Земля кувшиновская

                ЗЕМЛЯ   КУВШИНОВСКАЯ

                Значительная часть современного Кувшиновского района когда-то входила в состав Княжества Ржевского или Ржевы Володимировой. Это удельное княжество в составе Смоленского княжества, выделилось из последнего в конце XIII века; существовало до начала XIV века. Под 1314 годом в источниках упоминается князь Феодор Ржевский, служивший, как и последующие князья Ржевские, московским князьям. Ликвидация полусамостоятельного Ржевского княжества связана с захватом его территории Великим княжеством Литовским. Таким образом, и Кувшиновские земли на протяжении почти полутора веков были под литовским управлением. Граница между землями Торжка и княжества Литовского частично проходила по реке Осуге (в те далекие времена река называлась Осуя от угрофинского Osuajoki). Об этом свидетельствуют сохранившиеся названия населенных пунктов по Осуге: Городцы, Тысяцкое, Сурушино, Вышгород и другие.
 
                Вот, например, село Тысяцкое. Его топоним тесно связан с историей Господина Великого Новгорода. В этом селе, видимо, находилась ставка военачальника, возглавлявшего городских защитников Торжка, так называемую «тысячу». Тысяцкие существовали  в Новгородской феодальной республике и выбирались из числа бояр на вече только в городах с вечевым управлением, каковым и был Торжок.

                Обычно, в те далекие времена, новгородцы, строившие по своим границам укрепления, небольшие крепости, сторожевые посты, называли их «городец». Поэтому во всех названиях, где присутствует «городец», «--город», просматривается явная связь с тем, что здесь когда-то было укрепление или крепость, или сторожевой пост. При внимательном изучении этих мест обязательно где-то обнаружатся факты существования крепостей. К сожалению, в наших местностях укрепления строились в основном из дерева и земли. Со временем дерево разрушалось, крепостные сооружения обновляли. А когда пропадала необходимость содержать эту крепость, то о ней просто забывали, она разрушалась и исчезала с лица земли. Оставались только рукотворные земляные валы. А где-нибудь рядом появлялось селение, сохранявшее прежнее название укрепления. Крепости уже давно-давно нет, а название живет.

                Чтобы подтвердить эти выводы, мы специально изучили окрестности селения Городцы.

                Деревня Городцы согласно Переписи 1710 года населенных пунктов Чуриловской волости была владетельной деревней и числилась за помещиком Иваном Андреевичем Безобразовым. По Переписи деревня состояла из 42 дворов и числилось в ней более 180 жителей мужеского и женского пола.
                То, что деревня в начале XVIII века была довольно населенной, говорит о ее продолжительном существовании  во времени.

                Изучая внимательно окрестности сохранившегося до наших дней топонима «Городцы», мы обнаружили в зарослях леса на правом берегу Осуги, примерно в километре от деревни, крепостные валы древнего укрепления-городца. Данная крепость находилась буквально напротив села Сурушино, расположенного на левом берегу Осуги.

                Земли, лежавшие западнее селений Тысяцкое, Городцы, Вышгород, Кунино, принадлежали княжеству Ржевскому. С  первой трети XIV века часть волостей княжества захватило Великое княжество Литовское. Чуриловская волость тоже была подчинена литовцам.  И часто эта волость служила литовским войскам той базой, откуда они готовили свои грабительские нападения на Торжок и его земли. Об этом гласит древнее предание, которое частично может объяснить название села Сурушино, находящегося на левом берегу реки Осуги, напротив крепости Городцы.

                Так, в 1285 году литовцы под предводительством князя Довмонта пытались захватить Торжок. Крепости по реке Осуге приняли первый удар на себя и сумели задержать продвижение войск к Торжку. За это время новоторы успели собрать ополчение, к ним на помощь пришли дружины из Волочка и Твери. Войска по Загряжскому тракту быстро прибыли к месту сражения. Литовцы уже разорили Городец и перешли на левый берег реки Осуги. Здесь литовские войска были остановлены дружинами Торжка. Произошло кровопролитное сражение на левобережном поле. В этом сражении был убит литовский князь Довмонт.

                Про место, где прошла эта битва, стали в народе говорить «там, где мы разбили». На древнерусском языке это передавалось глагольной формой перфекта в 3-м лице множественного числа, что сообщало, что победа была одержана совместно с кем-то. Это звучало примерно так: «соутъ рушилы». Это обозначало не просто прошлый факт, однако и настоящее состояние: «…они побеждены (рушины), и то место, где их повергли, в настоящее время находится здесь». Напомню, что это место находится напротив укрепления Городцы.
 
                Вероятно, позже эти места, на левом берегу реки Осуги, стали обживать селяне под прикрытием этого сторожевого поста. О поселенцах на другом берегу реки в Городце говорили: «тъмде къде соутъ рушины», то есть «они живут  там, где были побеждены (подразумевалось литовцы)».

                Затем происходили закономерные фонетические изменения. Однако еще в начале XVIII века в Переписи 1710 года и других письменных документах селение упоминалось как Соурушина, а уже в XIX веке в Межевом атласе Тверской губернии , составленном картографом Менде, писалось как село Сурушино.

                С августа 1449 года Ржева окончательно вошла в состав Московского Великого княжества. Соответственно и наши кувшиновские земли стали частью этого княжества.

                Литература:

                Кучкин В.А., «Формировние государственной территории Северо-Западной Руси в X-XIV веках», М., 1984. См. стр. 35, 146, 147, 148, 150, 196.
 
 


Рецензии