Глава 23. Дом - основа семьи

23. Дом – основа семьи


     Через несколько дней к Дмитрию Ивановичу заявилась бригада из соседских мужиков, назвали свою примерную цену. Степанов не стал торговаться и сказал, что заплатит первую половину суммы, когда они построят полдома, вторую часть – когда весь дом, вплоть до замков, будет готов. Ударили по рукам. Тогда слово дорого стоило. Данное слово держали крепко, отвечали за него.

     Дмитрий Иванович даже не предполагал, как много вопросов нужно было решить. Какой делать фундамент, какой будет клад, из какого дерева строить, какую печь ставить, какой размер дома? В каждый раз вопросы мужиков ставили Степанова в тупик – он многого не знал, а книг по строительству в деревне не было. «- Какой клад будешь класть под дом?» - «- Это ещё что такое?», - удивился он.  «- Тёмный ты человек, Иваныч, - сказал один из мужиков. – Раньше клали под дом человеческое тело, но церковь строго запретила это делать. Такого человека наказывали: он должен был в церкви двенадцать лет каяться и совершить триста поклонов. Церковь советовала под дом класть тушу кабана, бычка или козла» - «- Зачем?» - «- Жертвы в пользу будущего дома. Но ты не горюй. Теперь делают бескровные клады: зарывают шерсть, зерно, деньги. Они как бы принесут богатство, плодородие, достаток» - «- Не знаю, деньги – под дом, они для семьи нужны, зерно тоже», - сказал Дмитрий Иванович. «- Но ты думай, пока не начали фундамент делать, у тебя есть время».

     Дмитрий Иванович думал-думал, ничего не придумал, спросил жену. Она ответила: «- Чего ты мучаешься? В тряпку завернём несколько зёрен, горстку льна и несколько копеек, в землю зароем. Это же только ритуал. Ты не волнуйся, я всё устрою» - «- Ой, Евдокиюшка, вся надежда только на тебя». Степанов мужикам сказал, что клад – это ритуал, они решили положить несколько зёрен, клочок льна и лист бумаги вместо денег» - «- А чо? Мудро», - ответили мужики и похвалили хозяина за находчивость. Мужики рыли котлован, когда закончили, сказали: «- Давайте ваш клад». Евдокия Семёновна принесла маленький узелок, и они с присказкой: «Клад-клад, будь дому очень рад, богатство, сытость, радость дай», - и с этими словами мужик зарыл клад, а мужики сверху прихлопнули его огромным валуном.

     С размером дома хозяин тоже определился. Он решил, что в доме будет шесть комнат, кухня, четыре чулана, погреб, сени. Длина - примерно – 21 аршин (15 м), ширина – семь аршин (5 м). «- А какой фундамент?» - спросил старший мужик. «- А какие бывают?», - переспросил Степанов. «- Некоторые без фундамента строят – на столбах, кто-то делает каменный фундамент: кладут большие камни, между ними – мелкие и сверху кидают глину и заливают водой, утрамбовывают» - «- Хорошо, мужики. Камни мы навозим, но где глину взять?» Тут подошёл сосед Степанова Тимофей и сказал, что он знает место, где есть глина. «- Спасибо. Вот и решили. Вы посчитайте, сколько брёвен понадобится. Будем строить из сосняка. И на баньку прикиньте, сколько надо». Мужики посчитали венцы, столбы, стропила, конёк, окна, двери, крыльцо с навесом с запасом и назвали количество брёвен. «А баню большую будешь делать?» - «Предбанник и комнату с полками и каменкой с окном» - «- Понятно».

     Степанов по счёту заплатил за товарняк, и мужики с разрешением на порубку от общины отправились в лес заготавливать строительный материал на дом Степанову. Выбирали деревья на брёвна тщательно, Дмитрий Иванович послал с ними Захара, чтобы помогал и контролировал их работу. Доглаз свой везде нужен. Мужики – народ тороватый, не углядишь, сам виноват, что материал был и сплыл. Сам Дмитрий Иванович стал решать проблему с камнями. Мальчишкам дал задание собирать мелкие камни, в работу включились и девочки, и малышня – вся семья. С собой он взял одного мужика, и они поехали к горе и там нагрузили на телегу много камней, лошадёнка едва воз дотащила до дома.

