Марсель- город лестниц...

 
   Я решила описать все лестницы, которые на меня произвели неизгладимое впечатление в жизни. Одной из таких стал старинный южный город Франции - Марсель, город- лестница, столица Прованса, основанный греками в 6000 г. до н. э. город -лестница потому, что две трети города занимают лестницы, многообразные, разные по размеру и материалу, из камня и брусчатки, но все поднимают вас вверх узкими улочками и потом приводят обязательно в старый порт. Вы всё время ходите пешком по узким кукольным улочкам этого города, так как по многим из них не ходят машины. Это мореходно -пешеходный город, в основном. Тем более нас поселили рядом с портом  в старом городе. Когда мы приехали в Марсель, то нас сразу  предупредили, что это город воров и проституток, так что держите свои карманы на присмотре, будьте внимательны, а то вас ограбят. Ходить по улицам нам разрешали по 4-5  человек. После таких рекомендаций весь народ на улочках казался нам подозрительным. Кругом бродило много всякого люда с колючими, кинжальными взглядами, и было такое ощущение, что всюду глаза следят за тобой. Полно восточных мужчин сидело прямо на земле в позе лотоса или на тряпках, что- то они жевали или продавали всякую мелочь. Куда это мы приехали?
Что же это за город  Марсель? Чем и кем знаменит? Ведь лицо города - это всегда  люди, жившие в разное время в нём и живущие в городе сейчас. Кто же они? Знакомство началось осторожно.
    Для нас в первую очередь это был город героев романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо" ( я бы назвала его "Месть"). Великая книга жизни, которая погружала нас в мир человеческих страстей, раскрывала разнообразные человеческие качества и не самые лучшие поступки, которые совершают люди, научила нас понимать, что "месть- это блюдо, которое подаётся холодным". 
Да и как об этом забыть? Когда первое, что мы лицезрели в старом порту Вье среди яхт и морских судов, стоящих там, это шхуну "Эдмон Дантес" на самом старом первом причале, построенным ещё в 1512г. Она сразу отправила нас в "путешествие" к героям этой книги. А взглянув в морскую даль, и увидев силуэт замка Иф, уже не сомневались, мы на месте!
 События книги разворачивались так: Эдмон Дантес несправедливо приговорен к 14-летнему тюремному заключению в замке Иф, расположенном на острове в Средиземном море. В темнице Дантес знакомится с товарищем по несчастью, тот рассказывает ему о невероятном сокровище, ждущем Дантеса на свободе. Свобода! Нет слова слаще. Он задумал бежать и год готовится к побегу. Ему удается совершить побег, и вот он уже несметно богат! Сокровища принадлежат ему. Но он оклеветан и не может появиться в обществе под своим именем. Так на свет появляется загадочный граф Монте - Кристо, скрывающий своё лицо, чтобы по очереди отомстить своим обидчикам,
тем, по чьей милости он лишился всего самого дорогого в жизни: молодости, честного имени и возлюбленной Мерседес…
    А самый прекрасный Граф Монте - Кристо- это неотразимый и благородный Жан Маре, принц обаяния, кумир всех женщин, хотя и сыграл отвратительного Фантомаса тоже. Все знакомы с фильмами с его участием : «Горбун», «Капитан», «Тайны Бургундского двора», «Парижские тайны», «Фантомас",- великий актёр и сложнейшие трюки в фильмах исполнял он самостоятельно, без дублёров. Как часто в детстве и юности мы по много раз смотрели эти увлекательные фильмы!
Жизнь складывалась сложно у него с детства, воспитывала его улица. Он рос хулиганом и заслужил прозвище «монстра с лицом ангела» за то, что часто врал, дрался, воровал, оскорблял учителей и плохо учился, сменив несколько школ. Добрые соседи пророчили ему каторгу и не меньше.
А он мечтал стать актёром. Жан Маре с юности увлекался живописью и скульптурой, и однажды на его работы обратил внимание режиссер Марсель Л`Эрбье. Это был Его величество случай! Он купил у Маре пару картин и пригласил на эпизодическую роль в своем фильме.
Но главный человек в его жизни стал режиссёр - Жан Кокто, он сделал его в кино кумиром миллионов и стал его единственной любовью... А всё могло пойти по другому сценарию. Пагубное увлечение опиумом убивало Кокто и когда его не стало,(1963 г) Маре сказал: "Теперь я буду только делать вид, что живу". Неудачный сексуальный опыт с женщинами, смерть любимого, желание иметь детей и семью, подвигли  на усыновление 19-ти летнего цыгана -сироту Сержи, но того интересовали только деньги, а не семья, которую так хотел обрести Маре. Старость проходит в одиночестве, но он рисует, лепит, открывает галерею занимается садом и домом. О нем говорили: «Душа ребенка, заблудившаяся в теле атлета». И Жан Маре не возражал против такой характеристики: «Ведь я актер, а актеры до самой старости остаются детьми».
