Глава 22. Лён вымотает, лён и озолотит

 22. Лён вымотает, лён и озолотит

    Семья – основа общины. В общине с любопытством наблюдали за деятельностью Степановых. А когда он купил жеребца и пару свиней, только диву давались проворности хозяина. В целом, к Дмитрию Ивановичу относились дружелюбно. Налоги и поборы он платил исправно, перед бедняками нос не задирал. Когда просили, всегда помогал. Землю обрабатывал аккуратно.

     В общине землёй наделяли семью по числу мужчин в ней: при рождении мальчика выделяли надел. У Степанова было шестеро сыновей – все были живы и здоровы. На сыновей он получил шесть десятин и один – на себя, итого – семь десятин. Если умирал мужчина, надел отбирали, но не в каждой деревне делали передел. В соседней деревне то и дело происходили переделы, а в их деревне почему-то было спокойно. Никто не мог объяснить причину этого. Даже, когда ушёл Григорий, он должен был забрать свой надел, но Потапов не был уверен, что Гришка пришёл в их семью надолго, он очень надеялся, что Настя его разлюбит, семья разладится, и Григорий вернётся в свой дом. Хотя у него были мыслишки прикарманить себе его надел, но пока он не спешил. За его отцом ещё был должок: с нивы, которую он отдал ему внаём, он должен будет через пять лет платить проценты. А Григорий, по крестьянской смётке, тоже не спешил забирать свой надел. И был прав. Жизнь это подтвердит позже.

     В общине существовала чересполосица: земля делилась на равных: каждый двор получал полосы хорошей и плохой земли, дальней и ближней, в низине и на пригорке. Это спасало людей от неурожая, потому что в знойное время года урожай ожидали на низине, а в дождливое – на пригорках. На сходках решали сообща общие проблемы, всем миром строили дом, решали вместе, как лучше использовать леса и пастбища, распределяли земли между членами общины, коллективно распределяли повинности и налоги, решали, кого послать в рекруты.

     Дмитрий Иванович беспокоился, как сельчане отнесутся к постройке им дома. Богатство и бедность не идут под ручку. Среди бедняков немало было и завистников. Сосед Микишка жил, как Степановы, но, когда случался неурожай хлеба, он всегда отправлялся, как нередко, впрочем, и другие, просить милостыню, чтобы подали кусочки хлеба. Степанов никогда не опускался до того, чтобы ходить по дворам с протянутой рукой. Ему не позволяло так низко пасть чувство собственного достоинства. Они пекли дома и ели хлеб с лебедой, когда было очень трудно. Хотя в те времена просить милостыню не считалось позором. В урожайные годы Микишка и другие сами подавали куски хлеба тем, у кого был хлебный недород. По известной поговорке: не уродится рожь – по миру пойдёшь.

     Микишка, завидев Елену, спросил её: «- Что, Ленка, отец твой разбогател? Гришка в богачи заделался?» - «- Дядя Дима, если у вас есть вопросы, спросите у папы. Вы в обиде, что ли, на нас?» - «- Чего это на Митьку мне обижаться, небось не хуже его у меня и хата, и баба, и дети, и лошадь, и корова, поросята есть». Дома Елена спросила отца: «- Папа, а почему мы в общине, откуда она взялась?» - «- На Руси она всегда была, дочка. Люди ходили друг к другу в гости, праздники вместе отмечали, подарки дарили. Землю вместе обрабатывали, общие были орудия труда. В неурожайные годы легче было вместе выживать» - «- Дядя Дима, кажется, в обиде на нас» - «- Он не злой человек, хоть и завистливый. Нам на всех смотреть, из нужды не выкарабкаться. Мы имеем только одно право – жить честно и много трудиться».

