Из записных книжек - 8
Покушений на Ахмата Кадырова было шесть, и вот 9 мая 2004 года взорвали заряд, заложенный под гостевой трибуной стадиона, где проходило празднование дня Победы. Большинство чеченцев сожалели по поводу гибели Кадырова - старшего: война всем надоела, а он налаживал мирную жизнь, при этом умел вести диалог - как с Кремлем, так и с боевиками, которые по его призыву стали выходить из леса и складывать оружие.
Я все никак не мог понять, как они из непримиримых борцов за независимость превращаются в милицию, сражающуюся с этими самыми борцами.
И вот вдруг эта загадка для меня прояснилась: несколько таких - вроде перевертышей - обсуждали в телеэфире ситуацию после гибели Кадырова, и один из них очень просто, с улыбочкой, все объяснил: все мы, будучи опытными воинами, -
сказал он, - одни раньше, другие позже, понимаем, что борьба проиграна, поэтому переходим на другую сторону, чтобы остановить тех, кто еще не понял, что пора остановиться. Вот и все.
А читая про Ислам, я узнал, что мир, согласно учению, делится на страны, исповедующие Ислам, на другие, - признающие Ислам как мировую религию и сотрудничающие с первыми, - и на остальные, с которыми мусульманский мир считается в состоянии постоянной войны, и если не ведет в данный момент военных действий, то это просто временное перемирие.
Здесь необходимо заметить, что согласно Исламу христиане, признающие Ислам как мировую религию, являются вовсе не врагами, а считаются и называются, так же, как исповедующие иудаизм, «Людьми Писания».
Люди Писания имеют право свободно исповедовать свою религию в любом исламском государстве. Мусульманам запрещено их оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство. Разрешено иметь с ними родственные связи.
***
Очень близки и симпатичны мне три книги, полные жизни: «Кола Брюньон» Ромена Роллана, «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэя и «Приключения Ходжи Насреддина» Соловьева. Брюньон учит находить счастье в простых радостях, Хемингуэй удивительным образом вселяет в тебя веру в собственные силы, а соловьевский Ходжа брызжет неистощимым оптимизмом и любовью к жизни во всех ее проявлениях.
***
Кто из нас в юности, начитавшись фантастики, не мечтал заглянуть в будущее, воспользовавшись машиной времени? Или - отправиться в прошлое, чтобы посмотреть, как там люди жили. Когда мне перевалило за восемьдесят, я понял, что моим ровесникам, как ни странно, совершить эти чудеса частично удалось.
В самом деле: если взять за точку отсчета дату рождения, то человек, родившийся, подобно мне, где-нибудь в тридцатых годах прошлого века, перенесся сейчас в далекое будущее. А если за точку отсчета взять сегодняшний день, то большую часть жизни он прожил в прошлом веке. Машина времени, таким образом, для волшебного путешествия ему попросту не понадобилась.
В то же время я вдруг осознал, что когда проживешь много лет и станешь - пусть не умнее, а просто чуточку рассудительнее, мечта о скачкообразном путешествии в отдаленное будущее с помощью машины времени уже почему-то не представляется столь вожделенной, как в юности.
Когда мы недавно заговорили на эту тему по скайпу с моим бывшим сокурсником и ровесником Феликсом Матвеенковым, живущим сейчас в Израиле, я высказался в том смысле, что перенестись в далекое будущее с нашими нынешними знаниями и навыками - дело, может быть, и занятное, но не столь уже соблазнительное, поскольку явишься туда неучем и ретроградом. На что Феликс, бывший до выхода на пенсию старшим научным сотрудником Сибирского отделения АН и одним из изобретателей сварки взрывом, сказал:
- Володя! Я и в современной-то жизни уже порой чувствую себя идиотом.
Свидетельство о публикации №217120600834
Словно мы в одном потоке времени, в течении мощном.
Почему же "словно", так оно и есть.
Время, это не мы, конечно. Не только мы.
Но какой плотный, какой мощный, поразительный поток, всё и вся увлекающий!
Владимир Каев 06.12.2017 22:01 Заявить о нарушении
В результате получилось вот что:
"Эх, время, в котором стоим", - сетуют старики-абхазцы у Фазиля Искандера.
Я представляю это так: ты стоишь посреди реки времени; жизнь, которая была привычной и понятной для тебя, уходит, как вода, – вниз по течению, - в прошлое, и ты чувствуешь себя уже не так уютно в новых омывающих тебя водах. Ты еще пытаешься плыть наперегонки с резвящейся в реке этой новой жизни молодежью, но некогда великолепный стиль твой устарел, и ты отстаешь все более, понимая, что твое время уходит, утекает безвозвратно все дальше.."
Владимир Микин 07.12.2017 11:43 Заявить о нарушении
Можно ли вернуться к началу плёнки, к её другим частям? - Мы этим и заняты, когда пишем. Дублей не предусмотрено, но композиция, какие-то детали, смысл отчасти - просматриваются.
Владимир Каев 07.12.2017 14:13 Заявить о нарушении
Владимир Микин 03.03.2018 23:07 Заявить о нарушении