Часть моего дома...

Клиффорд САЙМАК. Я весь внутри плачу (I Am Crying All Inside),
   рассказ, 1969 г., пер. на русский: А. Корженевский

Аннотация: Люди научились летать к звёздам. Они нашли много хороших планет. Лучше чем Земля. Намного лучше. Построили много кораблей. Все улетели. Умные улетели. Работяги улетели. А бродяг, бездельников и лентяев оставили…


   Добрая грустная сказка о просыпающихся душах роботов и исчезающем человечестве.
Случился Исход. Умные и работящие (креативные? – усмешка тронула мои губы), покинули Землю и о них говорить нечего, они уже не земляне. Кто остался? Некоторые читатели поторопятся поставить клеймо – лодыри и пропойцы! А мне кажется, что остались те, для кого понятия душа, родная земля не пустой звук. Остались те, для кого важнее вот это: «…в столовой скрипит одна половица, и я иногда специально наступаю на нее, чтобы услышать ее скрип. В виноградной лозе над террасой живут два снегиря, а в подвале поселился сверчок. Я искал его, но не нашел, он оказался хитрее меня. А теперь я ни за что не трону его, он стал частью дома…». Это фрагмент другого произведения Саймака, что, впрочем, не суть важно.
   С Исходом Род Людской постепенно вымирает, и душа этого рода переходит к роботам, устаревшим роботам, именно тем роботам, которых когда-то давно склепали с любовью руки Человека Душевного. А Сапиенс, тот – да! тот отправился к звёздам.
   В заключение, смутная едва уловимая мысль - может… может… может быть, когда умные и креативные покинут Землю… может быть тогда снова на Земле наступит Рай?...

(Первая публикация на ФантЛаб'е 14.11.2012)


Рецензии