       Поселили нас вблизи старого порта в пешеходном районе, так что мы постоянно видели силуэт замка Иф. Я приветствовала его, помахивая ему рукой и шутливо обещая, что ского мы до него доберёмся. У себя под носом каждое утро мы с восьми утра могли наблюдать шумный, знаменитый рыбный рынок, куда моряки ежедневно привозят свежий улов на судах и торгуют до одиннадцати часов дня рыбой, морепродуктами, продают диковинные раковины и морские звёзды, всё что подарит море в каждый их выход на морскую охоту. Я рассматривала эти лотки с морской снедью, присыпанные льдом, наполненные рыбой, крабами, креветками. Вот осьминог пытается своими щупальцами куда-то двинуться, он с укоризной поглядывает на прохожих, но плюнуть своими чернилами уже у него нет сил, а в плену у другого лотка - устрицы, самый вкусный деликатес, тут их просто обожают, им дорога в море заказана, и мысленно подставляю к ним лимон...знаменитый бокал... Я мысленно строю натюрморт.
 Сразу возникли ассоциации с голландскими натюрмортами, " лавки живности"- где всё через край и торговец рыбы предлагает всю эту живописную массу живности на продажу. И вот вы уже очутились в Гааге... Я смотрю на улов, все лотки со льдом, но они ещё живы и шевелятся, эти морские посланцы, и смотрят на меня своими глазами, прося спасения. Чем им помочь? Спасти? Их судьба не в моих руках. Я не Бог, увы, но я их могу увековечить, как художник и мне это нравится. С морскими животными и раковинами любили писать многие художники - -Ян Хеем, ван Хеда, Бальтазар ван дер Аста, Франс Снайдерс, Клара Питерс, Клас ван Харлем. А ещё особую нотку своего изящества вносил Георг Флёгель основатель немецкой школы в его картине непременно копошится жук- носорог.
 Сколько здесь раковин! И каких! Внутренности все уже вынуты, а ведь они очень опасны и укол может стоить жизни. Эти пустые- как пустой дом, но безумно красивый. Я рассматриваю их и наслаждаюсь разнообразием и красотой. Чего только природа не придумает! Тигровые ципреи, королевские конусы, гребни Венеры, оливки, каури, тридакны, мело- мело, мурексы, шлемы, донны - как их с удовольствием писали художники жанра "тихой жизни", зная их значения. Сколько я их написала на своих блюдах! Ими украшены многие интерьеры в домах как в России, так и за рубежом. Смотрю, перебираю мысленно, поглаживаю каждую и за каждой ракушкой встаёт история... Материальный мир интересовал всех и полотна служили вместо книг, по которым можно было рассказывать обо всём. Раковины трактовали по- разному - как заброшенный дом, символ одиночества, пустой дом, символ путешествий- это закрученные, похожие на гигантские улитки, и даже сексуальности. Это всё в тебе - за что зацепит, то и получишь. 
 Большая рыба с огромным глазом печально меня разглядывает и я вижу слезу, которая выкатывается у неё из этого глаза...Что это? Боже! Вспоминаю, что рыба- раннехристианский символ Христа...и мне становится не по себе. Вот уже и Голгофу готова увидеть.
 Понимаю, что мне предлагается интеллектуальная игра- выйти на путь сложных ассоциаций. Я знаю правила, а кто не знает, тому недоступно понять всю эту многослойность жизни. Включаюсь в игру.
  В другом лотке много креветок. Они тоже как-то двигаются, пытаются выжить, сбежать с лотка на родину, в море. Хозяин их ловко ловит и возвращает на место в лоток- порыв к свободе предотвращён... Часть из них уже замёрзла от льда, а часть трепещет ещё, шевелится, пытаясь спастись, но все усилия напрасны. Вспоминаю, что у них сердце в голове... Вот интересно. Тут же нож у продавцов - вот тебе и символ предательства, орудия пыток, напоминает о бренности и смертности человека. Странная форма ножа намекает на мужскую сексуальность, рядом стеклянный сосуд с водой - символ хрупкости, а вода -кровь Христа, да ещё у продавщицы в волосах роза - символ страсти, любви, вожделения. Ну, вот, приплыли... Вот ,что значит хранить в голове секрет чтения различных знаков. Вижу и читаю. А рядом женщина расправляется быстро и ловко с рыбой, кому- то чистит, вынимая потроха, отрезает головы... У них тут своя гильотина, домашняя... Дама такая активная, напоминает одесситку на рынке, что - то всё время говорит и жестикулирует, тычет пальцем на рыбу покупателю, доказывая, что это то, что ему надо, а он об этом не догадывается. Очень смахивает на цыганку. Вспоминается Одесса, очень колоритный город, там столько эмоций вокруг похода на рынок - это целое светопредставление. Как они покупают рыбу "фиш" судака или щуку,-  это целый спектакль. Они все заглядывают рыбе в глаза обязательно, желая убедиться, что взгляд был у неё чистый, прозрачный, перед тем, как она покинула этот мир, а иначе рыба не совсем свежая. Все хвалят свой товар без меры, это главное. Одна кричит: - "вот, берите это хорошие, большие бички (бычки)" - покупательница отвечает, упирая руки в бока: -  "Разве это бички? Это же воши, воши! Они вже не ели много дней!" И так эмоциональный диалог продолжается, пока цена не упадёт на половину. Это надо видеть.
