Без названия

                «Я мечтаю о театре, который возвращает человеку радость, который
              поднимает его над серой повседневностью, к ясному, чистому воздуху
              красоты. Это не значит, что я хочу отказаться от великих достижений
              натуралистической  актерской  школы, от поисков истинной  правды и
              подлинности! Я хочу добиться такой же степени реальности в передаче
              духовной жизни, ее глубокого, тонкого анализа и  показать жизнь с
              другой стороны, причем такой же истинной, сильной, наполненной
              красками и воздухом...»
               
                М. Рейнхардт


    В начале ХХ-го века в Зальцбурге, на родине Моцарта,  каждый год проводились  международные театральные фестивали.  Организатором их был Макс Рейнхардт.
  В 1906 г. К. Станиславским и Вл. Немировичем-Данченко на таком фестивале были представлены две постановки Московского общедоступного театра.
  Организатором фестиваля был  австриец Макс Рейнхардт, кумир берлинской публики. Он пригласил Станиславского и Немировича к себе в замок, выкупленный и подаренный ему благодарными зрителями.   Это был старинный дворец, в прошлом принадлежащим епископату.
   За обедом у гостеприимного хозяина было около тридцати гостей.  Кофе пили в  библиотеке – обширном двухъярусном помещении, заполненным книгами.  Беседа шла о театральных силах европейских стран, о событиях в мировом искусстве.  Неожиданно заговорили о «Славянской душе», прозвучали слова о том, что новый московский театр – лучший в мире. Заговорили о русском искусстве, о Шаляпине, Рахманинове, Анне Павловой, говоря о композиторах,  на первое место был поставлен Чайковский…
-А новая музыка? – прозвучали слова, - Равель? Дебюсси?
- Нет, Мусоргский!
Говоря о литературе, остановились на славянской меланхолии, о том, что Достоевский в Италии чувствовал себя итальянцем более, чем жители этой страны, а в Лувре проникся духом Франции… Но больше всего  занимало общество великое терпение славянского народа. «Впечатление от этого осталось всё-таки такое, - пишет Немирович-Данченко, - что люди с восхищением говорят о какой-то колоссальной нации,  непочатой, выбрасывающей из себя огромные таланты, но ещё остающейся в полудиком состоянии».

    Прошло 27 лет. В германии к власти пришёл Гитлер. Ещё через 4 года Рейнхардту пришлось эмигрировать в Америку, он ведь был евреем, где  и скончался в возрасте семидесяти лет.


Рецензии