Ч. 17 Стреляли по своим

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/12/07/1660

Основу оборонной линии Севастополя составляли спешно построенные бастионы. Батареи, расположенные на бастионах и на редутах, укомплектовали морскими орудиями. Их обслуживали матросы. Тяжеленные пушки с невероятным трудом дотащили по севастопольским горкам от бухты до позиций.

По распоряжению Корнилова с кораблей сняли часть артиллерии, снаряды, порох, цистерны для питьевой воды. Открыли склады, где хранилось имущество для порта и доков. Всё, что можно было использовать для обороны города, шло в дело. Из снятых с кораблей экипажей моряков сформировали двенадцать десантных и стрелковых батальонов.

Начались перестрелки с неприятелем из орудий и штуцеров. В одну из ночей на 6-м бастионе, к неописуемому изумлению дежурной смены, появился незнакомец в диковинной одежде. Он оказался американским матросом, дезертиром, бежавшим с английского фрегата.
 
Как его не пристрелили часовые, одному богу известно, но скорее всего, так «бдительно» они несли службу. Американец на допросе выложил всё, что знал, а чего не знал, то наврал.
 
Полученные от него сведения большой ясности о намерениях противника не внесли, видимо, командующие союзными войсками с этим матросом не советовались и своими планами с ним не делились.

По указанию Меншикова стали чаще проводить разведку боем. Светлейший князь требовал от   Корнилова приучать личный состав к действиям под обстрелом, а также к тому, чтобы матросы и офицеры видели противника в лицо.

Однако первая вылазка добровольцев, или, как тогда говорили, «охотников», окончилась тем, что её участников сначала обстреляли союзники, а когда они возвращались, то уже свои артиллеристы.

Причём свои стреляли более метко, чем союзники: убили лейтенанта, матроса, а ещё пятерых ранили. Корнилов издал по этому случаю суровый приказ и снял несколько командиров.

Это был не первый, но и не последний случай, когда русские войска стреляли по своим товарищам. В военном деле подобные случаи называют «дружественным огнём». Началось ещё на Альме, а продолжилось в Инкерманском сражении.

Там за неприятеля приняли солдат Московского и Бутырского полков. Дело в том, что заботливый командир дивизии генерал Хомутов, желая уберечь своих воинов от солнечных ударов, распорядился нарядить их в суконные колпаки, которые так и остались на головах солдат до глубокой осени.

Команды снять колпаки не поступило, генерал о них просто забыл. Вид солдат в дурацких колпаках был, разумеется, тоже дурацким. Немудрено, что солдаты из других дивизий сочли их за иноземцев и открыли по ним огонь.

И только сочные русские выражения, которые понеслись со стороны военных в суконных колпаках, остановили стрельбу: ну не могли же так изъясняться иностранцы!

По работам, проводимым неприятелем, нетрудно было догадаться, что он готовится к штурму. Три недели длилось противостояние. Всё это время севастопольцы непрерывно укрепляли город и напряжённо ждали развитие событий.

Женщины из матросских семей и другой бедноты вместе со своими детьми постоянно находились на бастионах, помогали строителям укреплений, приносили хлеб, огурцы, арбузы.

Бомбардировка города союзниками началась 17 октября 1854 года. Стоял чудный солнечный день. Но солнца не было видно из-за густого дыма, затянувшего небо. Союзный флот атаковал крепость с моря. Одновременно с кораблями вела огонь и союзная сухопутная артиллерия.

Город стал гореть, пожары удавалось тушить с трудом. Земляные укрепления быстро разрушились. Пришлось под огнём противника их восстанавливать, откапывая заваленные землёй пушки.

У орудий везде находились моряки, в морском бою, где обстановка меняется ежесекундно, нужно успеть за короткое время нанести противнику максимальный урон, поэтому герои Синопа палили вдвое чаще, чем союзники.

Их так обучали всю службу, они и действовали, как их учили. Но скоротечный морской бой – это не сухопутное сражение. Никому вначале и в голову не пришло скомандовать беречь боезапас. На каждое орудие приходилось по сто пятьдесят зарядов. Вскоре на некоторых батареях стрелять стало нечем. Поступила запоздалая команда стрелять реже.

Продолжение http://proza.ru/2017/12/09/2007


Рецензии
"Дружественный огонь" - частое явление в войне до сих пор. Ладно появились ответчики свой-чужой.

На море и земле разная тактика. Но на земле есть возможность иметь больше боеприпасов.

Читаю и полностью меняется взгляд на историю и вижу расхлябанность и разгильдяйство, которое имеем каждый день.

Муса Галимов   27.11.2021 21:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Муса, за внимательное чтение.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   27.11.2021 22:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.