В родовом саду

В родовом саду

Этот вымышленный сюжет мог бы произойти  в любой семье, 60х.Зоя очень любила возиться в саду, утопающем в цветах и яблонях. А что такое вымысел – обычное выхватывание картины, образа из космического пространства, возможно, покойная хотела изобразить, оживить себя в такой реальности. Ее сына Виктора тоже нет и мужа Михаила нет, поэтому, пусть они воскреснут в этой зарисовке:
…Туман рассеялся, оставив на листьях просыпающегося сада осадок живительной влаги, на листьях подрагивали шарики росы, сад истончал благоухание. Поежившись, босыми ногами Зоя, ступила на траву, наполненный пыльцой воздух захватил ее всю. Это было так давно и совсем недавно. «Питаться нужно, как дышать»,- произнесла она вслух, не придавая значения тем словам. Деревянный пятистенок ослепило заревом, бревна превратились в слитки золота, светлые волосы обрамлял ореол. Тело, облаченное в длинное, светло-зеленое платье с ажурной, в виде ромба вышивкой ришелье на груди, подалось навстречу утру с необъяснимой радостью и блаженным восторгом. Разрезы по бокам платья обнажали загорелые ноги. В родовом поместье бабы Поли выросло немало поколений, разлетевшихся и мыкающихся теперь по белу свету в поисках лучшей доли - а Зоя осталась, не осмелилась оставить сад, в Хабаровск ее семья переедет позже. Сколько мыслей, сил и времени вложено в каждую горсть земли, сколько комков переворошено в лебяжий пух, не позволит она разрушить многовековой рай. Незаметно к ней подошел сынишка, взяв мать за руку, поймал ее взгляд, уносивший в глубину сада.
Маленький пострел, пяти лет отроду, развивается не по годам, в три года уже читал букварь, прекрасно рисует, мастерит поделки из бересты. Русые волосы тонкими колечками вьются у висков и на затылке, ясные, карие глаза смотрят доверчиво, открыто. «Мальчишка далеко пойдет, не опозорит род, будет умным, интеллигентным, дай бог, в нем проснется художник, ведь предок писал книги, да и прадед не отставал» - говорила раньше Зоина мама. Если ребенок уединился за столом, она никогда не мешала, тихонько прикроет дверь и выйдет - каждый человек имеет право на свой мирок.
- Мам, вишенка заболела, - прервал ее мысли Витя, - надо лечить, видишь, ветка сохнет?
 - Да, сынок, вижу, сегодня же приступим к врачеванию - после завтрака.
В отведенном месте для цветника, кустятся золотые шары, словно остроконечные пики, тянутся в небо мальвы, кружит голову резкий запах ноготков. Раскачиваясь в разные стороны, приветливо кивают любимые цветные ромашки, она часто гладила их рукой, пионы еще спят, они откроются, когда просохнет роса.
 - Я кушать в доме не хочу, здесь позавтракать можно. Пойдем, мам, побродим по саду, за ночь свежие ягоды поспели, самые вкусные и полезные.
Щипая смородину, чтобы ничего не помять, Витя, прикрытый короткой рубашонкой, высоко поднимал ноги. Сунув руку в колючий крыжовник, резко отпрянул, на пальце появилась кровь: «Ой–ой-ой, батюшки, больно как, но я тебя прощаю, ты же не виноват за свои шипы, другой раз голицы надену». Отмахнувшись от куста, не обращая внимания на крапиву, пошел в малинник. Там он выискивал самые спелые ягоды. Две вишни растут вплотную к бане, в их зарослях банька кажется маленькой, приземистой, дух от нее исходит мыльный, дымный, добрый. Приложенная к стене лестница с частыми перекладинами для ребенка, утонула в кроне, ветки свисают на крышу. Время сбора. Радуясь хорошему году, Зоя окинула дерево взглядом.
 - Сынок, Вишню надо собрать,- на землю валится, поможешь? «Обязательно, только половину съем - меньше работы будет».
 - Ах, ты, мой дорогой помощничек!
С огромным наслаждением Витюшка залез на лестницу, по подбородку на рубашку стекает красный сок, из кроны торчали только одни ноги, дерево подставляло ему самые зрелые плоды. «Вот это я наелся, и завтракать не надо».
Сладко потянувшись, к нему подошел отец. Найдя в грядке маленький пупленок, хрумкнул, один кинул Зое, густые плети говорили о большом урожае огурцов. Подойдя к сыну, пощекотал ему пятки, отдернув ногу, спускаясь, Витя попал в сильные руки отца.
 - Пап, чего так рано встал, спал бы, вчера поздно приехал, я ждал, ждал тебя, да уснул.
