Коменты на Послание к римлянам ап. Павла. 14-16 гл

14 глава

1 Человека, слабого в вере, принимайте, не споря о мнениях.
2 Вера одного позволяет ему есть все, а слабый в вере ест только овощи.
3 Тот, кто ест все, не должен смотреть свысока на того, кто этого не делает, и тот, кто чего-то не ест, не должен осуждать того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Стоит он или падает перед своим хозяином, он будет снова поставлен на ноги, потому что Господь способен поставить его.
5 Кто-то различает дни как более и менее важные, а для другого все дни одинаковы. Пусть каждый и дальше поступает в соответствии со своими убеждениями.
6 Кто считает, что один день важнее другого, тот делает это для Господа. Кто ест что-либо – ест для Господа, потому что он при этом благодарит Бога, и кто не ест этого – тоже для Господа не ест и благодарит Бога.
7 Никто из нас не живет для себя и не умирает для себя.
8 Если мы живем, то живем для Господа, и если умираем, то умираем тоже для Господа. Живем мы или умираем – мы принадлежим Ему.
9 Ведь для этого и Христос умер и ожил, чтобы Ему быть Господом живых и мертвых.
10 Почему же ты судишь своего брата? Или ты, почему презираешь своего брата? Ведь все мы предстанем на суд Божий.
11 Написано:
«Верно, как и то, что Я живу, – говорит Господь, –
преклонится предо Мной каждое колено,
и каждый язык воздаст хвалу Богу».
12 Каждый из нас ответит перед Богом сам за себя.
13 Поэтому не будем больше судить друг друга. Лучше смотрите за собой, чтобы не делать ничего такого, из-за чего брат ваш может споткнуться и упасть.
14 Я знаю и твердо убежден в Господе Иисусе, что нет никакой пищи, которая была бы сама по себе нечиста, но если человек считает что-либо нечистым, то для него оно нечисто.
15 Если твой брат оскорбляется из-за пищи, которую ты ешь, то ты поступаешь не по любви. Не губи своей пищей брата, за которого умер Христос.
16 Не давайте людям повода ругать то, что вы считаете добрым.
17 Царство Божье заключается не в пище и питье, а в праведности, в мире и в радости, которую дает Святой Дух.
18 Кто так служит Христу, тот доставляет радость Богу и заслуживает одобрение людей.
19 Будем же прилагать все усилия, чтобы делать то, что ведет к миру и взаимному назиданию.
20 Не разрушайте дела Божьи ради пищи. Вся пища чиста, но плохо поступает тот, кто через пищу приводит своего ближнего к падению.
21 Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего, от чего твой брат спотыкается.
22 Пусть твое мнение на этот счет будет твоим личным убеждением перед Богом, и счастлив тот, кто не осуждает себя за свой выбор.
23 Кто ест и в то же время сомневается в правильности своего решения, уже осужден, потому что он не поступает в соответствии со своей верой, а все, что не по вере, – грех.


Удручающая картина мелких распрей, когда людишки отцеживают щепки, но пропускают бревна – и беспомощный Павел, который хочет лишь фасадной тиши-глади-благодати. Вообще говоря, судить надо обо всем – в этом интерес нашей жизни! жизни нашего разума, духа… И сомневаться не грех, а великая польза! И есть мясо, конечно же, грех, но у меня, например, есть куча грехов поважнее… Грехи ведь образуют целый комплекс и бесполезно пытаться стать чистеньким в чем-то одном – хотя если кому-то именно вегетарианство запало, так это прекрасно! Это вовсе не маловерие, а сильная вера! Лишь бы не было пунктиков, лишь бы жизнь текла и текла широко… Осуждать других и мнить о себе – вот главное зло; а если уж оно в наличии, то повод найдется… Кроме того, мне не понравилось, что Павел клонит к «какое тебе дело до других? Спасайся сам, а на других не смотри» - в этом нет никакого братства, однако! Есть даже мрачность и одиночество. Не надо запрещать естественное любопытство и интерес людей друг к другу. Не надо запрещать споры и разногласия – их надо выявлять и разрешать, а не прятать. А если ты не можешь спорить спокойно, с улыбкой и иронией, то какой же ты христианин?! Споры и в этом смысле выявляют истину! Если же в вашем обществе заводится хамло, которое жрет мясо, хлещет винище, рыгает, гогочет и мажет всех своими грязными руками, то, блин, вы сами виноваты! Вам надо или исправить такого или бежать от него прочь, раз уж христианство запрещает бить кого-то или устраивать драку. Осознайте такого как бревно, которым стоит серьезно заняться, а не как досадную щепку на пути других ваших дел… Побеждай зло добром и внутри и снаружи, и в себе, и в собрании и в мире…