     В каждый день что-то происходило новое. Ребята выполняли посильные задания и смотрели на всё с интересом. Сначала появились груды камней, глины, брёвен, доски. Отец из города привёз стёкла, разные замки, несколько ящиков гвоздей. Доски купил на лесопилке. Вова спросил Васю: «- Мы теперь богатые стали?» - «- Не знаю. На нас, кажется, сейчас вся деревня работает. Как думаешь, Вовка, с чего они начнут строить дом?» - «- Наверное, сначала столбы поставят» - «- Спорим, что сначала будут печку делать», - предложил Вася. «- Почему печку? Печку можно на землю поставить, когда уже крыша будет над головой. Нет, сначала каркас дома сделают. Что ж, давай поспорим. На что?» - спросил Вова. «- На пять щелчков по лбу», - ответил Вася и засмеялся.

     Выиграл спор Вова и отвесил брату пять добрых щелчков по лбу. Тот охал и тёр ушибленный лоб. А Вова смеялся и приговаривал: «- Хорошо смеётся тот, кто смеётся последний. Сам предложил спорить». Мужики начали с того, что стойки для дома в комлевой части обожгли на костре, затем смазали их дёгтем и смолой, а когда они высохли, вбили их по углам дома и в других точках опоры, потом начали делать фундамент из камней. И наконец стали готовить брёвна для венцов, измеряли, пилили, на концах делали полукруглые пазы топором.

     Дни за днями летели быстро, а работа продвигалась медленно. «- Иваныч, а печку-то какую делать?» - спросил его печник. «- Русскую, конечно, но с дымозаборником и деревянной трубой» - «- Теперь уже делают кирпичные трубы, но они очень дорогие, нам мужикам не по зубам», - сказал печник. «- Ну что ж, - ответил Дмитрий Иванович, - будем делать ту, что по зубам. Учти, что комнаты тоже должны отапливаться» - «- Я понял. Давай уточним, где будут топки. Для обогрева комнат печки не будут большими по размеру, а на кухне там другое дело, должна быть варочная камера».

     Русская печка была выполнена с большим мастерством. Печник сказал, что нижняя часть варочной камеры называется «подом», верхняя «сводом», отверстие – «устьем». Он рассказал, что раньше в курных избах прежде, чем строить дом, делали печку: изготавливали сруб-форму, покрывали её сверху глиной. Форма сохла несколько дней, брёвна не вынимали, а делали обжиг на малом огне. Эта печка топилась по-чёрному.

     Кирпич появился в семнадцатом веке, но его делали вручную, он долго сох в печах-времянках, поэтому производство кирпича поначалу было очень трудоёмким. Лишь в 1855 году изобрели ленточный кирпичеделательный пресс, а через три года – обжиговую печь постоянного действия. Но массовое производство кирпича началось только ближе к двадцатому веку. Так что трубу сделали деревянной – из тёса. Она не примыкала к самой печке, а находилась на безопасном расстоянии. Между трубой и устьем сделали колпак – дымосборник. Он многократно увеличивал тягу.

     Дмитрий Иванович вникал во все подробности, много задавал вопросов печнику и узнал, что особенность русской печки в том, что она имеет туннелеобразное горнило, варочную камеру, которая будет нагреваться до двухсот градусов Цельсия. Для выпекания хлеба, пирогов в печи образуется «изволочный жар». Хлеб выпекали на поду печи. Тщательно очищали под печи от углей и золы. Определяли нужный жар, для этого бросали пригоршню муки на под, если мука стала быстро коричневой, не обуглилась, значит, можно выпекать. С помощью специальной деревянной лопаты ставили в печь хлеб. У печи был шесток, где стояли горшки. Под шестком в нише хранили инвентарь, лучину, зимой там жили куры. Были большие и маленькие ниши для сушки рукавиц, обуви. Печь ставили на определённом расстоянии от стены, чтобы избежать пожара. В запечье было место для хранения разных приспособлений: кочерги – для выгребания золы и углей, ухватов разных размеров – ставить горшки в печку, лопаты деревянной, чапельника – для доставания сковороды из печи.

    Около устья печи был угол. Здесь хозяйка могла готовить пищу, имелось место для шкафа и хранения посуды. На кухне, рядом с печкой, был сделан погреб, в нём было сухо и хранились продукты. На печи печник устроил большую лежанку, с учётом в семье детей. Это было самое тёплое место в доме. Могли поместиться до пяти-шести человек.