 - Вчера, сынок, я хлысты из леса вывозил, белку видел, привет тебе передавала и гостинец, на-ко вот. Михаил достал из кармана горсть фундука и две большие шишки.
 - Мам, смотри! Разве белка знает, что я на свете есть?
- Знает, давно знает, она вместе с лисой нам с отцом подсказала, именно Витюшка у нас будет - сын, мы видели тебя звездочкой, летящей в дом.
 - Пап, а ты видел ангела? - загадочно посмотрел на отца Витюшка,- я вижу каждый день, только вам боюсь сказать - не поверите, взрослые не верят, а он есть, маленький такой, зеленый. «Как огурец?» - спросила мать.
 - Почти, - уверенно кивнул Витя. - Когда дом засыпает, зеленый человечек садится ко мне, а то и по избе летает в виде шарика - не верите? Он такой смешной! Я всегда прошу, чтобы вы дольше жили, прошу Бога прощения, я так часто ему надоедаю со своими просьбами. Знаете сколько людей на земле – сиксилионы! А Бог один, люди только и просят – дай, да подай.
Родители переглянулись и с интересом спросили: «Сынок, это ты ему, человечку, картонный домик строишь - помощь нужна?
- Нет, я сам, вы не видите его и не верите, притворяетесь только, буркнул сынишка.
- Это не так, дорогой, я тоже видела, такой шустрый и зеленый был, на подушку сядет и болтает без умолку, у меня глаза слипаются, а ему хоть бы хны. А что болтал - забыла. Подпрыгнет к потолку светлым шариком, оттуда хлоп, на постель, я так смеялась! А отец тоже видел, когда маленький был. Человечек около него котенком мурлыкал, а когда папа подрос, скучно стало - ушел.
  - Так это же мой человечек с вами был, я узнал, в точности мой! Сколько же ему лет, если к вам прилетал - сто или тыщу? «Больше, мой хороший, больше, сколько лет земле, столько и ему».
 - Ничего себе, у вас пожил, ко мне переселился, а потом куда?
 - Потом к твоим детям придет, - уверенно сказала Зоя.
 - Раз на то пошло, давайте вместе дом ему достраивать, он узнает вас – обрадуется! «Это поможет нам лет двадцать сбросить, - улыбнулась мать». Разбросав на клеенке лепестки цветов, под открытым небом, Зоя накрывала стол, на него поставила банку с ромашками. Михаил пошел в дом за чайником и пирогами с вишней. Витя рвал мяту, лист смородины - он специалист по чаям. Варенье не дает такой пользы, теряются витамины, только свежие плоды, сорванные тотчас, дают силу. На протяжении тысячелетий люди пишут книги о здоровой пище, но пользы в том нет, они не могут разгадать, как сохранить здоровье от мертвой пищи. В пластиковых бутылках вода давно умерла, живая она в водоемах, находящихся в глубинах дремучих лесов, либо в чистых колодцах. На свет явилось множество болезней, в связи с этим возросло количество врачей, сколько болезней, столько и врачей. Придумываются новые лекарства, на полную мощь работает фармация, за счет этого на болезнях людей богатеют чиновники - шизофрения? Еще какая.
Почему человек, считающий себя цивилизованным, никак не справится с болезнями?  Дикие племена, жующие корешки, собирающие травы, применяемые вместо таблеток, живут в естественной среде здоровыми. Они помнят первоистоки, культуру предков. Они знают, какой листик нужен для питания. Им не нужна бытовая техника и музыкальные центры - они веселят себя ритмикой предков, им можно только позавидовать, отдаляясь от природы, цивилизация загоняет себя в тупик. Всмотритесь в ясные, счастливые глаза диких племен - они всегда улыбаются, лица светятся самодостаточностью, значимостью, племена знают, для чего живут, а какие красивые их дети! Прикрылся фиговым листом, сплел из коры сандалии - чего еще надо? Воздух наполнен цветочной пыльцой, как у Зои в саду. Вдохнешь полной грудью и будешь, сыт - разве не здорово? «Питаться нужно, как дышать» - чиновники всего мира вытравляют из умов людей эту фразу, они страшатся ее, а вдруг исчезнут болезни, лекарства, врачи, что тогда, кому хочется разоряться, терять капиталы? Ученые и мудрецы бессильны в деградации человечества, вымирании, чиновникам же это на руку. Вдыхая цветочную пыльцу, человек получает питание мозга - вот в чем разгадка. Зоя и Михаил живут пока в сносной среде, однако у калитки появились люди в черном. С недобрым предчувствием, хозяйка вышла из-за стола, видимо не дадут ее семье, жить в чистой среде, зависть сожрет чиновников.