15 глава

Идут одни повторы и будни, обратил внимание только на два места:

«1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию.»

Никакой «дедовщины» и никаких господств вообще – если ты и сильный, то должен все сносить, если ты и начальник, то должен всем служить. Для того и дана сила - чтобы помогать слабым… Ох, как я ненавидел сильных эгоистов, которые принуждали слабых, господствовали над ними, затыкали рты… - буквально был близок к убийству! Строил кровожадные планы, готов был на любую подлость в отношении таких, потому как не считал их людьми… А с другой стороны я очень даже знаком с этими благодатями: когда я в качестве сильного помогаю слабым и когда мне помогают, как слабому! Это настоящие благодати, потоки благодарности и гордости льются в душу… Т.е. я бы о назидании много не думал – думал бы только о благе! Претензия на назидательность – это самомнение и господство…

«25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны им послужить и в телесном.
28 Исполнив это и верно доставив им этот плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию
29 и уверен, что, когда приду к вам, приду с полным благословением благовествования Христова.
30 Между тем умоляю вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа подвизаться со мной в молитвах за меня к Богу,
31 чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым»

Поборы в пользу старших товарищей? Сделали кумиров из апостолов и сами рады стараться? Бартер, обмен материального на духовное и обратно? Есть эти три душка – которые потом аукнулись и стали неприятной практикой на тысячелетия. Но с другой стороны именно среди евреев христианам пришлось очень туго – горцы веротерпимостью никогда и нигде не отличаются, они всегда каменно устойчивы в своих традициях и верованиях (при том, что всегда любят кинжалы, яды и нападения из-за угла -  находясь в бесконечной грызне друг с другом) Все палки о двух концах – вера всегда соседствует с ненавистью, а веротерпимость с равнодушием. Горцы горячи – но камень равнодушен даже к огню; равнинные жители радушны – но и рассеянны…  Эффект велик, когда горячий горец приходит на равнину и шокирует равнинных жителей своей горячностью настолько, что они преодолевают свою рассеянность (наверное, и равнинный житель в горах может принести не меньше пользы, смягчая нравы?)

Итак, не должно быть разделения на христиан-материалистов и христиан-духовников. И дух без материи – фикция и косность, и материя без духа – косность и фикция. И получится бартер между фикциями и косностями! Бартер возможен только как частный случай!

