Ступени времени. картина 11

               
                Очередное лето 1943 года  дети провели в деревне. Теперь они немного
                освоили грузинский язык и  общаются с деревенскими детьми. Напротив их
                усадьбы через дорогу,  соединяющую Самтредиа с Цулукидзе (Хони), жила
                семья Доментиа – троюродного брата Григола,  в которой росло трое
                сыновей – Гиви, Жора и Джемал. Жора был на год младше Саши, а Джемал- на
                год младше Инны. Иногда к Садико и Григолу заглядывала  ещё одна
                родственница Маро с дочерью Ламарой и сыном Алико. Её муж и отец детей был
                на фронте.

Александр – (Обращаясь к родителям)  Пожалуйста, приучайте их понемногу к труду, пусть помогают в огороде,
            на кухне.

Григол – Садико их жалеет, говорит – они ещё маленькие, а я на должности  «мевеле» и целыми днями мне
         положено обходить колхозные поля, следить  чтобы не было никаких нарушений.

                Между тем, дети, обнаружив, что нигде не видно старого Константинэ,
                обращаются к бабушке  -
 
Саша – Бебиа, а где «диди бабуа»? (в Имеретии «большим дедом» зовут прадеда).

Садико – Он был очень старый, ему было 96 лет и его забрал на небо Бог.

                И чтобы не развивать эту тему тут же спросила –

Садико – А что за песню вы с Жорой пели сегодня про Гитлера?

Саша – Это Жора меня научил – «Гитлери моквда дилита, миасвенебен вирита, …» (Гитлер умер утром,  его
       хоронят  с помощью ишака)

Садико – А не добавить ли вам туда и Сталина?

Саша – Бебиа, я не понимаю? Добавить, что Сталин обрадовался?

Садико – Да, ты не понимаешь. Ну ладно, пойте как поете.

                К осени дети вернулись в Тбилиси загорелыми и повзрослевшими и у Саши
                началась школьная пора. На Плехановском (Михайловском) проспекте находилась
                мужская 7-ая железнодорожная школа, где русский сектор включал в себя 8
                классов, а грузинский все 11. В том году набирали два русских первых класса,
                и в один из них, к педагогу Яновской Елизавете Ивановне Саша и попал –

Анастасия – (Рассказывая Александру) - Меня немного смутило, что школа железнодорожная,  но она ближайшая к
            нам, и мне сказали, что она ничем не отличается от городской  общеобразовательной школы, 
            только финансируется железной дорогой.  И плохо то, что русский сектор занимается во вторую
            смену. Придется Саше одному ходить в школу и переходить  дорогу на  Плехановском проспекте.

Александр – Да, я узнавал, оказывается в городе  5 мужских и 5 женских железнодорожных школ. Причем школы
            №1 и №3 мужские с грузинским сектором. Школы №5 и №9 мужские с русским сектором. И только в
            школе № 7 два сектора - грузинский и русский, но в русском только восемь классов, а затем детей
            можно переводит в 5-ю или 9-ю школы. Впрочем, можно переводить и в любую общегородскую.

Анастасия – В класс, куда попал Саша, многие родители зачислили своих детей только  из-за того  что там
            Елизавета Ивановна. В том классе будет учиться и сын первого секретаря нашего района.

Александр – В таком случае, нам с педагогом действительно повезло.

Анастасия – Но в параллельный класс зачислены сын проректора политехнического института и сын известного
            профессора биологии.

Александр – Тогда я  чего-то не понимаю.

Анастасия – Ты не владеешь всей информацией – параллельный класс ведет заслуженный педагог республики  по
            фамилии Дундуа.

Александр – А-А-А!

Анастасия – Не дурачься, для кое-кого, как видишь, это имеет решающее значение.

                Оказалось, в Сашин класс были зачислены и Шурик Лысенко  с Витей
                Бабичем, из его детсадовской группы –

Яновская – Ребята, на первое время занимайте места за партами кто где хочет, но со временем я многих
           пересажу.  Мне нужно, добиться того, чтоб вы не мешали друг другу – не переговаривались. В этом
           классном помещении мы с вами, как я думаю,  будем заниматься все четыре года начальной школы.

