Многократный процесс преобразования неведом тем, кто видит готовое изделие. Когда речь идёт о завершённости произведения, о творческой чести, Бальзак неподатлив и энергичен. Он один знает сумму жертвенности, одержимости совершенством. Он любит свои гранки как единственных свидетелей. Гордится ими как неутомимый мастеровой. Составляет из исправленных, истерзанных полос отдельные экземпляры. Первичное состояние вещи, вторичное и вплоть до окончательного. Он переплетает их вместе с рукописью в единый фолиант. Только тот, кто знает эти фолианты, знает истинного Бальзака. Объём нередко превышает две тысячи страниц, при напечатанном виде книги в двести. Подобно своему вечному образцу Наполеону, который раздавал княжеские титулы своим маршалам, Бальзак дарит рукописи «Человеческой комедии», как самый бесценный дар. Стефан Цвейг. // Почётней быть не книгой, а тетрадкой. Максимилиан Волошин. // Я дарю эти тома только тем, кто меня любит. Они свидетели моей долгой работы и терпения. Над этими чудовищными страницами проводил я свои ночи. Оноре Бальзак. // Я скоро весь умру. Но, тень мою любя, храните рукопись о, други, для себя! Александр Пушкин. // Если бы мне выбор – никогда не увидать России – или никогда не увидать своих черновых тетрадей – не задумываясь, сразу. И ясно – что. Россия без меня обойдётся, тетради – нет. Я без России обойдусь, без тетрадей – нет. Марина Цветаева. // В отличие от многих поэтов Пушкин сочинял свои вещи большею частью прямо на бумаге, во время писания их. Почти весь процесс создания получал точное отражение в рукописи. Это делает его рукописи в высшей степени богатыми, содержательными и выразительными. Сергей Бонди. // Французская национальная библиотека совершила в 2010 году крупнейшее приобретение в своей истории, выкупив за семь миллионов евро рукописи Джакомо Казановы, почти две сотни лет хранившиеся у немецких издателей. Самой важной частью рукописного собрания, состоящего из 3700 писем, является оригинал «Истории моей жизни». // Рукопись неоконченного романа «Уотсоны» – самую раннюю из сохранившихся рукописей Джейн Остин – продали с аукциона за 993 тысячи фунтов стерлингов в 2011 году. Это черновик с многочисленными исправлениями, сделанными рукой знаменитой писательницы. Как известно, черновиков романов Остин почти не сохранилось. Именно поэтому окончательная сумма более чем в три раза превысила предварительную оценку. // Рукопись романа «Процесс» Макс Брод оставил себе, но спустя годы она попала в чужие для Франца Кафки руки. Была продана в 1989 году на аукционе «Сотби» за два миллиона долларов. Сумма фантастическая в сравнении с теми гонорарами, которые получал писатель при жизни. // Эдгар По писал, переделывал и переписывал строки поэмы «Ворон» с перерывами в течение десяти лет. И после опубликования получил за неё всего лишь два фунта. Для сравнения, актёр в Голливуде получал больше за одну минуту своего появления на экране. Очевидно, кинематограф гораздо выгоднее, чем поэзия. Между тем сама рукопись была позднее продана за десятки тысяч. Уместно задаться вопросом: почему мы допускаем, чтобы наши гении вели при жизни полуголодное существование, выплачивая после их смерти фантастические суммы за оставшиеся после них рукописи? Дейл Карнеги. // Национальная библиотека Ирландии приобрела коллекцию неизвестных прежде рукописей Джеймса Джойса общим объёмом более 500 страниц за 11 миллионов 700 тысяч долларов. Из периодики. 2002.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.