Итак, не должно быть «добровольно-принудительных» поборов… Любая организационность подразумевает под собой принудительность? Но куда от насилия деваться в этом мире? Весь мир насилья мы разрушим – насильно – до основанья – фиг – и свой, мы новый мир – насилья – построим – насильно… Пока мы деревянные, слабые, ненастоящие, придется одних считать овцами, а других пастухами. Хоть коммунизм, хоть христианство, хоть дерьмократия – ради благих целей начинается организационное насилие, легко доходящее и до жестокости. Чем более благая цель, тем больше жестокости допустимо для ее реализации?! Стоит появиться райской мечте, как тут же вылазит ад помочь в ее реализации… Но, значит, Иисус преступно называл людишек «овцами»?! Нет, Он только констатировал факт! По сути, с одной стороны призывая к достижению рая и бессмертия, с другой Иисус призывал не обманываться в отношении людишек! К раю надо стремиться, но до него еще очень далеко – и Меня, Иисуса эти овцы обязательно распнут, потому как многие скрывают под овечьими шкурами не ум, а волчьи пасти… Организационность легко развращает одних, охлаждает веру в других и заменяет гибкий и чуткий разум бездушной прямолинейной  геометрией – и в итоге внешняя польза всегда сопровождается внутренним вредом… Организационность – знак тупости и бездушности… Как Павел писал насчет еды, надо было писать насчет организационности:  «если принудительность и дармовщина соблазняют тебя, то лучше не давай и не принимай ничего!» С начальствами и организационностью жить легче – но хуже – и ведь только трудные задачи нас развивают. Почему и ценно для меня понятие «творчества» - это призыв к качественной жизни здесь и сейчас; и с твоей личной стороны – невзирая на слабость… Павел, к сожалению, слишком уж был организатором – и все протестантские организаторы последних веков всего лишь ему подражают. Хотя можно сказать, что у него не было выхода – как и у всех организаторов нет выхода, и есть благие намерения. Хотя выход и прямо под носом, но в него слишком трудно поверить – ведь исчезнешь без следа! (как и Иисус должен был исчезнуть без следа, но Его имя спасли байки про чудеса) В цивилизации людишки органически не способны дальше благих намерений продвинуться? (как и я сам вряд ли продвинулся за - в реальности, а не на экране) Слишком расслабленное у нас воспитание в детстве. Когда ты слаб, ты вряд ли избежишь соблазна счесть организационность разумной. «И пусть машины придут мне на помощь!» (сильному нужен конь, слабому – машина!) …Бесследно  исчезнуть невозможно – хотя бы слабые следы  каждый оставит, люди не заметят – и быстро забудут - но Бог разберет – и никого в небытие не выкинет… Организационность – это каркас, позвоночник, без нее никуда? Но ведь две вещи очевидны: строго вертикальные устремления наших духа и тела и строго округлые, колобковые устремления нашей души! – этих стремлений достаточно! Искусственные подпорки означают, что нас  дух не держит, но это такой же позор для нормального человека как если бы его не держало собственное тело… Причем эти подпорки всегда уродуют душу, ее округлость и мешают ей нормально катиться… (но раз ты не можешь не сидеть и не лежать, то не сможешь обойтись и без организационности?! Идеальный человек не знал бы никакой усталости?! Он бы не спал?! Может быть, идеальная душа позволяет пребывать в блаженном полусне даже во время бодрствования?! С такими предположениями я заткну за пояс любого мистика…) Христианство заменяет приказы на советы и просьбы, но не делает человека полностью самодостаточным и автономным… В блаженном полусне деление на «я» и «они» теряет свою жесткость?! Вообще, все чувства вызывают блаженный полусон и только мысли даруют нам ясность?! (Эта ясность может быть и проклятием при отсутствии чувств – трудно заснуть, например…) Мысли должны спорить с другими мыслями как во мне так и снаружи – выявляя сильнейшую, которая и будет руководителем в данном вопросе… Тело и дух на самом деле не знают усталости – хотя у них может быть износ, как у любой вещи?  и износ лишь результат ошибок в эксплуатации… – усталость знает именно душа, но устает она только потому, что в нашем искусственном, организованном мире лишена подлинной округлости;  пытаясь катиться, она избивает сама себя… Организационность – это засилье голого, лишенного чувств  разума; такой разум всегда плодит идеи-фикс,  якобы спасительные для человека и человечества – но воду чувств ничем не заменишь! без воды человек на третьи сутки сходит с ума… Любая организационность тяготеет к армии, а любая армия тяготеет к войне – хотя бы как к времени, когда можно вырваться на свободу и разгуляться! или уж убиться – лишь бы не маршировать бесконечно! Не случайно все организации друг с другом воюют, хотя бы словесно – начиная с церквей и культурных институций!


