Часть 2. Отче наш...
Как было обещано, мы продолжаем вникать в смысл молитвы «Отче наш». Вспомним, что эта молитва была оставлена Иисусом Христом тем людям, которые получили право обращаться к Богу, как к своему Небесному Отцу.
В Ветхом Завете еврейскому народу было открыто много имен Бога: Яхве, Эллохим и другие имена. Через каждое имя Бог открывал человеку то или иное из Своих свойств, сторон Своей Личности (подробнее имена Бога, используемые в Ветхом Завете, будут рассмотрены отдельной серией рассказов «Имена Бога»).
Придя на Землю ради спасения человечества, Иисус Христос – Бог Сын – впервые открыл человеку новое имя Бога – Отец. Иисус не только называет Бога Своим Отцом, но и Отцом всех тех людей, кто Его слушал и хотел выполнять Его волю.
Какой смысл вкладывается в обращение к Богу, как к Отцу? Может быть, именно здесь следует искать разницу в языческом и христианском понимании Бога?
Отношение к Богу, как к Отцу, во многом меняет отношение к миру, к жизни, к самому себе. Когда я, человек, узнаю, что Бог, к Которому я обращаюсь со своими молитвами, имеет имя и сердце Отца, то моё восприятие окружающего меня, как человека, невидимого и видимого миров полностью меняется.
1. Что касается НЕВИДИМОГО ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, то я, человек, могу освободиться от страха перед сонмом непредсказуемых «богов», к которым люди часто склонны относить что угодно: обстоятельства, судьбу, случай, удачу, везение, ношение талисманов, загадывание желаний, расположение звёзд…
Страх перед неведомой силой порождает суеверия и желание её «задобрить». Полагаясь на своего Небесного Отца можно не бояться, что некая сила жестоко нанесёт мне неожиданный удар, хладнокровно распоряжаясь моей жизнью, как одной из миллионов песчинок в песках пустыни.
Имея и зная Бога, как Отца, можно просто покоиться в отцовской любви, осознавая, что, поскольку Он властен надо всем Своим творением, ни один волос не упадёт с моей головы без воли моего любящего Небесного Отца: «У вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же…» (Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 30-31). Только Он Один, Единственный и Неповторимый Бог, у Которого нет «конкурентов», и Который относится ко мне именно с отцовской любовью.
2. Конечно, в жизни каждому человеку приходится сталкиваться с радостями и горестями, удачами и неудачами. Иногда кажется, что ВИДИМЫЙ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, в котором я живу, недружелюбен или даже враждебен. И только вера в то, что меня любит не капризный, ревнивый и насмехающийся надо мной бог, а Бог, имя Которому Отец, тогда, даже если многое ещё остаётся мрачным и тёмным, всё переносится легче, потому что любовь Отца помогает пройти сквозь все трудности и испытания.
«Любящим Бога… всё содействует ко благу» (Послание апостола Павла к Римлянам, глава 8, стих 28). В этом, наверное, самый ценный для меня, как для человека, признак Отцовства Бога: Он желает мне, человеку, блага… и не просто блага, а такого же блага, как Самому Себе.
Конечно, из-за наследованного первородного греха, моё представление о благе может сильно отличаться от того замысла о благе, который имеет для меня Создатель. Когда я называю Бога своим Отцом, то для наших с Ним последующих отношений будет очень полезно, если я начну учиться абсолютно доверять Ему все сферы своей жизни и допускать в свою жизнь Его понимание блага для меня.
Это можно проиллюстрировать на примере. Когда мы испытываем боль, то есть вероятность воспринять наше ощущение боли, как негативное явление в нашей жизни. Но, такая «плохая» вещь, как боль, имеет важное значение, заложенное в неё промыслом Божьим. Так, например, существуют некоторые болезни, когда, при поражении нервов, человек перестаёт чувствовать боль. Вот тут-то и приходит понимание, что такое по-настоящему «плохо»: сама боль или отсутствие возможности её почувствовать. Человек, не способный чувствовать боль не только представляет опасность для самого себя, но и для своих близких создаёт очень много проблем.
Если бы Творец не заложил в живые существа способность чувствовать боль, то мы не узнали бы о начале болезни, не могли бы предпринять превентивных мер, что послужило бы скорейшему разрушению нашего организма. Речь не о том, что боль всегда приятна, поскольку она может достигать крайней степени невыносимости. Но боль следует воспринимать, как красный свет, через который Бог сигнализирует нам: «Внимание! Впереди опасность!».
Если мы можем быть уверены в том, что имя Богу, Который сотворил мир, Отец, то мы также можем быть уверены в том, что в принципе окружающая нас вселенная настроена благожелательно. Назвать Бога Отцом, значит установить добрые отношения с миром, в котором мы живем.
3. Если мы верим в то, что Бог — Отец, то это УСТАНАВЛИВАЕТ НАШИ ОТНОШЕНИЯ С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ ПО ВЕРЕ В ИИСУСА ХРИСТА.
Обратим внимание ещё на один важный момент – это слово «наш» в обращении: Отче наш.
Примечательно, что в молитве «Отче наш» вообще не встречается слова «я», «мне» и «моё». Отношение к Богу, как к Отцу, делает всех учеников Христа братьями и сёстрами, то есть духовно родными людьми. Это единственная основа для построения братских отношений между людьми разных возрастов, культур, национальностей.