Шурик – Я маленького роста, а передо мной сидит высокий Саша и мне плохо видно доску.

Яновская – Что ж, ты прав. Саша, пожалуйста, поменяйся с Шурой местами.

                Мальчики поменялись местами-

Яновская – А теперь давайте знакомиться. Меня зовут Елизавета Ивановна, я буду обучать вас 4 года.

Шурик – А потом?

Яновская – Потом, начиная с 5-го класса, у вас будут другие учителя. Лысенко, успокойся и не мешай мне
           вопросами, я обо всем, что вам необходимо знать вам сообщу. Я буду по журналу читать ваши
           фамилии и чью фамилию я прочту должен встать, чтоб все поняли, что это он. Начинаю:            
           1)Азарашвили;

                Из-за парты встает смуглый мальчик плотного телосложения –

Азарашвили – Это я. Меня зовут Карлен.

Яновская – Отлично Карлен, мы тебя запомнили, садись. 2) Бабич;

Бабич – Это я. Меня зовут Витя.

Яновская – 3) Бельцов;

Гулмасян – Это я. Меня зовут Борис;

Яновская – 4) Гулмасян;

Гулмасян – Это я. Меня зовут Андрей;

Яновская – 5) Демуров;

Демуров – Это я. Меня зовут Дима;

                Перекличка бодро продолжалась пока не дошли до фамилии –
                Марквичев, на неё никто не отозвался –

Яновская – Происходит что-то непонятное – в моем списке 28 фамилий и вас здесь 28 человек. Может фамилия
           Марквичев Владимир в списке неправильно напечатана?

                Наконец поднимается один мальчик, он явно нервничает, покраснел –

Мальчик – Вообще-то я Володя Аветисов, но вот  мама у меня Марквичева.

                Этим заявлением вопрос был исчерпан – фамилию мамы в журнале 
                заменили на фамилию Вовиного  папы. Дальнейшая перекличка прошла
                быстро.  Когда дома Саша пересказал маме эту историю она сказала

Анастасия – Знаю я эту мамашу Володи Аветисова, она приходила в школу со своей дочерью, ровесницей нашей
            Инночки. Её супруг  бежал  во время  резни из Турции и сумел неплохо обустроиться в Тбилиси. У
            них в семье ещё одна дочь и отец мужа, глубокий старик –


                На следующий день Саша принес домой и рассказал маме новую
                историю -

Саша – Каждый день на каждого ученика классной руководительнице выдают по малюсенькой белой  булочке.  И
       если кто отсутствует, то при общем одобрении класса она лишнюю булочку отдает кому-нибудь  из
       наиболее бедных. И вот сегодня Володя, сын первого секретаря, встал и как-то смущенно, отказался
       навсегда от своей ежедневной порции, сказав, что это есть у него дома.

Анастасия – Я вижу ты восхищен его поступком. Но мне хотелось бы быть уверенной, что ты не возьмешь лишней
            булочки, если тебе предложат.

Саша – Конечно нет, у нас много детей фронтовиков, один мальчик даже не снимает никогда  верхнюю куртку,
       так как под ней только  майка. А у другого  с ног все время спадает обувь, которая ему непомерно
       велика.

Анастасия – Я не совсем такого ответа от тебя ждала, но, впрочем, и такой неплох.

                Елизавета Ивановна присмотревшись к детям, попавшим в её
                класс, стала приглашать некоторых из них к себе домой,
                причем, например, Саша и Вова  приглашались со своими
                сестрами. Пришедшим в гости детям очень нравился  почти
                цирковой номер, когда хозяйская болонка Ричка подвывала  в
                такт музыке, исполняемой Елизаветой Ивановной на
                фортепиано. После этого номера Елизавета Ивановна
                предлагала детям попеть, определяя музыкальные способности
                детей-

Саша – Мама, зачем мы так часто ходим к Елизавете Ивановне? Чтобы научиться петь и танцевать?

Анастасия – Но ведь вы там не только поете и танцуете, но и учитесь декламировать стихи и знакомитесь по
            альбомам с живописью великих мастеров. Ведь все это вас развивает, делает из вас интеллигентных
            людей.  Я за это ей очень благодарна.