16 глава

«1 Представляю вам Фиву, нашу сестру по вере, служительницу церкви в Кенхреях.
2 Примите ее для Господа так, как подобает святым, и окажите ей помощь во всем, в чем она будет нуждаться. Она сама многим оказала помощь, в том числе и мне.
3 Передавайте привет Прискилле и Акиле, моим сотрудникам в Христе Иисусе.
4 Они ради меня рисковали своей жизнью, и им благодарен не только я, но и все церкви язычников.
Привет церкви, которая собирается в их доме.
5 Привет моему дорогому другу Епенету, первому, кто уверовал в Христа в провинции Азия.
6 Привет Марии, которая так усердно потрудилась для вас.
7 Привет Андронику и Юнию, моим соплеменникам, которые были вместе со мной в заключении. Они занимают особое место среди апостолов и до меня еще уверовали в Христа.
8 Привет Амплиату, которого я так люблю по вере в Господа.
9 Привет Урбану, нашему сотруднику в Христе, и привет моему дорогому другу Стахию.
10 Привет Апеллесу, испытанному христианину.
Привет всем домашним Аристовула.
11 Привет Иродиону, моему соплеменнику.
Привет тем домашним Наркисса, которые принадлежат Господу.
12 Привет Трифене и Трифосе, женщинам, усердно трудящимся для Господа.
Привет дорогой Персиде, тоже усердно трудящейся для Господа.
13 Привет Руфу, избранному в Господе, и его матери, которая стала матерью и мне.
14 Привет Асинкриту, Флегонту, Ерму, Патрову, Ермии и братьям, которые с ними.
15 Привет Филологу и Юлии, Нирею и его сестре, а также Олимпу и всем святым с ними.
16 Приветствуйте друг друга святым поцелуем. Все церкви передают вам привет.»


Все у них было по домашнему, все были ближними друг другу… По крайней мере, Павел этого хотел… И послания свои он писал по домашнему – это были письма, а не какие-нибудь «энциклики»… Павел и его дорогой друг Стахий… Зачем-то выделил своих «соплеменников»… - хотя правильно, евреи же любят действовать обратным образом: мимикрировать под местных и без конца фальшивить… Сейчас они Аркадии, а тогда были Андрониками!... Женщины (я имею в виду одиноких) и тогда были такими же – все века именно они  «усердно трудятся» на религиозных нивах – и жаль, что мозгов не имеют, а то бы давно все в этой сфере было бы в идеальном порядке… Всех называет по имени, а Иисуса только «Христом» кличет, т.е. мессией! Мне это не нравится… С этого и начинается иерархическое общество без тепла… И название «апостолы» тоже не нравится… Хотя и «Христос», и «апостол» тогда не были титулами! И до титулов ли, когда речь идет о спасении?! Ведь спасение нужно погибающим, а погибающие не выстраивают иерархии (хотя  через иерархичность тоже можно погибнуть – спасшись от противоположной беды…) Не случайно «апостолами» тут преспокойно называются никому не известные люди (в синодальном переводе Фива названа не «служительницей», а «диаконессой»!) Где титулы, там и законы, там и организации – там и стволы вместо живых деревьев. И немедленно теряется теплая суть… Если уж хочется как-то еще Иисуса назвать, то зовите Его «мессией-бродягой, убитым властями и попами»… Слово «бродяга» не даст вам заноситься и строить огромные храмы, а возможная смерть не позволит излишне расслабиться и довериться этому миру… Даже слово «Спаситель» мне кажется слишком высокопарным – на воде, кстати, любого спасителя можно утопить, если слишком в него вцепляться, а самостоятельно ничего не делать, только истерить… Иисус – это учитель, Он может научить плавать, «ходить по воде» жизни. Он может научить не проигрывать и погибать, а побеждать в этой жизни – побеждать добром и умом… Но любой настоящий учитель может быть назван и спасителем! Мы спасаемся от мрака злости и глупости (последняя моя злость – на собственную страну и даже на любимого Путина в связи с олимпиадой! Как можно быть такими мягкотелыми и зависимыми! Их трахают, а они еще хотят! Надо, мол, ломать их дурацкие игрушки, раз они становятся еще и такими подлыми… Собрать бы все медальки, да и на помойку… Эх, размечтался… - хотя к этому все равно придут! И шаги к этому все равно сделают. Просто нам свойственны провинциальные робость и  раболепие… «Поскреби русского и обнаружишь татарина» - и это кстати, хорошо - но неплохо было бы еще и четвертинку немца обнаружить! Правда, уж и не знаю, как все три нации в одном человеке стали бы сочетаться! Причем, я ведь влюблялся в татарок и азиаток, они очень маленькие и  сексапильные… Русские – это такая дебелая середина, которую еще надо наполнить; и одно наполнение дает Восток, а другое Запад…. Восток – это трудолюбие и честность работников, а Запад – это ум и чуткость руководителей? Но разделение на работников и руководителей, пастухов и овец уже полностью себя исчерпало и вызывает лишь отвращение – надо все совмещать в одном человеке… А иначе будем жить косными скотами и развращенными гордецами…; устраивать бунты против властителей и уничтожать «скотов» миллионами… Бессильные бунты и бессильное уничтожение – «скоты» хорошо размножаются, размножение им  даже доставляет удовольствие!)


