Глава XX. 1. Учебный центр в Обнинске
(Предыдущее см.http://www.proza.ru/2015/11/10/809).
« Делай, что должно,
и будь, что будет!»
5 января 1985 года я, уже переодетый в форму МВД, (маскировка от «вероятного противника» всё еще была в силе), предстал «пред светлы очи» начальника Учебного центра в Обнинске. Как полагается, доложил, что прибыл для прохождения дальнейшей службы. Капитан 1 ранга, (здесь – полковник), Е. Золотарев, знавший меня еще по службе на Севере, посмотрел на меня с недоумением:
- Откуда Вы, Альберт Иванович? На какую должность к нам назначены?
Вот это номер! Начальник Центра не знает, кто и зачем к нему назначен! Пришлось объяснить, как и почему здесь оказался. Правда, на какую именно должность меня определили, я и сам не знал. Золотарев тут же принялся звонить в Москву, благо здесь рядом, выяснять. Оказалось, что приказом Главкома ВМФ я назначен в Учебный центр старшим преподавателем Цикла БИУС, (Боевых информационно-вычислительных управляющих систем. Цикл - это типа кафедры в ВУЗах). Обрадовался – дело новое, перспективное, для меня очень интересное. Однако радость была недолгой. Золотарев, оказывается, эту должность уже пообещал другому знакомому командиру с СФ, который очень хотел попасть именно на этот цикл. И Золотарев попросил меня уступить. «Тем более, - сказал он, - с Вашим опытом службы и на многоцелевых, и на ракетных подводных лодках, Вам самое место на Цикле тактики». Что делать, не ломать же кому-то жизненные планы и самому с самого начала портить отношения на новом месте. Согласился.
И началась моя служба на берегу. Для меня она особой сложности не представляла, потому, что приходилось бывать здесь раньше, что и как в учебном центре делается, я знал. На цикле тактики собрались, в основном, бывшие командиры подводных лодок. Возглавлял цикл В. Ваганов. С коллегами сошлись быстро, посидели вечерок в кафе, «обмыли» моё представление и порядок.
Как старший преподаватель, я должен был учить командиров, вахтенных офицеров и в целом экипажи новостроящихся и прибывающих с флотов подводных лодок всему тому, чему сам, по выражению Любы Ерёменко, научился на флоте. Не такая уж большая трудность заключалась только в том, что предварительно я должен был лично разработать все планы и конспекты лекций, занятий, тренировок, учений по которым буду работать с экипажами. Потом надо было предъявить их начальнику своего цикла, потом Учебному совету Центра. Провести в их присутствии показательные занятия, учения, тренировки со слушателями. И только потом на заседании Учебного совета, после обсуждения качества проведенных занятий, новый преподаватель или допускается к самостоятельной работе, или ему дается время на устранение недостатков. Ну а дальше всё зависит от того, есть ли у тебя талант или хотя бы склонность к преподавательской деятельности, или нет. Будешь ты работать с удовольствием или отбывать номер до пенсии.
После службы на флоте всё это было не страшно и не сложно. Смешно, но факт: куда труднее было привыкать к службе «от звонка до звонка». Приходить к 8, уходить около 17 часов, что по флотским понятиям означало – среди бела дня! Первое время коллеги надо мной подшучивали – что, мол, не знаешь, что дальше делать?
Теперь я лично отвечал лишь за несколько секретных документов в моем «секретном» чемодане, да за качество проводимых занятий со слушателями. Из материальной части в моём «заведовании» были лишь стол и стул в кабинете преподавателей. Раза два в году здесь играли «Экстренный сбор», отрабатывая службу оповещения на случай тревоги. Вот, собственно, и все дела. Проводить занятия и тренировки с подчиненными, учения на корабле - для меня было делом не новым, к тому же, мне нравилось делиться своим опытом с подчиненными. Так что можно было спокойно дослуживать до пенсии. А при желании, угодив или услужив начальству, можно было даже выбиться в начальники цикла, а то и в заместители начальника УЦ! Что, кстати, нередко здесь наблюдалось. Иной придет с флота старшим лейтенантом, списанный оттуда по здоровью или неспособности к службе, и, смотришь, растет, растет по службе и в звании, постепенно матереет и в один прекрасный день оказывается и капитаном 1 ранга, и твоим начальником. И позволяет себе разговаривать с тобой, старым командиром, свысока. Впрочем, таких было мало, большинство преподавателей здесь были уважаемые и достойные люди. Да, здесь можно было спокойно служить до пенсии, а то и дольше. Только у меня-то ситуация другая. Оставлять не доведенными до конца вопросы, которыми занялся на флоте, я не мог. Тот, кто рассчитывал, возможно, что, убрав меня с флота, заставит замолчать, ошибался. Решение добиваться рассмотрения и решения проблем подводников на самом высоком уровне оставалось для меня основным.
Но, прежде чем на новом месте о чем-то говорить, надо сначала заслужить на то право. То-есть, если не в совершенстве, то, по крайней мере, не хуже других освоить своё дело. Выполнять свои новые обязанности так, чтобы ни со стороны начальства, ни со стороны слушателей не было претензий. Еще лучше заслужить уважение. И только потом можно будет продолжать начатое на флоте. Вот этим всем я и занялся в первое время работы и службы в УЦ. Плюс, конечно, надо было решать вопросы с жильём для семьи, школой для дочери и т.п.
Где- то через полгода семья моя была устроена, (нам дали квартиру), дочь училась в школе, Вера работала в местном домоуправлении. По выходным всем семейством выходили на прогулку в лес, который начинался буквально почти за порогом. Нередко ездили на электричке в Москву по различным делам и в театры, музеи. Осенью ходили за грибами, наслаждались красотами осеннего леса. Зимой почти весь Обнинск от мала до велика становился на лыжи. За нашим домом, на поляне обычно начинались различные соревнования, в них могли участвовать все желающие. Не отставали от них и мы.
Так что и быт, и досуг у нас были налажены. И в моих служебных делах был полный порядок. Я вел занятия, ничем не отличаясь от других, более опытных преподавателей. Можно было бы и успокоиться, забыть о прежних проблемах.
Только я себе позволить такое не мог. Окончательно утвердившись в своей новой ипостаси, завоевав, как говорится, некоторый авторитет, я был готов возобновить то, что начал делать на флоте. Тем более, что теперь мог продолжать уже с учетом весьма существенных данных полученных здесь, в УЦ.
Продолжение: http://www.proza.ru/2017/12/07/649
Свидетельство о публикации №217120700657
Замечательно все. Вот бумажной работы только много.
Марина Славянка 23.05.2024 14:40 Заявить о нарушении