Тут такого нет, вам предлагают купить что- либо обычно кокетничая и заигрывая, пленяя своей неотразимостью и безусловной индивидуальностью, каждая женщина под платьем носит непременно сердце французской королевы... и уверена в этом, попробуй тут устоять!- это их стиль, средиземноморский.
Всё вокруг так походило на хорошие декорации: интригующий силуэт замка Иф, пугающий временами при перемене погоды, он мрачнел, шхуна, танцующая на волнах с названием "Эдмон Дантес" подозрительно поскрипывала, пугала, готовая развалиться у тебя на глазах, полный запахов порт и рынок постепенно затихал и пустел к полудню. Приморские таверны, где можно вкусно посидеть и попробовать морской вкуснятины наполнялись шумом и весельем, шум весёлой толпы и моря, приукрашенные любовью ко всему земному и небесному - и ты уже чувствуешь себя актёром театра, если прибавить чуточку фантазии, то... мы сами нашли бы какие- нибудь сокровища графа, хотя этот город и есть само сокровище. Я это понимала.
А потом вы сможете в полном объёме насладиться дарами моря в приморских ресторанчиках, где их приготовят так вкусно, что вы пальчики оближите и уже никогда не забудете эти блюда с рыбой, запечённой в глине или знаменитый рыбный суп bouillabaisse- буйалабес за 50, 69, 100 евро. Уплетая эту вкуснятину, я вспоминаю одно из десяти правил, которые должен не нарушать ни один член английской королевской семьи - это не есть морские продукты, якобы которыми можно чаще всего отравиться и ещё чеснок! Как мне их жаль! Думаю, что они нарушают эти правила, непременно... Зато королева и принцессы должны обязательно каждое утро съедать по три ложки овсянки, чтобы знать, что ест простой народ, это видимо, их уравнивает и это записано у них в конституции.
 Жители и гиды говорят, что если вы не попробовали этот суп- вы не были в Марселе. Этот деликатес делается из нескольких сортов рыбы с добавлением морепродуктов, креветок, мидий, белого вина и специальных травок- тимьян, розмарин, базилик, лавровый лист. Подается он с сухариками, чесночным соусом и сыром пармезаном. В других странах я ела подобный суп,(Сии фут) прекрасно приготовленный за нормальную плату- 15-20 евро, например, в Египте, а недавно вкусила его в Эмиратах,   в итальянском ресторане знаменитого отеля Мариотт. Это было потрясающее блюдо, правда, и стоило очень -очень...
    Конечно, вы попробуете для согрева не только суп, но и прекрасное вино Прованса или грог, глинтвейн - самый уникальный напиток, который пьют и с основным блюдом, и с закусками, и с десертом. Особенно осенью и зимой, когда дуют ветра- мистраль  и льют дожди, становится сыро и прохладно.
Я предпочитала "Божоле". Раз попробовав его в замке, хранила ему верность и тогда, и теперь. Многие любят "пастис, как аперитив с анисовым вкусом, заменивший запрещённый абсент, пьют почти все и не понимают, почему мы морщимся... нашему народу просто водка по душе.
И конечно, не забыть непременно попробовать кофе с пирожным в порту - это сказка... Сижу в ресторанчике и вспоминаю, как сюда приплыл корабль из США, и с него ступил на берег приятный молодой человек, мечтающий покорить Францию - певец, любимец публики всех стран,обладающий природными дарованиями - Джо Дассен. Его дед был русским и жил в Одессе, а когда переехал в Штаты, то таможенник не расслышав фамилию, а услышал ОДесса - написал ему фамилию Дассен. Так менялось всё в жизни в те времена. Отсюда он начал своё восхождение на вершины творчества, но закончил свой путь на Таити,купив кусок пляжа в 777 метров, построил дом, где жил с тремя детьми, которых бесконечно любил и женой. Друзья утверждали, что это она отняла его жизнь. Не берёг себя и не заботился о здоровье. Умер совсем молодым,в 41 год,20 августа 1980 г , выпив стакан ананасового сока за завтраком...
 Я гуляла по лестницам вверх и вниз. Поднимаясь по лестнице, я вспомнила великого жителя Марселя - лучшего комика Франции, комического актёра с мировым именем -Фернанделя, с его очаровательной, знаменитой улыбкой. Он так улыбался, что ему говорили - "закройте рот, вас не видно!" Он сыграл в 160 фильмах. С пяти лет его родители поддерживали его интерес к сцене и он выступал в театре "Шав" в пасторалях и мелодрамах. Всё было бы хорошо, но началась Первая мировая война, отец аптекарь ушёл на фронт, а сын сменил много профессий, чтобы выживать, но больше всего он любил смешить людей. В 19 лет он влюбился и женился на своей Анриетте Манс, уверенной в том, что он самый красивый  мужчина в мире, и получил первый в жизни контракт в кабаре "Эльдорадо" в Ницце. Затем армия ... поиски работы, работы в мыловарении, перебивался, зарабатывая на семью... и только его Величество случай, как всегда, спас его- приглашение в театр на роль. Это шанс. Он в театре играет за заболевшего актёра и имеет успех, и вот результат- многомесячные гастроли по стране. Его заметили и