Святая Русь

(Из рецензий на Стихире)

Захотелось добавить по поводу "Святой Руси":

 - Сознанию российского народа,
 Еще во времена крещения Руси,
 Внушен был некий миф, такого рода:
 - России миссию Всемирную нести...

 Не миссию Всемирного господства,
 А миссию великого прозрения
 И высшей правды в деле руководства
 Умами всеми, без ограничения...

 Как о Руси все говорят?.. Припомни...
 - Святая!.., не могучая, великая,
 - Святые у России её корни!
 - Их много, потому и многоликая!..

 Америку зовут страной Свободы,
 А Англию - туманной, чопорной страной,
 Вот Франция - законодатель моды,
 И только Русь одну всегда зовут Святой!..

 ************************************

 - Англичанин говорит "добрая старая Англия", француз – "прекрасная Франция", итальянец – "сладостная Италия". Русь – она не всегда добрая, порой не особо прекрасная и уж совсем редко когда сладостная. Для многих она и вовсе "немытая" и "проклятая". Но даже и такие, пусть с иронией или скепсисом, а говорят о "Святой Руси". И это вовсе не случайно!

 Русское слово "святой" своим происхождением связано со словом "светлый". Они восходят к славянскому и индоевропейскому прошлому; у разных народов слова с подобным корнем означают свет, мир, день, а также нечто белое, чистое, светящееся. Современный православный философ и искусствовед Валерий Лепахин отмечает, что в древнерусских былинах и духовных стихах "святая Русь" отождествляется с "белым светом" и "матерью-сырой-землей". Илья Муромец отправляется на ратные подвиги: "И заслужили тогда его ноги резвые, // И заслужили руки белые, // И увидел тогда он вольный белый свет". Добрыня Никитич говорит о себе: "Я не ездил бы, Добрыня, по святой Руси…". О нем же сказывается: "Быть какому ни есть добру молодцу, // Святорусскому могучему богатырю!". "Слово о погибели земли Русской" (XIII век) начинается словами: "О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!". В Стихе о Голубиной книге (XV-XVI века) поется:

 Святая Русь-земля всем землям мати:
 На ней строят церкви апостольские;
 Они молятся Богу распятому,
 Самому Христу, Царю Небесному, -
 Потому свято-Русь-земля всем землям мати.

 Интересно, что одна из основных версий происхождения слова «Русь» также построена на сближении его с понятием «светлый», ведь даже в современном русском языке сохранилось древнее слово «русый». В 911 году русы заключали договор с Византией от имени князя Олега и других «светлых и великих князей» и именовали себя «нашей светлостью». Арабский хронист X века также писал, что некий предводитель русов имел титул «свиет малик» (светлый князь).

 Сочетание «русского» и «светлого» оказалось крайне устойчивым и в русском языке, и в представлениях соседних народов. Как сами русские люди, так и европейские путешественники именовали Московское царство «Белой Россией». Иностранцы пользовались этим термином вплоть до начала XVIII века, он встречается на европейских картах. «Белый царь» прославляется в русских народных песнях. В Европе также знали, что русский государь именуется «светлейшим» (illustrissimus) и «белым» (albus). «Белым царем» с XVI века именовали его и на Востоке. Важно отметить, что такое же самоназвание – Белая Россия – возникло и в русских землях, включенных в состав Великого княжества Литовского. Именно поэтому с начала XVII века на Москве в отношении православных «литовских людей» возникает именование «белорусцы» (белорусы). Тогда же понятие «Белая Русь» было окончательно закреплено за Западной Русью и в 1654 году внесено в официальный титул русских царей.
 Произошло еще одно существенное изменение: приобретя новое значение, Святая Русь преодолела свои этнические границы. Не случайно князь Андрей Курбский в том же смысле писал о Российском государстве как о «Свято-русской империи». ВXVII веке «Святую Русь» и известных с былинных времен «святорусских богатырей» упоминает «Повесть об азовском сидении». Однако теперь они имели уже определенно религиозное осмысление: «Теперь мы, бедные, расстаемся с вашими иконами чудотворными, с христианами со всеми православными: не бывать уж нам на святой Руси! Смерть пришла в пустыне нам, грешникам, за ваши иконы чудотворные, за веру христианскую и за имя царское, за все царство Московское!».