Инна – Мама, ты знаешь, Елизавета Ивановна сказала, что мне необходимо поступить в музыкальную школу. У
       меня почти идеальный музыкальный слух.

Анастасия – А что она сказала о Саше?

Инна – А вот у Саши его нет.

Саша – Зато она сказала, что я отлично читаю басни.

                Однажды Елизавета Ивановна объявила в классе, что класс
                пойдет в подшефный госпиталь и проведет концерт для раненых
                прямо в палате. Вечером Саша сообщил маме -

Саша – Мама, Елизавета Ивановна сказала, что несколько номеров  для шефского концерта в госпитале  у нас
       уже готово, но надо подготовить ещё несколько. Мне она предложила в одной из сценок изображать
       пограничника с винтовкой, а в другом отделении прочесть басню Крылова  ту где говорится о том, как
       волк  хотел попасть в овчарню, а попал на псарню.
    
Анастасия – Как я помню, в этой басне глупый волк не учуял запаха собак и проник к ним в овчарню, за что и
            поплатился. Если Гитлера представить этим глупым волком, то басня для нынешней обстановки
            подходит.
Саша – И ещё она сказала, что неплохо было бы, чтобы моя сестра и сестра Вовы пошли с нами и пели в хоре.
       Об этом она с родителями переговорит.

Анастасия – Понятно. А что тебе известно о готовых номерах?

Саша – Оказалось, что Нодар, Вова и Игусик (Игорь  Л) неплохо научились играть на балалайках и петь
       частушки. Адик (Андрей) сыграет на баяне, а Алеша пройдет на руках несколько метров, держа ногами
       мяч.

Анастасия – Неплохие номера, особенно красочен последний, но лучше чтоб об этом номере не знал старый князь
            – дед Алеши.

Саша – А разве он князь?

Анастасия – У него фамилия Мелик-Нубаров. У армян  слово «мелик» означает высокое происхождение и
            положение, я понимаю это как княжеский титул.

Саша – А ребята в классе сказали, что мегрельский князь - это Нодар, его фамилия - Чиковани.

Анастасия – Выходит, ты воспитываешься в привилегированном  обществе княжеских отпрысков. А если учесть,
            что в вашем классе есть и сыновья нынешней элиты: сын секретаря райкома и сын начальника
            паспортного стола города, то просто ими окружён.

Саша – Это у кого же из наших ребят отец – начальник паспортного стола?

Анастасия – Это ваш Жанико – его отец полковник милиции и начальник паспортного стола, должность немалая.

Саша – А такой шаловливый, мальчик - заводила.

                Концерт в госпитале прошел отлично. Были довольны и раненые
                и дети, исполнители номеров – им долго хлопали и просили
                приходить ещё. А директор школы был доволен грамотой,
                полученной от военкомата.
                Как-то вечером Анастасия говорит своим детям –

Анастасия – Елизавета Ивановна предлагает мне начать с вами заниматься нотной грамотой и для таких занятий
            может нам одолжить  клавиатуру фортепиано, напечатанную на картоне. А вы хотите учиться?

Инна – Конечно, хотим  и ноты знать и на фортепиано играть, правда, Саша?

Саша – Ноты я уже знаю: До Ре Ми Фа Соль Ля Си.

Анастасия – Ты эти ноты пропел правильно, но это не значит, что ты знаешь нотную грамоту. Нужно знать какая
            из них где расположена  на клавиатуре и нотном стане. В какой октаве.  Различать тона и
            полутона. То есть, нужно уметь читать   ноты для того, чтобы воспроизвести записанную нотами
            мелодию.

Саша – Давай попробуем,  вон Адик из нашего класса учится в музыкальной школе и уже может играть на
       фортепиано и на баяне.

                Принесенная на следующий день клавиатура была расположена на
                столе и Анастасия приступила к занятию. Она предлагала детям
                найти соответствующую клавишу и пропеть названную ею ноту. Саше
                все это плохо удавалось. Он заявил –

Саша – Нет, это просто невозможно – тыкать пальцем в картон и издавать звук соответствующий клавише. То
       есть быть одновременно и пианистом и инструментом. Я так  больше не могу, пока не будет инструмента
       – увольте.