пригласили в Парижский театр "Бомбино". Он был счастлив и шутил: - "Я не должен окончить свою жизнь в мыле". Его начинают приглашать сниматься в кино. Успех настигает его в 1950 годы, награды сыплются на него, как из рога изобилия, как на лучшего комика Франции и мира. К нему приходит настоящая слава. Его незабываемые картины -"Закон, есть закон", "Дьявол и десять заповедей" шли у нас в СССР. Его принимает Папа римский, его знают уже все. Его незабываемая улыбка на пол-лица всегда перед глазами, как улыбка Чеширского кота... "Эсмеральда с лицом Квазимодо " - назвал его один критик. Он ушёл из жизни 26 февраля 1971 г в своей квартире на авеню Фош, и похоронен на маленьком кладбище Пасси в центре Парижа... всегда с улыбкой.
Вообще, Марсель подарил много талантливых людей миру: комиков- Фернанделя, великого мима- "Чародей молчания", Марселя Марсо, он родился и жил здесь, сменил свою еврейскую фамилию на Марсо, позаимствовал её у одного из генералов Наполеона, и тем спасся от концлагеря, когда немцы оккупировали Францию, а отец с матерью пропали там. Воспитывался на фильмах Чаплина с девяти лет. Чаплин для него был кумир. Отдал сцене 60 лет. Однажды в 1967г он увидел своего кумира  Чаплина в аэропорту и растерялся. А Чаплин сам поздоровался- "Хеллоу, Марсель Марсо! Я рад вас видеть!" Тогда Марсель сказал: "Спасибо, мистер Чаплин!" и поцеловал ему руку. В глазах Чаплина появились слёзы.
 Ещё одна незаходящая звезда - знаменитый балетмейстер Мариус Петипа (1818-1910) -родился в семье артистов балета тоже в Марселе. Он дитя сцены! На сцене с раннего детства, спал в кулисах. В России очень известен. Проработал в Петербурге 50 лет, принял российское гражданство. Его приглашала дирекция императорских театров с 1847г. С этого момента вся жизнь связана с Россией, русским балетом, работал педагогом, ставил спектакли,  был главным балетмейстером Мариинского театра и любил Россию. Его балеты признаны шедеврами и до сих пор остаются в репертуарах многих театров.
Я заметила, что у многих французов крупные носы, но не безобразные, отдалённый признак Сирано, наследство поэта и драматурга-  Эдмона Ростана, тоже родился в Марселе и гулял по этой лестнице - любимый образ Сирано... Какая возвышенная любовь его к Роксане. Столько лет молчал о ней. Какой блестящий ум! Сколько иронии и самоиронии! Я обожаю это произведение и готова читать наизусть. Мне посчастливилось видеть этот спектакль в разных театрах страны много раз и всегда это был шедевр - Сирано играл то Тараторкин, то Шакуров, то другие актёры,-Депардье, и всегда это был праздник духа!
 Бесчисленное число поэтов ходило по этой лестнице в средние века, напевая свои куплеты, высмеивая пороки церкви и жадность священников, синьоров и купцов, пороки и несовершенства бедноты, простых людей- это были ваганты, трубадуры, менестрели и прочие задиристые, сочиняющие памфлеты и куплеты поющие бродяги.
   Хочется вспомнить особенно одного- Фолькет Марсельский- человек противоречие (1150-1231). Человек, который за одну жизнь прожил две, как утверждали многие. В первой жизни был трубадуром, писал стихи,( сохранилось 19 стихов), пел песни, посвящения и поклонялся Прекрасной Даме, замужней, естественно. Возносил  в стихах куртуазную любовь, жил 20 лет при дворах богатых синьоров на Юге Франции( у Ричарда Львиное сердце, графов Тулузы и Прованса), был одним из самых интересных трубадуров своего времени. Всё в его жизни было сполна - смеха, радости, шуток, любви, юмора, поэзии и музыки, но вдруг он резко меняет свою жизнь по непонятным причинам и становится полной противоположностью прежнему себе. С женой и детьми уходит в монастырь и начинает головокружительную духовную карьеру, отрекаясь как от ереси от своей прежней жизни, от себя прежнего, предать самого себя. 
  Церковь приветствовала его такие метаморфозы, так как он просит прощение у католической церкви, раскаивается в грехах и прежней жизни, отрекаясь от всего греховного и вступая на праведный путь. Церковь носила его на руках. Вскоре он становится аббатом. В 1205г он уже епископ Тулузы и яростно агитирует за крестовый поход. Но самое страшное- на Юге Франции он становится одним из самых жестоких инквизиторов и яростно боролся с тем, чему была посвящена его первая половина жизни. А я вижу яблоко- с одной стороны оно прогнило, так я вижу его жизнь.Как в человеке бывает скрыто много всего, о чём ты никогда бы и не подумал. К концу жизни в 1231г куртуазная культура была практически полностью уничтожена, Юг Франции разорён, многие поэты, учёные погибли на кострах инквизиции, преследовали инакомыслящих к чему Фолькет приложил немало своих сил и способностей, так как многих знал раньше и меч его был разящий...
Фолькет стал персонажем "Рая" (песнь девятая) "Божественной комедии" Данте Алигьери. 