«17 Призываю вас, братья, остерегайтесь тех, кто вызывает разделения и подрывает в церквах, выступая против учения, которому вы были научены. Держитесь от них подальше.
18 Такие люди служат не нашему Господу Христу, а своему желудку. Они обманывают простодушных людей сладкими и льстивыми словами.
19 О вашем послушании знают все, и я очень рад за вас, но хочу, чтобы вы были мудрыми во всем добром и невинными в том, что касается зла.
20 И тогда Бог, дающий мир, скоро поразит сатану под вашими ногами!»


Наверняка именно евреи разделяли и подрывали… Еврейская бранчливость, с одной стороны и еврейская сладкая льстивость, с другой… Но наши недостатки есть продолжение наших достоинств – ведь и Иисус был подрывником и разделителем! Сильному умом, духом нечего остерегаться – через борьбу мы растем, развиваемся и становимся еще сильнее. Остерегаться надо только непосильных задач – да и то, обычно это излишний испуг, малодушие… Можно ли  на земле быть мудрым в добром и невинным в злом?! Достоевский бы посмеялся… Лично мне и мудрости и невинности не хватает. Брат? В злом он, пожалуй, невинен, но вот в добром совершенно не мудр! Вообще, описанного идеала только Иисус и достиг! Остальные могут только показаться мудрыми или невинными – на время… Кроме того, у всех нас бывают хорошие настроения и просветления в мозгах… Мудрость – это об уме, а невинность – это о душе… Невинность – это изначальный рай, который дан каждому из нас, а мудрость – рай конечный, до него каждому еще очень далеко… И да: настоящую мудрость можно сравнить с новой невинностью, с простодушием, с беззаботностью… (Лучше быть невинным и добрым, чем мудрым и злым? - насколько мудрец зол, настолько же он и глуп окажется в конечном итоге, и насколько добряк невинен, настолько он и мудр – это у него только лукавая маска такая!)


«27 Единому премудрому Богу да будет слава вовеки через Иисуса Христа! Аминь»

 «Единый премудрый Бог» у него, а Иисус лишь посредник… Бог един, как и человек един, но, как и человек, Бог имеет три ипостаси: умственную, душевную и физическую. Физическая отобразилась в природе, душевная – в Иисусе (и в каждом человеке), умственная – в словах и мыслях, в поступках и творчестве (мысль нельзя отделять от поступков, виртуальность без реальности немедленно превращается в химеру и мистику)… Раз Бог творил нас по подобию своему, то Он похож на нас?! К этой мысли  я еще не готов. Такие мысли нельзя думать раньше, чем научишься летать или мертвых воскрешать… Может быть, земля – это место, где Бог разбился? – и разбился он на мелкие кусочки, которые и образовали то, что мы называем «природой»? Среди этой «природы» остались и бессмертные части Его – «люди». И теперь (в смысле, в эти тысячелетия) «люди» должны вырасти, соединиться и вновь образовать единого премудрого Бога?! Иисус был одной из ключевых вех на этом пути…


Рецензии