     Сельские общины возникли на Руси в десятом веке, они подчинялись законам князя. Князь пользовался советами старейшин, собирались «вече», на них решали общие злободневные вопросы выживания в трудных условиях. «- Папа, а почему мы не ходим в гости?» - «- Лена, ты видела когда-нибудь, чтобы мы с матерью отдыхали?» - «- Нет» - «- Нам некогда по гостям ходить. Кроме своей работы, сколько в общине дел» - «- А раньше тоже ночью охраняли свои земли?» - «- Раньше земли опустошались набегами печенегов и татар. Крестьяне ходили обрабатывать землю, прихватывали с собой ружья. Были случаи, когда орды татар убивали всех поселян, а женщин угоняли в рабство» - «- Какое счастье, что теперь нет набегов татар» - «- Но нам надо опасаться разбойников» - «- А воры были?» - «- Долго не могли поймать одного вора, а им оказался парень, в первый раз предупредили, второй раз его поймали, клялся, что не будет больше, прощения просил, простили. А на третий раз ему за воровство отрубили мизинец. Он все равно воровал, а потом пропал, наверное, убили. Дома плохо объяснили, что воровство – это самое подлое и позорное явление».

     Крестьянская община просуществовала на Руси вплоть до двадцатого века, до реформ Столыпина. Именно он разрешил крестьянам выходить из общины, что нанесло по общине сильный удар. И в советское время ещё существовали общины, вплоть до всеобщей аграрной коллективизации 1929 года и создания совхозов и колхозов. В результате реформы Столыпина, крестьяне продавали земли и разорялись. А те, кто был побогаче, обособлялись на хуторах. Это вызывало недовольство крестьян, происходили столкновения между бедными и богатыми – общинниками и хуторянами. Столыпин перераспределение земель провёл между крестьянами не за счёт помещичьих земель, а за счёт крестьянских наделов – за счёт перераспределения крестьянских земель.

     Уже в дореволюционную эпоху в общине было введено земское самоуправление. В годы Первой Мировой войны из общин забирали мужиков, угодья сокращались, общины беднели. После отмены крепостного права община существовала как сельское общество, являлась административной единицей. Несколько деревень составляли волость. В обязанность общины по-прежнему входило распределение земель, налогов, повинностей среди своих членов, сохранение порядка. Середняк имел три лошади, две коровы, семь овец, две свиньи. По меркам советского времени, это был «кулак».

     Во второй половине девятнадцатого века для предприимчивого человека община не была помехой. Он мог опираться на неё, считаться с нею, но в чём-то мог действовать самостоятельно. И немало крестьян стали зажиточными, а кто-то вышел в купцы. Духу русского народа больше характерен индивидуализм. А крестьянские общины насаждались сверху – властями, для сбора налогов. Считали в семье количество мужчин – количество «душ» - и собирали «подушный налог». Русский человек, по сути своей, - созерцатель, творец, изобретатель. И тем не менее, дух коллективизма, взаимовыручки и взаимопомощи был силён в общине. Именно в крестьянстве сохранилась коренная нравственность - трудолюбие, честь и достоинство составляли её стержень.

     Дмитрий Иванович пришёл к старосте общины Савелию Матвеевичу и сказал, что намерен построить новый дом и баню, просил разрешения. Савелий Матвеевич спросил его, готов ли он платить за материал и работу. «- Назови цену, Савелий Матвеевич» - «- Так, это надо обмозговать, какой дом хочешь. У тебя семья большая – столько детей» - «- Вот я и хочу, чтобы жили по-человечески» - «- Я тебе подберу бригаду толковых мужиков, печника, плотника. Ты сам с ними столкуешься. Они скажут, сколько брёвен тебе понадобится, сколько чего другого. Они мастера своего дела, сделают тебе не дом, а дворец. О цене ты сам с ними столкуешься, а за материал – брёвна – придёшь – я тебе счёт выпишу, заплатишь. Ну а стёкла, скобы, замки, гвозди в городе купишь, на лесопилке – доски и опилки» - «- Спасибо, Савелий Матвеевич. А сходку не нужно собирать?» - «- Да зачем? Ты же деньги платишь за работу и за материал. Это же выгодно общине».

     С лёгким сердцем возвратился Степанов домой. «- Ну, Евдокия Семёновна, теперь ходил к старосте, он благословил строительство дома, сказал, что подберёт бригаду мужиков, и начнём дом строить. Лён нас измучил, но, дай бог, из нищеты выберемся», - при этих словах Дмитрий Иванович перекрестился. Евдокия Семёновна с любовью смотрела на мужа. Давно она не видела его таким счастливым.

7 декабря 2017 четверг


Рецензии