 - В-вы кто будете? - опережая мужа, спросила Зоя.
- Я брокер, - ответил высокий, лощеный человек, - это мой помощник, он вашу вишню будет в город отвозить по магазинам, а этот, - указал он на рабочего, - грузчик. Меня послал к вам начальник мой московский, его земля теперь здесь – по ихнему закону, по банковским счетам. В округе земли стали непригодны, под Москвой все земли проданы под особняки и дачи, либо отданы в наделы иностранцам. До вас дошел черед. Там земли загажены селитрой, ваша же земля навозом кормится природным, начальнику она нужна, доходы чтобы полнить. Издалека он увидал, как вы закидывали в рот малину, вишню, слюной изошел, здоровье пышет на лице вашего отпрыска, откуда знать ребенку, когда, в какое время, минуту, миг, рвать нужный плод?
Наклоняясь, закатив глаза, чиновник с удовольствием цветок понюхал. «В чем тайна состоит в общении с садом?» - спросил он.
- Мы, - волнуясь, ответила Зоя, - не делая ни каких расчетов, считываем со всего информацию о здоровой жизни, не нанося природе вред. Пусть ваш хозяин вернется к истокам своего рода, он забыл, поди, где дом родной родителя, а метит вот сюда. Пусть вспомнит о бережном отношении ко всему, привык загрязнять, чай самому наверняка противно. Отобрать вы силой можете и наглостью, не поскупитесь средствами, оружие, желая применить, но, очистит ли хозяин твой перед Богом совесть? За него боюсь, все ж - человек, хоть и богатый.
- Я не уйду со своей земли, - встрял в разговор Михаил, обняв испуганного сына. - Хоть режьте на куски, бороться буду до конца. Вы лопаетесь от зависти, видя счастье в простой семье, коробит вас, а вдруг мы разбогатеем. Денег нет, но мы намного богаче вас, смотрите, сад помнит руки родителей наших и не только - прадеды рыхлили, любовью сдабривали землю - в ней богатство, которое хотите отобрать.
- Я и говорю, - уверенно сказал чиновник, - хозяин хочет плоды твои откушать, работу мы тебе дадим, чтобы заработал на покупку вишни в магазине. Сын твой подрастет, работать тоже будет - на компьютере учет вести урожая с сада вашего, т.е. - хозяина московского, простите. Заработаете - будете есть вишню, когда захотите. Как можно не работая, бесплатно рвать плоды, а хочешь, в соседнем саду грузчик нужен?
- Абсурд, - закричал разгневанный Михаил, - абсурд, чушь, ерунда, покупать вишню в городе, когда она под рукой?! Зоя, куда попали мы - в страну шизиков? До какого маразма вы, дорогие сто раз чиновнички, дошли, отберете сад - в международный суд прошение подам, быть отвоюю, ежели победа ваша будет - сад сожгу до основания и сяду, лучше отсижу за это - понял ты, бездушный робот? Я не уйду с земли и баста. Кто выдумал и как понять законы? Придумываете их вы, для своего блага, обходите вокруг прав человека. Выходит, мы невольники на собственной земле и быдло, живи да опасайся теперь за будущее наше, зачем хозяин твой пустые земли не берет, а выбрал вот мою?
- Жируете вы тут, - поднял высокомерно голову чиновник. - Сказал уже - плоды здоровые у вас, без ведома его, едите.
Давным-давно земля хозяина другого, вы тля, никчемность его тени, съедающая прибыль -  ясно? Вы, правда, быдло, как и старики в стране. Никак не вымрут, скрипят, в автобусах спасенья нет от них, места им уступай, мешают молодым, после работы отдохнуть. Пусть время коротают на печи, нахлебники, мать вашу, в теле силы нет, а жрать горазды!
- Идите прочь, - пока что, господа, - разгневался хозяин. - Не надо нам отраву вашу в души сеять, ее с лихвой с экрана видим каждый день. Работать не буду я на вас, лучше вишни порублю под корень во избежание раздора, потом на землях, где селитра, заново деревья посажу - мой сын поможет в этом, посмотрим, кто кого! Попробует пусть ваш хозяин сам руки приложить к земле. На родине своей, на заращённых кущах, поди, крапива выше дома? Забыл дорогу к предкам, а норовит чужой кусок урвать. Для удовольствия и очищенья духа сад бы взрастил на родительской земле, в назиданье детям. Без пользы он живет в кругу идолопоклонников валюты, жалко мне его, у нас здесь рай - запомни!
2009г.


Рецензии