Монтажное строение фильма Звягинцева Изгнание

В статье «Онтология фотографического образа» Андре Базен пишет об объективности фотографии, которая обладает достоверностью и способна мумифицировать время. Базен отрицает монтажный вид кинематографа. Он считает, что задача режиссёра – не интерпретировать реальность в соответствии с собственной авторской позицией, а показать жизнь такой, какая она есть.

Используя материалы статей Андре Базена, разберём монтажное строение некоторых эпизодов фильма Андрея Звягинцева «Изгнание» (2007). В психологической драме Звягинцева построение глубинной мизансцены – одно из главных средств отражения реальности. Герои на переднем плане сидят за столом, вдруг один из них произносит: «Посмотрите на неё!», - указывая на девочку, стоящую возле дерева на голове. При этом не происходит укрупнения, план остаётся средним, фигуру девочки мы видим в расфокусе, несмотря на то, что она в данный момент становится центром внимания и героев, и зрителей. Герой встаёт из-за стола, подходит к девочке, тоже пытается встать на голову. По мере отдаления героя камера, оставаясь статичной, фокусируется уже на дальнем объекте, передний план в расфокусе. Оператор Михаил Кричман увеличивает длительность кадра и предоставляет зрителю возможность самому выбрать объект наблюдения не навязывая точку зрения камеры.
 
В статье «Эволюция раскадровки в звуковом кино» Базен пишет о возможности нового типа раскадровки «обрести реальное время, реальную длительность события, тогда как классическая раскадровка подменяет реальное время мысленным и абстрактным». В этом фильме, как и во многих других фильмах Звягинцева можно увидеть долго длящиеся кадры, длина которых соответствует длине эпизода. В сцене разговора Веры с Александром, камера панорамирует по горизонтали перемещаясь из пространства одной комнаты в пространство другой, один кадр сменяется другим без использования монтажной склейки. По мнению Базена, сцены, снятые единым планом, позволяют «не дробя мир, раскрыть потаённый смысл вещей и существ в их естественном единстве». Использование последовательного внутрикадрового монтажа в фильме отражает не логику авторской мысли, а логику развития событий.

Нельзя сказать, что Звягинцев стремиться уменьшить среднее число планов для достижения ясности изложения, но можно чётко проследить стремление режиссёра сделать планы не метафоричными, а приближенными к реальности. Хотя параллельный монтаж в фильме так же работает на раскрытие идеи. Кадр, в котором врачи приходят в дом с целью сделать аборт Вере, сменяется кадром, в котором дети собирают мозаику. Здесь, конечно, есть противоречие с теорией Базена, который отрицал символизм монтажа, но символизм монтажа Звягинцева органично вписывается в картину запечатлённой им реальности. Мозаика скорее является частью эстетического решения, которое, по словам Базена, должно гармонично сочетаться с реальностью, сохраняя психологическую и социальную правду. И мы возвращаемся к высказыванию Базена: «Драматическое событие обладает однозначным смыслом». Мозаика «Благовещение», которую собирают дети, раскрывает смысл убеждения Веры, в том, что ребёнок принадлежит не только родителям, но и Богу.
 
Звягинцев также стремится показать на экране «истинную непрерывность реальности». Дальний план, герой пересекает поле. Следующий кадр: план сменяется на средний, в поле возникает дом, к которому продолжает двигаться герой. Мы видим непрерывность реальности, которая проявляется благодаря использованию аналитического монтажа.

Андре Базен пишет, что при использовании аналитического монтажа между кадрами возникают не абстрактные и символические отношения, а обретается физическая достоверность и логическая подвижность. Это мы можем увидеть в «Изгнании» на примере звукошумового сопровождения. Средний план, Вера стоит в профиль к камере, смотрит в окно, мы слышим приглушённый детский голос. Следующий кадр: лицо дочери в окне, она разговаривает с мамой, мы смотрим на неё с точки зрения Веры.

Андрей Звягинцев обладает собственным взглядом на окружающую реальность. Было бы наивно утверждать, что в его фильмах отсутствует интерпретация реальности и что монтаж здесь не отражает логику авторской мысли. Но стремление Звягинцева показать реальность такой, какая она есть, очевидно. Поэтому довольно просто провести связь между убеждениями Базена и теми средствами монтажа, которые использует современный режиссёр в своих фильмах.


Рецензии