 В начале XIX века «Святая Русь» получила второе дыхание. Связано это было как с патриотическим порывом времен наполеоновских войн, так и с публикацией древнерусских былин и духовных стихов. Начиная с Н.М. Карамзина «Святая Русь» понималась как наиболее возвышенное именование Отечества. Вспомним пушкинское: «Святая Русь! Отечество! Я твой!». Тут не было особой религиозной специфики. При открытии памятника Карамзину в его родном Симбирске историк М.П. Погодин произнес: «Я уверен, что и всякий из наших соотечественников, в котором бьется русское сердце, которому мило русское слово, которому дорога русская слава, кто любит свою святую Русь, кто предан просвещению, вспомнив благодеяния Карамзина, произнесет ему всегда внутренно свое русское, сердечное спасибо». В манифесте императора Николая I, изданном в 1848 году по поводу революции во Франции, говорилось: «По заветному примеру Православных Наших предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и не щадя Себя будем в неразрывном союзе с Святою Нашею Русью защищать честь имени Русского и неприкосновенность пределов Наших».

 Святая Русь, - святою будь!

 На слова манифеста в своем стихотворении «Святая Русь» отозвался князь Петр Вяземский. В юности бывший большим вольнодумцем, поэт смог выразить мысль, ранее обозначенную старцем Филофеем – именуясь Святой, Русь должна быть таковой на деле:

 Как в эти дни годины гневной
 Ты мне мила, святая Русь,
 Молитвой теплой, задушевной,
 Как за тебя в те дни молюсь!..

 Как я люблю твое значенье
 В земном, всемирном бытии,
 Твое высокое смиренье
 И жертвы чистые твои,

 Твое пред Промыслом покорство,
 Твое бесстрашье пред врагом,
 Когда идешь на ратоборство,
 Приосенив себя крестом!..

 О, дорожи своим залогом!
 Блюди тобой избранный путь,
 И пред людьми и перед Богом,
 Святая Русь, – святою будь!

 Василий Жуковский в письме Вяземскому выражал надежду, что название Святой Руси «никогда не потеряет своего глубокого смысла, хотя и вошло в разряд обыкновенностей». Слова Жуковского звучат поразительно современно: «В выражении Святая Русь – отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведет от Крещатика; но свое глубокое значение оно приобрело со времен раздробления на уделы, … когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это все соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна отчизна, одна вера, один язык, одинакия воспоминания и предания; вот отчего и в самых кровавых междоусобиях, когда еще не было России, когда удельные князья беспрестанно дрались между собою за ее области, для всех была одна, живая, нераздельная Святая Русь».

 В 1850-е годы Вяземский развил свою мысль в «Молитвенных думах»:

 Не дай нам Бог во тьме и суете житейской,
 Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,
 Чтоб святостью своей, как бы другим в упрёк,
 Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.
 Не в славу, не в почёт, народные скрижали,
 Родную нашу Русь святой именовали.
 А в назиданье нам, в ответственность, в завет.
 Чтоб сберегали мы первоначальных лет
 Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры.
 Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
 В их древней простоте завещанные нам,
 Мы цельно передать смогли своим сынам.

 С тех пор «Святой Русью» именовали либо Россию в целом, как в былинах, либо Русь сокровенную – религиозный идеал православного русского народа и то «малое стадо», ради которого и сохраняется Россия.

 Святая Русь ныне:

 - Это второе значение Святой Руси отобразилось в церковной гимнографии. Впервые Святая Русь прозвучала в церковном гимне накануне Февральской революции. Это произошло при составлении службы священномученнику патриарху Московскому и всея России Гермогену: «Богу нaшему тобою слaва, тебе же, священномучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися во свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь святая».

 Впервые служба, автором которой был протоиерей Илия Гумилевский, была опубликована осенью 1916 года. В составленной священноисповедником иеромонахом (позднее – епископом) Афанасием (Сахаровым) и профессором Петроградского университета Б.А. Тураевым в 1918 году службе всем русским святым была внесена знаменитая стихира: «Русь святая, храни веру Православную!». Служба всем российским святым была утверждена Поместным собором (хотя первое повсеместное празднование состоялось лишь в 1946 году). В эти времена Святая Русь уже вступила в такие испытания, которые нельзя сравнить ни с какими иными в ее многострадальной истории. По мостовой шли красногвардейцы из «Двенадцати» Блока:

 Товарищ, винтовку держи, не трусь!
 Пальнем-ка пулей в Святую Русь –
 В кондовую,
 В избяную,
 В толстозадую!
 Эх, эх, без креста!