Анастасия – Ты прав, это очень трудно.  А ты, Инночка, согласна продолжать?

Инна – Конечно, и давай я поступлю уже в этом году в музыкальную школу.

Анастасия – Так тому и быть, поступаем в школу.

                Действительно в сентябре 1944 года Инна поступила не только
                в общеобразовательную, но и в  музыкальную школу.  Первые
                полгода учебы для домашних занятий использовалась картонная
                клавиатура, а затем Анастасии удалось договориться с мамашей
                одной из учениц  за небольшую плату разрешить  Инне
                заниматься на их домашнем фортепиано два раза в неделю –

Инна – Моя учительница говорит, что я очень продвинулась за последнее время.

Анастасия – Естественно, ведь теперь у тебя есть доступ к фортепиано.

Инна – Мне кажется, я бы продвигалась ещё быстрее, если бы занималась не два раза по часу в неделю, а
       четыре.

Анастасия – Не сомневаюсь, ты очень способная. Надеюсь, мы когда-нибудь приобретем инструмент.

Инна – Поскорее бы.

                В школе у Саши второклассников принимали в октябрята.  Из
                его класса приняли всех, как отличников Борю и Игоря Л., так
                и отстающих Шурика и Эдика, правда,  с условием, что они
                подтянутся. По такому случаю Елизавете Ивановне разрешили
                свозить класс на экскурсию в город Гори, что бы дети
                посетили домик, в котором родился И.В.Сталин.

Яновская – Ребята,  за хорошую учебу и поведение нас премировали поездкой в Гори на экскурсию в домик, где
           родился наш великий и любимый вождь - Иосиф Виссарионович Сталин! По этому случаю управление
           Закавказской железной дороги  предоставляет нам специальный железнодорожный вагон. В воскресенье
           все приходите утром в школу,  в привычное время, и  пожалуйста, без опоздания. Чтобы помочь мне
           провести эту поездку я попросила поехать с нами и маму Вовы. Из школы мы все вместе отправимся
           на вокзал, где нас будет ждать специальный вагон. К вечеру мы вернемся в Тбилиси.

Вова. – Елизавета Ивановна, а можно мама возьмет с собой и мою сестру Ивету?

Яновская – Ты заботливый брат Вова.  Но можешь не беспокоиться, мы с твоей мамой уже об этом договорились.

Шурик – Елизавета Ивановна, если бы у меня была сестра, и я бы за неё попросил.

Яновская – Ребята, я знаю не только у Вовы, но  и у некоторых других из вас есть сестры или братья, но
           больше никого, к сожалению, я пригласить не могу – школа  подала заявку на определенное число
           человек.


                Специальный вагон оказался очень удобно оборудован: 
                там было, правда,  только одно купе, но вдоль остальной
                части вагона располагались мягкие диваны, а посреди
                вагона был длинный стол, на котором можно было играть в
                настольные игры. По этому поводу Шурик сказал –

Шурик – В этом вагоне все так здорово, как в штабном вагоне, который я видел в каком-то кино о гражданской
        войне.

                Над домиком Сталина был выстроен навес. Сам домик
                оказался ничем не примечателен, но  сознание того, что
                им дали возможность посетить дом великого вождя
                наполняло детей гордостью. Поездка прошла отлично. В
                Тбилиси вернулись усталые, но довольные. Вечером Саша
                затруднялся описать маме и сестре о впечатлении от дома
                вождя. Он заявил –

Саша – Наш деревенский дом больше впечатляет. Там у нас и стены из завозного тиса, и балконы вокруг дома, и
      «бухари» в каждой комнате, дающие возможность топить стенную печь из любой комнаты, и черепица из
      Марселя.  А тут…

Анастасия – Ну да, из грязи да в цари.

Саша – Видно отец у него был плохим сапожником. (Инночка испугано молчала).

Как-то вечером Саша рассказал маме –

Саша – В нашем классе появился новый ученик, очень необычный мальчик, который хорошо  знает немецкий язык и
      свободно играет на фортепиано. И этого мальчика каждый раз проводит и уводит из школы его мама.

