Уроки жизни

Ценности, рисуемые социумом и властью, все время всех сбивают с толку, особенно молодых. Как же они переменчивы! Но знают это только те, кто имеет основательный жизненный опыт. В моей юности нас учили думать о родине, а потом о себе. Главными героями страны были физики, инженеры и рабочие. Детей же моих  власть уже убеждала совсем в противоположном, богатеть любыми средствами, а главными героями представляла им экономистов, юристов и бизнесменов.
Пожив, начинаешь потихоньку понимать, что Кто-то заранее предложил тебе дорогу жизни  и то, что ты  не шел по ней прямо, а все время не только сходил на обочину, но  порой   вовсе начинал шуровать по оврагам да буеракам. Ты чувствуешь комфорт, когда  на нее, эту дорогу, выходишь и некоторое время идешь по ней, хотя как раз именно в этот момент окружающие смотрят на тебя с удивлением, как на дурака  что ли, потому что путь твой, как правило, против течения в котором плывет общественная масса.  Поэтому мало кто смолоду идет по предназначенной ему дороге, не сворачивая.  В юности для человека чрезмерно важны мнения друзей и ценности, пропагандируемые обществом, дураком быть не хочется. Понимание что дурак тот, кто идет по жизни не своим путем, а  с толпой, руководствуясь общим мнением, приходит позже вместе с жизненным опытом и далеко не каждому.
Как же хочется в юном возрасте быть вместе со всеми молодыми, им Господь дает на некоторое время   особенно тонкое чутье к массовым движениям и настроениям. Только молодые способны уловить какую-то ноту в моде на одежду, музыку или поведение, и их распирает от эйфории, что они такие как большинство  в мире, поймавшие ее, эту ноту. Молодые уверены, что это и есть правда жизни, сила ее, а они носители всего этого: и правды, и силы. Как раз отсюда юношеский  нигилизм, несколько небрежное отношение к старикам и, конечно, радикализм.
Эти настроения  очень смягчают национальные  традиции, если они сильны в обществе,  и идеология государства, если она разумна и не противоречит  традициям. В своей юности все это я испытал на собственной шкуре. С рождения меня достаточно жестко держали в рамках традиций. У отца был немецкий характер с его порядком во всем и аккуратностью, а мать выросла в старообрядческой семье. Сейчас на склоне лет я благодарен своим родителям за эту жесткость. Она уберегла меня от грубых срывов по отношению к старшим, а провокаций с их стороны в мой адрес было предостаточно.  Как же мучилась бы моя совесть, если бы я позволил себе, хоть раз сорваться?
С выбором профессии потерпел некоторое фиаско, поскольку руководствовался ценностями того времени – выучился на инженера-механика. Был уверен, что моя профессия всегда будет в цене. В 90-х став профессионалом в своей области на уровне главного конструктора оказался ненужным стране вместе с отраслью, в которой совершенствовался – краностроением.  Сын,  руководствуясь уже ценностями 90-х, стал юристом, отработал 15 лет, и тоже уже не нужен. А в стране опять появился высокий спрос на инженеров. И как тут угадать?


Рецензии