 Сонм Новомучеников стал зримым воплощением слов праздничной стихиры. Частью Святой Руси стала и православная Россия, оказавшаяся в эмиграции.

 В день всех российских святых, празднуемый во второе воскресный день по Пятидесятнице, в 1941 году началась Великая Отечественная война. В разгар кровавой бани началось воссоздание Святой Руси. В новом патриаршем титуле в 1943 году было закреплено каноническое понятие «Русь», которое было распространено на всю советскую территорию (кроме Грузии, где существует своя поместная Церковь). Духовные границы Святой Руси еще шире канонических: везде в мире, где молитвенно возглашается имя предстоятеля Русской Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси – присутствует Святая Русь.

 Что касаемо простоты, - русские всегда смеялись над собой...
 Спасибо, если дочитал... С теплом. Саша.

Александр Жданов -Добромыслов   11.01.2016 09:34   •   Заявить о нарушении / Удалить


Рецензии
"Чтоб добрые дела, и добрые примеры,
В их древней простоте завещанные нам,
Мы цельно передать смогли своим сынам"
Красиво звучит, пафосно..
Да только по сути своей - неверно.
...
Самое трудное дело - обличать добро. Зло - намного проще...
"Древом познания добра и зла" была искушена Адамова душа, плоды которого оказались смертоносными для неё и земли - изначально беспорочной материи. Вот, смотри...
Спаситель вполне недвусмысленно дал понять своим ученикам, молодым рыбакам и мытарям, что они своей духовной, не языческой активностью должны послужить "солью земли" и "Закваской" в процессе накопления "критической массы благодати" для начала необратимой "цепной реакции", которая однажды (вскоре) послужит переходу мира на совершенно иной, уникальный уровень бытия (одухотворённой материи), где отсутствует энтропия - пороки, болезни и смерть. (Матфея, 24)
Он им не сказал, чтобы они "передать смогли своим сынам...", а чтобы именно их внутренняя деятельность стала причиной Новой Эры реального бессмертия в беспорочной Природе, Святым Огнём очищенной от всякой неправды - то есть Святой.
Но люди Его так и не поняли. Они постепенно создали свою "религию", с умилением величают себя "православными", сами толком не понимая, что это такое...

Валерий Ветер   07.12.2017 00:37     Заявить о нарушении
Согласен с тобой, но разве этому единственно правильному пониманию Учения Христа,
мы, например, с тобой, не должны научить детей и внуков? Может, Вяземский именно
это и имел в виду, призывая Русь и русских быть святыми НА ДЕЛЕ?

Владимир Воронцов 69   07.12.2017 02:46   Заявить о нарушении
Пойми, понятия "дети и внуки" - от мира сего. Ветхий Адам себя давно изжил, ему нужно немедленно преображаться в Нового! Если у его тела есть эти отпрыски, то их нужно называть не "внуками" и детьми, а братьями. Ведь в этих тела - души, которые нуждаются в спасении. И не нужно их совращать мировоззрением ветхого мира (Адама), Им нужна Правда Христова, а не поповская! Поэтому сам "дедушка" должен немедленно принять Суть Слова Божьего, чтобы Она вошла беЗ-препятственно в его сердце!
Вот и попробуй, для начала, скажи откровенно этому Существу, которого ты называл сыном или дочерью, что оно на самом деле - Душа, пришедшая через твою природу исключительно для воссоединения с Духом и восхищения Им "на Седьмые Небеса" абсолютно Нового Сознания и уникальных вибраций, им соответствующих. Что на самом деле "внук" тебе приходится Братом во Христе - если в нём соответствующая Душа, что далеко не всегда случается...
Такой шаг с твоей стороны будет оценен Духом - Жизнью по достоинству. И сам ты не понесёшь кармической ответственности за "совращение малых сих".

Валерий Ветер   07.12.2017 12:03   Заявить о нарушении
Тогда и за сердце не нужно будет переживать...
Опасность от того, что оно ВСЕЦЕЛО не находится во власти Святого Духа...
Поэтому его "разрывает на части", и в конце концов оно может не выдержать.
Вот почему "добрых" отстреливают... Именно "с той стороны". По причине их не изжитого звериного, языческого, ветхозаветного наследия (сознания).

Валерий Ветер   07.12.2017 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.