 По лестнице Марселя бегал юноша футболист, и сейчас тоже бегает - известная легенда мирового спорта - Зинедин Зидан, француз с алжирскими корнями, обладатель всех титулов футбола!  В 1998 г в составе сборной стал чемпионом мира, в 2000-Европы, стал обладателем кубка чемпионов в составе "Ювентус". Три раза признавался лучшим футболистом мира! Мечтал играть за "Олимпик" г. Марселя, но этой мечте не дано было сбыться. Играл за "Ювентус" Турина, с  "Реалом" выиграл Лигу чемпионов, а дебютировал с командой "Канн".
     Стоя в порту на набережной, которая буквально вровень соединяет море и набережную,(очень интересное зрелище) и при небольшом морском волнении, волны лениво заползают на набережную, ласково облизывая её камни и медленно отползают, собирая изумлённые взгляды наблюдающих. Море похоже в эти минуты на живое существо... Эту картину можно наблюдать часами. Медитация просто. Как бы написал эту картину Айвазовский? Это магия какая- то.
 С набережной порта мы видим Фриульские острова и знаменитый остров Иф- бывшая карантинная зона для больных холерой, тюрьма для преступников, сегодня-природный заповедник, любимое место для посещения туристами. В непогоду он выглядит зловеще, словно хочет поделиться той давней историей замка, которую описал Дюма. Я побывала тогда в замке и в камере Эдмона Дантеса... Лезла по ступенькам, которые крошились и сыпались, как труха под ногами! И как только я тогда не боялась, ступеней почти не было, остовы от них совершенно разрушены, но под чутким руководством и поддержкой нашего водителя автобуса Бернара, я рискнула и прошла весь маршрут, кинув монету из окна замка в море, даже две монеты на про запас... Эх, молодость, молодость!
  С набережной начинается восхождение к самой высокой точке Марселя (160 м.)-  к главной достопримечательности и символу города- католическому Собору Нотр- Дам де ля Гард, построенному в 1853 г, на месте часовни 12 века, а ранее тут было языческое капище, сохранились остатки древних сооружений. Это сооружение видно из любой точки города. Обзор на площадке у Базилики- 360 градусов, весь Марсель лежит как на ладони и очень красив. Архитектура уникальна, стены отделаны мозаикой, много морской символики, росписи морских сражений, много дарений и подношений от спасённых моряков, гирлянды макетов кораблей свисают с потолка, много картин с морской тематикой украшают интерьеры в византийском стиле, позолота, мрамор, орнамент в украшениях ниш и стен. Раньше здесь существовали сторожевые постройки, они предупреждали об опасности  с моря и с окрестностей. Когда-то базилика служила маяком, он светил морякам в непогоду, спасал их жизни. Колокольню Базилики ( 60м.) венчает гигантская золотая статуя девы Марии с младенцем, Хранительницы Марселя и покровительницы моряков. Они называют её -наша Дама Хранительница. Панорама потрясающая отсюда. Погода начинала портиться и грозила дождём, а нам хотелось всё рассмотреть.
  Этот главный порт был морскими воротами Франции, многие приезжали и ассимилировались с коренным населением из разных стран- из Алжира, Италии, Греции, оставаясь навсегда здесь.
  Когда мы поднимались по этой главной лестнице к Базилике, я увидела сидячего мраморного ангела на лестнице, который пальчиком предупреждал, что нам нужно быть осторожными и прислушиваться к себе и к городу, к лестнице... Они всё расскажут, если мы услышим нас ждут откровения.
Когда мы поднялись по лестнице на смотровую площадку, начался сильный ливень. Мы кинулись в собор, решили переждать, но ливень не утихал, мы ждали долго. И вот, глядя на дождь из двери собора, вдруг я увидела у стенки площадки скульптурную группу из белого мрамора - мать склонилась над телом сына, так это настоящая пьета! Почти, как "Пьета"  Микеланджело! Оплакивание... Это мать оплакивает сына, погибшего, возможно, в море, в кораблекрушении, а можно считать, что это Мария оплакивает Иисуса... Так хотелось узнать, кто её создал. Там я видела буквы, но из- за дождя не могла разглядеть, что там написано. Меня так тянуло к скульптуре, что я побежала к ней... То, что я у видела - меня потрясло. Я удивилась- на пьедестале было на латинице написано VERONEZE (Веронезе), довольно большими буквами. Ливень лил, как из ведра, потоки слёз из глаз Марии были чёрными! Разводы от глаз струились по лицу, оставляя такой след! Я никогда не видела такого  и таких слёз! Я знаю, что мрамор содержит кристаллы металла, которые окисляясь от воздуха и воды оставляют след, мрамор темнеет. Как здесь оказалась эта пьета? Очередное дарение? Благодарность за спасение из Италии, от самого Веронезе? Я знала его всегда, как великого художника- живописца, знала его небольшие скульптурки, а теперь передо мной был иной Веронезе- скульптор! Непредсказуемый и загадочный Веронезе. Я очень удивилась. Помню суд инквизиции над ним, над его работой " Тайная вечеря", где он намудрил и превращение её в "Пир в доме Левия"- он всех обхитрил ...