Господь учит нас молиться: «Отче наш», а не «Отче мой», имея в виду и всех членов Божьей семьи, в которую, в принципе, потенциально могут войти все люди. Бог не является исключительной собственностью ни какого-либо человека, ни какой-либо деноминации или церкви, какой бы многочисленной она ни была.
Уже сама фраза «Отче наш» предполагает, если не исключение, то, по крайней мере, умаление всякого «я»; и, конечно, исключение всякого эгоистического отношения к миру и к людям.
4. Если мы верим в то, что Бог – наш Отец, то это устанавливает НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К САМИМ СЕБЕ.
Временами человек может возненавидеть и презирать себя, когда он понимает, что опустился "ниже человеческого достоинства". В такие моменты сердце человека накрывает волна горечи и отчаяния; осознав свою недостойность, человек может и не найти в себе силы «подняться со дна».
Бог-Отец возвращает нам чувство собственного достоинства! Когда нас посещают ужасные, мрачные, унылые моменты, мы можем напомнить себе, что по бесконечному милосердию Божьему мы — царского происхождения, сыны и дочери Царя царей: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 послание Петра, глава 2, стих 9).
5. Если мы верим в то, что Бог — наш Отец, это устанавливает НАШИ ОТНОШЕНИЯ С БОГОМ. Нет, этим мы не умаляем величие, силу и могущество Божье, не преуменьшаем Его власть над творением! Но эта вера открывает нам доступ к Его могуществу, Его силе, Его величию.
Есть рассказ о триумфе римского императора:
Рим давал привилегию полководцам, одержавшим крупные победы, прошествовать по улицам столицы со своими войсками, с захваченными трофеями, пленниками, добычей.
Однажды, император шествовал со своими войсками через Рим. Вдоль улиц стояли приветствовавшие его горожане и рослые легионеры, сдерживавшие толпу. Императрица с членами семьи восседала на возвышении, наблюдая за гордо шествовавшим мимо с триумфом императором. Рядом с матерью-императрицей находился маленький мальчик — младший сын императора.
Когда приблизилась колесница правителя страны, мальчик спрыгнул с возвышения, где находился под присмотром матери, пробрался сквозь толпу и попытался проскользнуть между ног легионера, чтобы выбежать на дорогу и встретить колесницу императора.
Легионер нагнулся, чтобы остановить мальчугана, и, подняв его на руки, сказал: «Мальчик, разве ты не знаешь, кто находится в колеснице? Это император. Тебе нельзя выбегать к его колеснице».
А мальчик рассмеялся сверху: «Тебе он, может быть, и император, а для меня он — отец!»
Вот именно таково отношение христиан к Богу. Его мощь, Его величие и Его власть — это мощь, величие и власть Того, Кого Иисус научил нас называть: «Отче наш». Сам Иисус Христос, Бог-Сын, обращался к Богу-Отцу: «Отче». Оставляя нам обращение к Богу-Отцу, как «Отче наш», Христос поставил нас на уровень Своих братьев и сестёр, введя в Божью семью.
Конечно, сердце Отца не может быть удовлетворено и обрадовано, если ребенок обращается к Нему, видя в Нём исключительно механизм для удовлетворения своих нужд, желаний, капризов, что-то на подобии «волшебной палочки» или волоска из бороды старика Хоттабыча. Молитва, преподанная нам Иисусом Христом, как раз учит противоположному отношению.
Итак, какие выводы можно сделать из этого обращения в молитве «Отче наш»?
Во-первых, приходя к Богу в молитве, как к Отцу, мы обращаемся к Тому Единственному, Кто исключительно властен над нашей судьбой, нашей жизнью и смертью. А значит, мы исключаем всякое упование на удачу или везение, надежду на судьбу, страх перед случаем, потому что нет в мире других сил и власти, превышающих Его силу и Его власть.
Во-вторых, Иисус дал нам право и привилегию обращаться к Богу как к Небесному Отцу, то есть с полным доверием и без какого-либо желания манипулировать Им и использовать Его в своих собственных целях и интересах, понимая, что Он желает нам только лучшего, а не наоборот, и Он знает, что есть это самое ЛУЧШЕЕ для нас.
И, в-третьих, обращаясь к Богу: «Отче наш», человек всегда должен помнить, что в этом мире у Бога есть и другие творения и дети Божьи. Поэтому лучше не злоупотреблять своим «я».
И, если мы это понимаем, то нам будет легче принимать окружающий нас мир, эту реальность такими, какие они есть, осознавая, что за всем этим стоит рука Небесного Отца, Который всегда знает, что Он делает. Мы можем быть уверены в том, что в принципе, этот мир настроен благожелательно к нам, потому что сотворен Тем, Кто называет Себя нашим Отцом.
Как любящий Отец, Бог хочет, чтобы мы прошли в этом мире определенную школу, научились общаться с Ним, развивали свою душу для большего отражения света Христа, а не просто жили без цели, без смысла жизни, потакая своему эгоизму и теряя образ и подобие Божье.
Назвать Бога Отцом, значит установить наши отношения и с миром, в котором мы живем, и с людьми, которые нас окружают, принять этот мир и людей такими, какие они есть, а не отвергать их, и не бороться с ними.
*** Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №217120801561