2. Комитет по делам военнослужащих

    На снимке: удостоверение личности выдано аппаратом Президента СССР. Запаяно в специальный пластик особой прочности. Обладатель имел право прохода на любой объект, министерство, ведомство, в Кремль.
   
              (Предыдущее см. http://www.proza.ru/2017/12/08/334).

                После краха ГКЧП слетели с постов многие из тех, кто сопротивлялся созданию Комитета по делам военнослужащих. Горбачев, вернувшись в  Москву, распорядился создать его немедленно.  Комитет был сформирован. Председателем его стал наш А. Алексеев. Указом Президента СССР №УП-2835 от 9 ноября 1991 года я был назначен одним из двух его заместителей.
 
                Комитет состоял из 80 человек специалистов самого разного профиля, входили туда и несколько человек из Комитета солдатских матерей. Согласно утвержденному Президентом  Положению о Комитете, нам обязаны были оказывать содействие в наших делах все государственные структуры. Руководству Комитета оформили пропуска в Кремль, в Министерство обороны и т.д., чтобы мы могли, при необходимости, обращаться прямо к министрам, чиновникам Правительства. Должен сказать, что в той среде мне встречались разные люди. Большинство чиновников были вполне нормальными руководителями учреждений и служащими, способными понять и помочь в решении наших вопросов. Но и такие были, кто вяз в бюрократии, в поисках личной выгоды, личного благополучия. Но это отдельный разговор, здесь у меня речь не о том.


              Теперь мы могли не только более эффективно помогать людям решать свои проблемы, (у нас теперь были свои юристы), но и проверять соблюдение прав военнослужащих в частях. Проверять условия их быта, состояние дисциплины, качество поставляемой техники с точки зрения техники безопасности для личного состава, предотвращения их гибели и травматизма. Особое внимание мы уделяли вопросу беглецов из армии по причинам неуставных взаимоотношений между военнослужащими.  Такое позорное явление в армии приобрело тогда чуть ли не массовый характер. Приходилось организовывать специальные центры сбора беглецов, их содержания, питания, тщательное расследование причин оставления частей. И в случае, когда не было явных нарушений дисциплины со стороны беглецов, (а такие тоже были), мы выходили с соответствующими предложениями на командование и военную прокуратуру. Те, под нашим контролем,  распределяли их дослуживать в другие части, освобождая от уголовной ответственности.   За что нас сердечно благодарили и сами солдаты и их родители.

     Приходилось и мне с нашими специалистами выезжать в войска с такими проверками. По результатам мы готовили и представляли «наверх» соответствующие справки, доклады с предложениями об устранении недостатков. У меня в мечтах было уже – создать пусть небольшие Отделы по делам военнослужащих при исполкомах в тех областях и краях, где размещены военные гарнизоны, авиация, флот. Это дало бы возможность быть ближе к войскам и флоту, постоянно быть в курсе происходящих там, в среде военнослужащих событий, знать их нужды и проблемы. А главное, можно было бы незамедлительно сообщать оттуда о нарушениях их прав в Комитет. По сигналам таких отделов мы могли бы быстро проверять соответствие жалоб фактам, и тут же принимать необходимые меры. Имея полноценный материал с мест,  нам легче было бы информировать Президента СССР, Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами об обстановке в войсках, предлагать ему меры по её улучшению.  Кроме того, нам предстояло принять самое непосредственное участие в разработке законов, защищающих права военнослужащих. В первую очередь «Закона о статусе военнослужащих».  Я не раз в прошлом говорил Алексееву о его необходимости, и потому он освободил меня на время от других дел и поручил заняться именно этим законом. С его подачи, меня включили в состав Комиссии Верховного Совета СССР по его разработке.
 
                Поначалу Комиссия состояла из 27 человек. Юристы, специалисты в области права, известные народные депутаты – каждый видит проблему по-своему, один не хочет соглашаться с другим, споры вплоть до ругани. Стало понятно, что так работать невозможно.  Было принято решение создать небольшую рабочую группу.  В неё вошли два гражданских, профессора права Артамонов и Хангельдыев, два юриста от Министерства обороны полковники Волков и Самойлов и от Комитета по делам военнослужащих ваш покорный слуга. Сначала профессора - юристы относились ко мне довольно снисходительно, ведь у меня юридического образования не было. Однако вскоре поняли, что мой многолетний опыт работы с людьми во время службы на флоте и работы в Комиссии ВС РФ будут очень кстати. И дело пошло.
 
                Вот когда пришлось узнать, что такое законотворческая работа. Приходилось обдумывать, обкатывать каждую фразу, каждое слово. Проверять их на соответствие Конституции, всем другим законам РСФСР, международному праву, сверять и брать опыт других стран. Готовить соответствующие новому Закону поправки и дополнения  в действующие законы, или предложения по их изменению.
Мы продолжали работу даже после того, как 8 декабря 1991 года Ельцин, Шушкевич и Кравчук подписали известный Договор о создании Содружества независимых государств, (СНГ) вместо СССР  и поставили точку в его существовании. То-есть не стало государства СССР, а значит и Верховного Совета СССР, который поручил нам разработать Закон, не стало Комитета при президенте СССР, от которого я был делегирован в рабочую группу, не стало и самого Президента бывшего государства. Тем не менее, работу  мы не прекратили, проект «Закона о статусе военнослужащих»   был доведен нами, как говорится, до ума и передан теперь уже в Верховный Совет РФ. Там он позже, после обсуждения и внесения небольших поправок, был принят и введен в действие. И впоследствии, может и не будучи таким, чтобы удовлетворил абсолютно всех, послужил на пользу людям в погонах и их семьям и служит, с изменениями и дополнениями, до сих пор.

                Продолжение:  http://www.proza.ru/2018/02/15/454         


Рецензии
Благое дело! Наконец-то...

Натали Третьякова   29.07.2020 09:33     Заявить о нарушении
Натали, Я ведь прекрасно понимал: будь у нас в Вооруженных силах тот порядок, который должен был быть в войсках, на флотах и в их обеспечении, и в боевой подготовке, и в быту, и в семьях военнослужащих никаких комитетов бы не потребовалось. Но в той обстановке, которая сложилась к тому времени, разобрать завалы иначе не представлялось возможным. Потому мы взялись за дело с большим воодушевлением...

Альберт Иванович Храптович   29.07.2020 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.