Все знают, что Паоло Веронезе -
художник из Вероны, всем известный.
Лет с двадцати восьми в Венеции он жил-
гений его на благо всем служил.

Паоло был художником от Бога.
Светла и радостна была его дорога.
Хоть молод был- писал не уставая,
все тайны мастерства искусно познавая.

Украсил много он Палаццо и соборов,
Многофигурные полотна написал.
Маэстро роскоши, пиров цветистых,
всё превращал он краской в карнавал.

Всегда был мастер пышных сцен:
позировать себе сотни людей сзывал,
и, Боже мой, какое буйство красок!
Не жизнь, а бесконечный карнавал!
 ***   
 ...Сгорела "Тайная вечеря" Тициана...
Для всей Венеции незаживающая рана.

Решили власти вновь шедевр создать
для трапезной монастыря доминиканцев
Паоло должен ту картину написать.
Так свой шедевр он начал создавать
и положил начало,а тут вот надо знать...

Свободы столько-некуда девать !   
Кругом архитектура Ренессанса,
Палладио* - вершина! А декор
напоминает сказку до сих пор.
Паоло увлекался живописью так,
что забывал про всё на белом свете.
Вот так всё было на его планете.

Как удивлять и эпатировать умел!
Однажды он за это "погорел"...
Так что случилось с Веронезе?
В Венеции произошёл скандал!
Венецианец это каждый знал.
   