                По этому случаю Анастасия сумела днем вырваться с работы и
                пошла  в Сашину школу специально, чтобы познакомиться с
                мамой нового ученика. Мамы видимо друг другу понравились –

Анастасия – Саша, я познакомилась с мамой Игоря Бабанова (так звали нового ученика). Это очень
            интеллигентная женщина и мы с ней будем довольны, если вы с Игорем подружитесь.

                Потекли обычные дни. Электричества и на промышленность и на
                жилые дома не хватало. Поэтому вечерами керосинка ставилась
                на стол и с одной стороны, под её полоску света устраивался
                со своей тетрадкой Саша, по другую Инна. На керосинку
                водружался чайник и после занятий все пили чай иногда с
                полученным по продуктовым  карточкам кусочком сахара и
                кусочком черного хлеба. А зачастую, при отсутствии сахара,
                хлеб просто присыпали солью. Раз в год  дед с бабкой
                присылали из деревни каждому из своих детей Александру,
                Серго и Нине (Нуну) по поросенку, по 2-3 килограмма
                кукурузной муки и по головке имеретинского сыра. Анастасия
                не переставала удивляться –

Анастасия – Один поросенок на нас четверых и один поросенок на одну Нуну?

                Как- то ночью Саша проснулся и обнаружил, что мама стоит на
                коленях между их с Инной кроватями, утирает слезы и достает
                из тумбочки железную  коробочку -

Саша – Мамочка, что случилось? Почему ты плачешь?

Анастасия - Просто я беру из коробки последний золотой, чтобы купить керосин.

Саша – Мамочка, а что за фотография у тебя в руках?

Анастасия – Это мой отец, твой дед.

                На небольшом снимке 6х9  Саша разглядел дородного мужчину в
                форме -

Саша – Мамочка, а кем он был?

Анастасия – Мой отец, не знаю, жив ли он, до революции был … железнодорожником.
           Саша – Мамочка, ты не переживай, мы вполне можем обойтись без керосинки, ведь мы отапливаемся
           железной печкой. Правда дрова, завезенные папой, кончаются, но я уверен, что немного палок,
           шишек и листьев магнолии я каждый день смогу после  школы приносить. Знаешь с каким веселым
           треском горят сухие листья магнолии, я их в деревне специально жег.

Анастасия – Да, но как вы будете без света керосинки готовить уроки?

Саша – Я во второй смене и до школы легко успеваю все приготовить, так как все сказанное на уроке 
       запоминаю. Я даже удивляюсь, почему некоторым, чтоб запомнить материал нужно его прочесть несколько
       раз.

Анастасия – Может просто не слушают на уроке, а может просто туповаты, так тоже бывает. Но вот Инна-то в
            первой смене, как ей без керосинки?

Саша – А нельзя ли ей сразу после школы сначала делать школьные  уроки и только потом заниматься музыкой?

Анастасия – Её, как ты выразился,  занятие музыкой  заключается в занятии дома у учительницы или часовое
            упражнение в доме у её подружки Аллы. Как ты понимаешь, дневное  время этих занятий согласовано
            с хозяевами  и нам их не изменить.

Саша – Выходит, что так.

                А вскоре у Инны обнаружили инфильтрат, как было сказано, из-за
                перегрузок и от недоедания. Поэтому лишнее яйцо, конфета  или
                яблоко доставались Инне. В таких случаях Анастасия говорила
                Саше –

Анастасия – Ну ты же понимаешь, ей необходимо усиленное питание! (и он понимал).

                Наконец, весной 1945 загремели по радио победные марши, в мае
                было объявлено о капитуляции Германии и окончании войны. И как-
                то сразу же из госпиталей вернулись муж Ксении, Василий,
                потерявший на войне ногу и старший сын соседей по квартире,
                лишившийся одного глаза.

Александр – Подхожу к дому, вижу в наших окнах свет, бегом поднимаюсь по лестнице, чтобы поскорее 
            восстановить светомаскировку и тут вспоминаю, что уже делать этого не надо – война окончена.

Анастасия – Но пока практически мало что изменилось, карточная система продолжает существовать и в Москву
            пока не пускают, как там мама?

