженность к проявлениям политического лукавства, откровенной грубости, тщеславия и фанфаронства. /анализ соответствующих "проектов" от людей "Дома" представлен в сборниках "Воображули становятся опаснее", "Проблема выживания современного Израиля", "Израиль 2016 заговор обреченных", "Силен ли Израиль"/

III. «Тора от посредников» ЗДЕСЬ НЕ ПОМОЩНИК

Никто не должен выступать от имени Торы, нельзя обвинять или ПРАКТИЧЕСКИ судить других по сказанному в Торе, можно только предлагать СВОЕ суждение, свою убежденность. Но, Тора обращена ко всем и только каждый сам может ЗАСТАВЛЯТЬ себя или НАКАЗЫВАТЬ себя после соотнесения своих чувств и поступков с Торой. Другие только могут высказывать свои суждения, объяснять свои оценки, но никаких наказательных действий (даже в виде моральных осуждений, приклеиванием ярлыков) от имени Торы!

В водном абзаце текста от «нового переводчика» обозначено явление, имеющее сегодня место в Израиле и названное «трагедией», - «резкое сокращение алии. Резкий подъем йериды – эмиграции из Израиля. Йерида будет продолжать расти, несмотря на весь пиар, направленный на преуменьшение и даже прямую подтасовку статистики»:

С позиции критического наблюдателя осуждается некоторое социальное звено, где «так называемые лидеры» «организуют смехотворные конференции, совещания, советы и съезды» в среде «жалкой и беспомощной алии». /видимо, речь идет конкретно о «русской» алие/ Осуждается как корневое звено «серьезнейших проблем современного нашего народа». Я так понимаю, что эти проблемы обозначают сомнительность возможности Израилю продолжать быть и быть достойно. Названо условие решения проблемы – «Пока те, кто выдает себя за так называемых лидеров, не осознают собственное банкротство».

Похоже, что увлеченность Торой не привело людей из Дома Давида к замаху и способности схватывать проблемные ситуации во всей системной полноте. «Русская» алия не просто приехала в Израиль со своей слабостью – «неспособность светских и нетрадиционных теорий «новых учителей» убедить подавляющее большинство наших братьев и сестер, что быть иудеем – достаточно важно, чтобы идти ради этого на существенные жертвы».

«Русская» алия, В СВОЕЙ МАССЕ, въезжала в уже имеющуюся систему отношений. Эта система сложилась за годы борьбы различных сил вокруг перспективы возникновения Государства Израиль и борьбы в отношении существующего государства. В самом государстве боролись между собой различные интересанты. Интуитивный и, частично, осознаваемый настрой у этих интересантов формировался закрепленной веками мироотношенческой парадигмой еврейской общины – «верха», представительствуя от Торы, держали «низы» в своем подчинении, обустраивались в среде хозяев территории временного проживания, сдавали «низы» под гнет и расправу хозяев. «Русскую» алию организовали (многие, подобно М. Кахане и вместе с ним, способствовали её появлению, но организационно процессом овладели другие) интересанты, которые видели в ней экономическую, политическую, электоральную, финансовую прибыльность. И все эти  «смехотворные конференции, совещания, советы и съезды» под руководством «так называемых лидеров» - только инструмент, созданный интересантами вне алии + карьеристы от алии, инструмент для распыления неутилизированной энергии этой алии. Поэтому бесполезны искренние или заведомо ложные обвинения ТОЛЬКО алии; анализировать надо все существенные взаимосвязи.

Вывод для алии – надо напрячься поднять «конференции, совещания, советы и съезды» от уровня «смехотворности» до уровня содержательных и дееспособных наработок с практическим выходом, а для этого надо разобраться с факторами влияния своекорыстных интересантов и найти пути и волю их преоборения. Товарищи, щеголяющие проникнутостью Торой, здесь пока способны только на бесполезные упреки.   

IV. ОДНА ИЗ ДОБРОТНЫХ МОДЕЛЕЙ ОБЩЕСТВА

В своих *конференциях, съездах, «научных» публикациях и «рекомендациях» высочайшим инстанциям* русскоязычная профессионально состоятельная группа должна бы, для начала:

- представить системный портрет израильского общества с выделением в нем потенциала для осуществления жизнеспасительного маневра в условиях нарастающего межцивилизационного противоборства.

Естественно, такой портрет может быть представлен во множестве разноаспектных системных моделях. Одну из возможных моделей я графически реконструировал по тексту социолога Толкотта Парсонса, см. и Рисунок – вверху над статьей.
Парсонс рассматривает общество как разновидность социальной системы, которая в свою очередь является структурным элементом системы действия. В результате возникает цепочка:

; система действия;
; социальная система;
; общество как форма социальной системы.
Система действия включает в себя следующие структурные подсистемы:
; социальная подсистема, функцией которой является интеграция людей в социальную связь;
; культурная подсистема, состоящая в сохранении, воспроизводстве и развитии образца поведения людей;
; личностная подсистема, заключающаяся в реализации целей и исполнении процесса действия, заложенного в культурной подсистеме;
; поведенческого организма, функция которого состоит в осуществлении физических (практических) взаимодействий с внешней средой.

Внешней средой системы действия является, с одной стороны, «высшая реальность», проблема смысла жизни и действия, заключенная в культурной подсистеме, а с другой стороны, — физическая среда, природа.


Рецензии