Сюжет известный -"Тайная вечеря"-
его и Леонардо сам писал.
Евангельский сюжет- последний ужин,
Христос с друзьями,Гефсиманский сад,
где поцелуй приметою послужит-
избранника Иуда целовал.
Интерпретацию свою Паоло дал
и за свободу духа пострадал.
   
СУД ИНКВИЗИЦИИ ...о,это страшный суд!
Паоло на коленях. Все решенья ждут...
Его картину суд безнравственной признал.
Да,шутки плохи, инквизиция при деле-
это весомый, мощный арсенал.
       
Что сделал он? И чем не угодил?
-Вместо аскезы, темы духа,
пир пышный, полный жизни сотворил!
Свою трактовку той вечере подарил.
Вечерю тайную в пирушку превратил.

При этом он ещё увлёкся цветом-
так много белым, голубым писал при этом!
Напомню - ужин был в ночи,в саду-
здесь столько лишнего я без труда найду.

Где лишнее?-да вот...без меры...
Толпы людей, детали разные, предметы.
Излишества в картине-  вот его беда!
Их не могло быть на последнем ужине Христа!

Каноны церкви нарушал при этом.
Был цветом увлечён, как маленький бамбино*
и невнимателен к сюжету, это видно.
Так католичество он краской попирал 
и представлял пиры - вершиной!

Понятно, то что видел- то писал!
Так за свободу духа  - получил он.
Правда,за это- что ни говори,
среди народа был в большой любви. 

Ход разбирательств, выяснено было,
что на картине Веронезе -  перебор!
Вердикт суда суров - евангельский сюжет
нельзя интерпретировать так вольно:
всё католичество и Папа недовольны,-
и в этом весь ответ.
Здесь церкви явно нанесён урон
и виноват во всём Паоло, верно, он.

Решил так странно Веронезе,
что главное в картине- это пир!
Мир красок его явно поглотил.
На полотне же создал целый мир!
Понятно- он же в Ренессансе жил!
Любя свободу, явно намудрил.
   
Вот почему тревогу бил суд инквизиции.
Он про себя, конечно, тоже не забыл:
в то полотно он написал подряд:
себя любимого, рядом с Христом, и в ряд-
шутов, и чёрных слуг, и кошек, и собак.

И негров, турок, немцев- иноземцев ряд, 
Апостол ковыряет вилкою в зубах,
другой -вот режет тут барана,
собачка писает кому-то на башмак...

И это Тайная вечеря? Гефсиманский сад?
Усердно верующему - это рана!
Кто из католиков такому будет рад?
Паоло уж забыл, что это драма...

Вердикт истории таков-
Три месяца ему на переделку дали.
Всё основательно переписать!
решили- лишнее убрать, включая все детали.
 
Решенье это правильным считать
и вольности не допускать!
Чтобы художника под суд, в костёр...(О, муки Ада!)
Уже потом не отдавать, ...не надо -
необходимо предписанье исполнять!

Архитектурные излишества, декоры
и арку, разношёрстную толпу,
одетую и в бархат, и в парчу,
и украшений кучу и узоры,
зверей и птиц, и слуг - всю эту свору("красоту")
немедленно убрать! Фу,Фу,Фу,Фу. 

Бедный Паоло! Видно, поспешил?
По-своему задачу ту решил.
"В картине было слишком много места.
Заполнить все пространство я решил  -
вот тут, наверное, и согрешил" -
так на суде ответил Веронезе.

Сам пальцем даже не пошевелил,
хотя суд инквизиции и строгим был.
Всё просто - изменил её название!
Так выиграл суд и получил признание!

Теперь -"Пир в доме Левия"- название её.
Решенье мудреца, победа в том его.
Не "Тайная вечеря" -  Ничего!
Историю создания кто знает?
Невежество ж - доселе процветает,
а лавры до сих пор его...
 
