К ступеням Эрмитажа, ты в сумерках приди

В один совсем непогожий зимний день, нам захотелось чего-то светлого и радостного, того, что заставит подняться над житейскими треволнениями и вернёт душевную гармонию. Например, отправиться в музей или театр. Я с детства люблю посещать Эрмитаж, бродить по залам, посидеть перед статуей или картиной. Нет, это не связано с одиночеством или отсутствием общения. Я ходила в Зимний дворец с подругами и будущим мужем. Но бывают некоторые точки соприкосновения с предметами искусства, которые настолько связаны с тобой лично, настолько интуитивно, что бесполезно давать этому какие-либо рациональные объяснения.
В Эрмитаже я, в первую очередь, наношу визит в зал Древнего Египта, где здороваюсь с мумией жреца Па-де-иста (Петесе, Па-де-исета) и зал, где лежит вождь из Пазырыкского кургана. Сначала это было совпадением, а потом превратилось в ритуал. С пятого по одиннадцатый класс я занималась в кружке по изучению истории искусства в Школьном центре Эрмитажа. Однажды руководительница кружка дала нам задание описать или нарисовать любимый зал или экспонат Эрмитажа. Многие мои собратья по кружку выбрали Павильонный зал, моя же душа возжелала экзотики. Я металась между залами Древнего Египта и Пазырыка. Мне очень нравился войлочный ковёр из Пазырыка: на троне, за которым растёт импровизированное растение, восседает царица с зеркалом в руках, а к ней на коне подъезжает всадник. Растение символизировало Мировое древо, царица с зеркалом – богиню подземного мира, а всадник – того самого вождя из Пазырыка. На самом деле, всадник и вождь ни капельки не похожи, но мне очень хотелось написать про ковёр. Правда, меня останавливал тот факт, что мумия жреца Па-де-иста может обидеться и наслать на меня проклятие. Поэтому, как хорошая девочка, я пошла в зал Древнего Египта и пообещала жрецу заглядывать к нему, если буду в Эрмитаже. После чего с чистой совестью отправилась к вождю. Я как умела срисовала царицу и всадника вместе с растением. И тоже пообещала вождю приходить к нему, чтобы ему было не так одиноко. С тех пор у меня сложились гармоничные отношения с залом Древнего Египта и Пазырыка.
На днях я снова была в Эрмитаже, где посетила две великолепные временные выставки «Нефертари и Долина Цариц. Из коллекции Египетского музея в Турине» и «Благословенная страна Дильмун, где восходит солнце». Выставки организованы настолько необычно и интересно, на таком высоком уровне, что я с них ушла не только обогащённая новыми знаниями, но и умиротворённая.
Среди экспонатов «Нефертари и Долины Цариц» представлены тексты Книги мёртвых и Книги Амдуат.  В последнем погребальном тексте дано подробное описания ночного путешествия Солнца и его победы над всеми опасностями. Умерший египтянин отождествлялся во время этого путешествия с Солнцем, и в конце становился бессмертным, как бог Ра. Про ночное путешествие солнечной ладьи Амон-Ра мне известно из мифологии. Змей Апоп преследует бога солнца, тот в образе рыжего кота сражается с коварным противником и побеждает врага. И вновь каждое утро появляется на голубом небосклоне в виде солнечного диска. Книга Амдуат заключает в себе предвестие гностических текстов: каждый смертный может обрести бессмертие.
Тема страны Дильмун, на первый взгляд, тоже не располагает к радости. Это тема погребальных холмов, тема молчания, но не молчаливого отчаяния, когда хочется плакать от безысходности, а более ёмкая и значимая тема. Тема праведно прожитой жизни, когда человек живёт плодами своих рук и ему есть, что оставить потомкам. Жители страны Дильмун оставили нам не тексты, подобные текстам Книги мёртвых, а практическое руководство к достойной жизни. О чём это я так долго рассуждаю? О кастрюльке с деревянной съёмной ручкой. Кастрюльке пять тысяч лет, а мы думали, что это мы придумали съёмные ручки. Наивные дети высоких технологий. С этой кастрюлькой мы получили привет и улыбку от людей древней эпохи, к нам по наследству перешли их смекалка и хитрость. Нет, больше. Они нам подарили Надежду на то, что человечество будет жить.
После этих двух выставок ко мне вернулись покой и уверенность в завтрашнем дне.
Но ещё большую надежду подарила выставка «Православие в Святой Земле. Альфа и Омега». На фоне чудесных фотографий и цитат из стихотворных произведений русских поэтов выделялись иконы и распятия, выполненные из перламутра. Как хрупко равновесие, на котором держится мир, как легко его нарушить, как легко погибнуть. Но «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.  Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Св. Евангелие от Иоанна 3:16,17)
Я покидала Эрмитаж, как обычно, с верой в будущее и с глубокой благодарностью к его сотрудникам. Потому что каждый визит в музей - это не только наслаждение для глаз, но и пир духа.


Рецензии
Эрмитаж, пожалуй, мой самый любимый музей. Я часто его посещаю, в последний раз то было недели две назад. Вероятно, мы могли где-то встречаться, правда мне больше по душе голландцы, но и Египет - не чужд.

С уважением,

Сергей Рябцев   07.12.2017 21:30     Заявить о нарушении
Сергей, я люблю Эрмитаж в целом, а Древний Египет - это только маленький кусочек этой любви.

С уважением,

Мария Мас   08.12.2017 18:18   Заявить о нарушении