     Никогда уже Дмитрий Иванович не мог узнать, что русские печи с кирпичными трубами довёл до совершенства крепостной крестьянин, ставший крупным учёным – Иван Иванович Свиязов (1797 – 1875), академик архитектуры. Он дополнил печь дымооборотами, применил колосниковую решётку, которая позволила топить русскую печь углём и торфом. Но зато Степанов знал, что в честь русской печи устраивался на Руси праздник, и они отмечали его 19 мая. В этот день наступали тёплые дни и отпадала необходимость топить печку, то есть печи давали отдых на лето – до осенних холодов.

     Дети с интересом наблюдали, как мужики клали венцы, прокладывали между брёвнами мох для тепла. Первый сруб дома назывался «окладным»: оклад – это то, что вокруг клада. Окладные брёвна первых венцов сруба закрывались завалинкой. Она защищала нижние венцы и, кроме того, служила дополнительной теплоизоляцией. Мать кормила мужиков щами с хлебом, варила картошку, давала её с луком и конопляным маслом.
    
     Дом получался длинный, как барак. Стоял он на столбах, как на куриных ногах. В нём имелись окна с двойными рамами и стёклами, дощатые полы и потолок, что было в диковинку для крестьянского дома. Дом состоял из холодных и тёплых помещений. В сенях было холодно, в них хранили своё добро, в тёплую погоду спали. Крышу сделали покатой с двух сторон и покрыли тоненькими дощечками из осины, дощечки скрепляли между собой. Курная изба, в которой они жили, была покрыта соломой: солому обычно клали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали лыком к основе кровли. Затем солому счёсывали граблями и поливали жидкой глиной. А верх прижимали тяжёлым бревном – коньком.

     Фасад дома украсили резьбой. Эту работу искусно выполнил Тимофей, молодой парень, он славился золотыми руками и хорошим вкусом. Ему приглянулась Елена, и он старался изо всех сил. Ажурной резьбой он разрисовал ставни и наличники: на них изобразил волшебных птиц. «- Пусть птицы ваш дом охраняют».

 
      Когда мужики построили дом, Дмитрий Иванович всё проверил, мужиков поблагодарил и окончательно рассчитался. Они остались довольны, кланялись и очень благодарили его. Тимофею он заплатил отдельно за его талантливые художества, хотя тот упорно отказывался брать деньги. Но Степанов был настойчив, и Тимофей деньги взял и густо покраснел. Он заметил, что парню понравилась Елена, он ухмыльнулся, видя, как молодой человек сильно смущается. «- Ты вот что, Тимоха, приходи к нам в гости. Придёшь?» - «- Если зовёте, приду», - сказал умелец и довольный побежал домой. «- Ну что, Евдокия Семёновна, будем переезжать в новый дом? – обратился он к жене. – Община нам очень помогла. Теперь у нас есть тёплый светлый дом и баня. А избу оставим работникам. Пусть живут. Им тепло здесь будет и не тесно».


     Иметь свой дом, в котором тепло и уютно, где тебя любят и уважают, где проявляют о тебе заботу, ждут и радуются твоему приходу, - великое благо. Это был удивительный дом, наполненный светом и радостью. Он дышал свежестью соснового бора и дарил целебный дух здоровья. На окнах пели волшебные птицы, словно приглашали в иной мир насладиться новым счастьем. Каждая деталь подчёркивала уважение к личности человека.

     Если прежде дети спали на полатях и лавках – на сене, накрытом рогожей, и ютились в одной, пропахшей дымом комнате, то теперь у каждого члена семьи был свой угол и своя кровать, с лоскутным одеялом и подушкой, пусть матрацы и подушки были набиты ещё соломой, но лучшего другого они пока не знали. Полочки для книг, подоконники с ящичками для цветов, шкафы для посуды и одежды, ящики для обуви, туалет при доме, с выгребной ямой, ночные горшки под каждой кроватью (не надо бегать на улицу ночью), подсвечники и канделябры для восковых свечей вместо светцов и лучин. Всё было продумано до мелочей и выполнено с огромной любовью.

     В тёплом и уютном, светлом и чистом доме полы и потолок сияли белизной. Не было закопчённого потолка и запаха дыма, в котором они жили раньше. В новом доме билось пылкое сердце Дмитрия Ивановича Степанова – отца огромного семейства, которое благодаря колоссальному труду шагнуло в мир достатка и благополучия. Новый дом Степановых был местом, в котором каждому члену семьи было хорошо, и он чувствовал себя неразрывной частицей большой и дружной семьи.

     И в этом смысле, хороший дом – основа хорошей семьи.


7 декабря 2017 четверг


Рецензии