 Возможно скульптура это дар, после того, как его оправдал суд? Ах, Веронезе!Какая встреча! Не ожидала... Так я встретилась с великим художником Италии в Марселе и вспомнила его историю.
  Я промокла до нитки, но так была рада открытию, что ничего не замечала, а потом лечилась глинтвейном от простуды. Вы не поверите, но я часто вспоминаю эту скульптуру у собора в ливень. Она меня потрясла до глубины души. Значит, здесь она стоит более 400 лет, так как Веронезе покинул этот мир в 1588 г. Вот это подарок от него!
Я заметила, как много талантливых людей с именем или фамилией Марсель живёт на земле, и не только в городе Марсель. Я уж не говорю о Марселе Прусте. Это все дети города Марселя. Есть в этом слове что- то романтичное и многообещающее.
Все помнят замечательные строчки, написанные поэтом- песенником Полем Александровичем Марселем (Русаковым- Иоселевич)- провёл счастливое детство в Марселе в своей еврейской семье эмигрировавших из Ростова, а потом их выслали в обмен, как нежелательные элементы в Россию, и в Дюнкерке поменяли на французских пленных офицеров. Марсель был очень талантливый человек. Он закончил консерваторию, стал известным музыкантом, сочинял музыку к романсам на слова 
С. Есенина "Отговорила роща золотая...", "Дружба", романсы на стихи Блока, Пастернака, Светлова "Гренада", популярные "танго Блюстинг", "Тайная любовь", "Танго- тампа"- танец страсти. Жизнь была тяжёлой. Все члены семьи были  репрессированы. Тут припомнили  ему всё: дружбу с С. Есениным и Д. Хармсом- сестра Эстер была замужем за ним, а вторая Блюма(Любовь) за В. Кибальчичем- писателем, троцкистом, в 1937 Поль был арестован и посажен на десять лет в сибирские лагеря, отбывал срок в Вятлаге, где работал в образцовом Музыкально-драматическом театре ВятЛАГа НКВД. "За высокие производственные показатели" ему сократили срок на 11 месяцев. Был освобожден в январе 1947 года. Реабилитирован в 1956. Как верно заметил Сергей Довлатов о доброжелателях, по вине которых столько людей попали в лагеря и погибли там: " Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?" Я тоже это хотела бы знать... По ходатайству Д. Шостаковича Русакову разрешили вернуться в Ленинград. Он служил музыкальным руководителем и дирижером Ленинградского цирка. Умер в 1973 году. Поэту - песеннику было о чём писать в мемуарах. Он писал шлягеры, которые исполняли звёзды. Клавдия Шульженко любила исполнять шлягер "Дружба" , он всегда звучал со сцены под овации. И сегодня мы с удовольствием поём его на вечеринках и в  застольях. Какая талантливая мелодия! Но какая трудная судьба выпала композитору... Оптимизм песен заряжал людей на выживание:
                "Веселья час и боль разлуки,
                готов делить с тобой всегда,
                давай пожмём друг другу руки
                и в дальний путь на долгие года"

 Многие знакомые меня спрашивали по приезду из Франции: "Ну, как там эти, "лягушатники", поживают? Едят своих лягушек? А ты ела эту гадость? "
-  Ела? Это сильно сказано... Попробовала, причём, долго не хотела этого делать, но сработала круговая психология и я сдалась этим яствам. Все вокруг ели и причмокивали. Что сказать? - Не пугайтесь, ты ешь не лягушку целиком, как все представляют этот процесс, а маленький окорочок лапки лягушки. Их продают в большом количестве для гурманов, они висят отдельно каждый, копчёные, и по вкусу похожи на курятину. Знали бы вы, что едят в Таиланде! Всё, что ползает и летает- как семечки жуют жареных тараканов, клопов, кузнечиков, червей и прочую протеиновую "вкуснятину"... ))) Вот к чему надо готовиться, если вы любите путешествовать по миру. А Марсель- это романтическая сказка, это свежий ветер солёного моря, шум прилива, крики чаек  и прекрасные лестницы, хранящие вековые тайны тех, кто по ним ходил. Прикоснёмся к ним с благоговением и благодарностью.
Ангела вам в путь!
06.12.2017
 Паоло Веронезе , уроженец Вероны.(КАМАРИ),сын скульптора, похоронен в Венеции, в соборе Сан-Себастьяно, который расписывал. Умер в 1588 г, прожив 60 лет, имел двух сыновей.
суд инквизиции был в 1573году.
* Картина- "Пир в доме Левия". Левий - мытарь, сборщик податей.
**Себя он написал слева от Христа
*Бамбино- (итал)- ребёнок. 
На фото- собор в г. Марселе Нотр - Дам де ля Гард, замок Иф, Марсель Марсо, Фернандель.


Рецензии
Ольга, спасибо за рассказ о Марселе! Мне тоже нравится, как звучит имя - Марсель. Понравилось и, как описали город со вкусом ваших ощущений, ассоциаций и даже, я бы сказал, приключений.

Артур Галин   05.04.2018 11:04     Заявить о нарушении
Спасибо,Артур, за отзыв! Конечно и приключений было много разных...
Всех Вам благ и весеннего настроения!С симпатией- Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   05.04.2018 11:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.