Александр – Все постепенно наладится, главное - вон какую войну выиграли. Правда, пленные немцы, которые
            строят корпуса нашего нового завода, все  никак не верили, что мы победили  и Германия
            капитулировала. И только когда на наш строящийся локомотиворемонтный завод пригнали для
            ознакомления с  их конструкциями электровозы, эксплуатируемые только на Берлинской ветке –
            поверили.

Анастасия – А что,  этих пленных уже отпускают?

Александр – Пока не построят все начатое, не отпустят.

Анастасия – А что,  построенный ими наш новый железнодорожный  вокзал  впечатляет.

Александр – Немцы его только строили, а проектировали наши. 
               
Анастасия – Выходит от пленных немцев и их электровозов  большая  польза, а вот от их кинофильмов большой
            вред. В кинотеатрах на смену несравненному «Аршин Мал Алану»,  песенки из которого распевал
            весь город,   стали показывать трофейные кинокартины с Марикой Рёкк. Школьные педагоги
            жалуются, что посещаемость резко упала.

Александр – Как? наши дети ходят на «шатало»? (пропускают занятия без ведома  родителей и без  уважительной
            причины)

Анастасия  - Вот и спроси у своего сына сколько раз он смотрел фильм с Марикой Рёкк, вылезающей из
             бочки.

Александр – Что, это самый пикантный момент в этой картине? А ты сама сколько раз это видела?
 
Анастасия – Нам с Инночкой достаточно было и одного раза.

                Саша, присутствующий при этом разговоре родителей, подал голос -

Саша – Я в кино не хожу, когда у меня появляются деньги  я предпочитаю покупать книги. Вот недавно купил
       «Молодую  гвардию» Фадеева. А мог на те деньги три раза сходить в кино.

Александр –  Ну хорошо, но хоть «Георгий Саакадзе» или  «Аршин Мал Алан»,  ты видел?
             Саша – Нет, но вместо этого я купил книгу по истории востока, которую видел у Игоря Бабанова.

                Александр и Анастасия как-то притихли, почувствовали себя неловко –

Анастасия –  Александр, не считаешь ли ты, что наш отпрыск уязвил нас, отметив наше невнимание к своим
             потребностям.

Александр –  Он прав, ему нужно иметь деньги и на книги и на кино. Только где их взять?

Анастасия – Этот вопрос  о деньгах ты, глава семьи, адресуешь мне? Может быть ты предполагаешь, что на наши
            жалкие гроши можно ещё и библиотеку собрать?

Александр –  Конечно нет, но этот злосчастный фильм с Марикой Рёкк, можно было посмотреть не только с
             Инной, но и с Сашей.
Анастасия – А почему не Саше с отцом?

Александр –  С отцом он ходит в серную баню, или ты забыла?

Анастасия – Одна баня, этого мало. Нужно больше внимания, а ты все свое время отдаешь заводу. Но ведь война
            кончилась. Пора домом  и детьми заняться.

Александр (Саше) – Саша, если хочешь, покажу  в ближайшее воскресенье тебе наш строящийся завод.

Саша – Но завод твой далеко и это займет много времени, а я обещал зайти к Игорю.

Александр –  Ну как хочешь. Когда надумаешь, скажи.

                В одно из воскресений они действительно отправились на локомотиворе-
                ремонтный завод (ЛРЗ), спроектированный Харьковским проектным
                институтом, и фактически построенным немецкими военнопленными. До завода
                они добрались на электричке. В проходной Александр сказал охраннику,
                что привез сына на экскурсию и их сразу пропустили –

Саша – Но ты и свой пропуск не предъявлял.  Тебя тут знают в лицо? Ты большой начальник?

Александр – Нет, начальник я не очень большой, но на мне сейчас большая ответственность. Я - главный
            технолог и отвечаю за то, чтобы все процессы изготовления деталей электровоза на нашем заводе
            проходили без сучка и задоринки.

Саша – Но как ты можешь за всем уследить?

Александр – Конечно один я не смогу, но будет набран целый отдел из нескольких десятков человек. Правда
            сейчас нас всего семь человек и мы принимаем прибывающее с разных заводов оборудование,
            то есть отдельные станки и агрегаты.

                Домой  Саша вернулся довольный – он теперь разбирался в кузнечном и
                прессовом оборудовании.


Рецензии