Черный день гостиницы Англетер
Шумел ради славы и денег
Чудак необычный Есенин!
Как Иисус, на Голгофу взошел!
И на помощь никто не пришел!
автор
Гостиница «Англетер» на конец 1925 г. была общежитием ответственных работников, а не гостиницей в общепринятом понимании. Общежитие находилась в самом центре Ленинграда у Исаакиевского собора. До 1924 года в нем располагалось английское консульство. Когда отношения с Великобританией стали слишком напряженными, гостиницу переименовали в "Интернационал" , но в октябре 1925 г. прежнее название вернулось. В 1987 года здание было разрушено и построено новое.
«В гостинице проживали заметные партийно-советские чины, красные командиры различных рангов, деятели культуры и прочие видные товарищи. Преобладали тайные и явные сотрудники ОГПУ. Дом этот был строго режимным объектом .(выделено нами.- Н.П.) Здесь проживало более 150 человек (количество их колебалось), а порядок и уют в здании поддерживали около 50 работников. » ( В. Кузнецов. Тайна гибели Есенина.- сайт Есенина).
Чтобы понять, что же произошло в гостинице «Англетер», необходимо немного разобраться в понятии режимного объекта, дающего нам ключ к пониманию смерти поэта. Гостиница как режимный объект является одним из серьезных доказательств, почему чекисты не могли убить поэта там, где они живут и работают, где были их семьи, где они несли полную ответственность за всех, кто находился на режимном объекте. «Режимные объекты – это военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых устанавливаются дополнительные меры безопасности «( Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. №61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»). На режимных объектах ведутся работы с использованием сведений, представляющих государственную тайну, устанавливается объектовый с разделением зон доступа пропускной режим и специфические меры безопасности, наиболее характерные для конкретного режимного объекта. Заказ на политическое убийство на режимном объекте не мог быть осуществлен по причине того, во-первых, что никто такого приказа не мог дать, потому что легче убить поэта на стороне и чужими руками. Во-вторых, подобное абсурдное решение является самоубийственным для всех ответственных лиц, включая и самого Троцкого, положение которого было шатким, чтобы делать такие резкие шаги. В-третьих, остается слишком много следов преступления и свидетелей. Чекисты не настолько глупые, чтобы подставляться, какими пытаются представить нам исследователи версии убийства поэта. На режимный объект проник незаконно нарушитель с репутацией хулигана и пьяницы, поэтому чекисты смогли бы убить Есенина согласно должностной инструкции, не опасаясь общественности, им незачем было убивать его тайно и подвешивать к потолку, инсценируя самоубийство.
Никто разрешения на проход на режимный объект Есенину не давал, иначе бы он имел спецпропуск или был бы звонок из управления ОГПУ, тогда бы поэту оформили документы на проживание. Он 4 дня (!!!) незаконно(!!!) проживал на режимном объекте, поэтому старался не засвечиваться!!! Поэт зашел в гостиницу самостоятельно, видимо, по главному пропуску, который он всегда использовал: он великий поэт Есенин, что он дружит с Троцкими, что здесь проживает его друг Г. Устинов, сотрудник ленинградской «Красной газеты», и под напором сотрудник–дежурный сдался и пропустил. Есенин попросился или сам друг предложил ему пожить в пустующем номере, за которым числился другой человек( где-то пропадал), мы не знаем. Но опять мы видим нарушение закона: заселяют человека в уже заселенный номер. Таких полномочий его друг не имел, как и администрация гостиницы. Решение должно быть согласовано с ОГПУ, которому гостиница подчинялась. Если бы вопрос согласовали, то оформили проживание Есенина, как положено и ему предоставили свой номер и гораздо уютнее. Гостиница была респектабельной, шокировала своим богатством, но великий поэт не побрезговал жить в номере, где когда-то была аптека. Друг Есенина Г. Устинов вспоминает, что «комендант гостиницы распорядился немедленно уволить дежурного охраны за нарушение устава, за то, собственно, что не застрелил Есенина». После ЧП со смертельным исходом, когда поэт покончил жизнь самоубийством, дежурного приговорили к расстрелу, а многих уволили. Мы видим на маленьком примере, что порядки на режимном объекте были жесткими, какими и должны быть при соблюдении мер безопасности.
Есенин оказался в гостинице «Англетер» по чистой случайности: когда он приехал в Ленинград, то его друга поэта В. Эрлиха( к которому он ехал и который подыскивал ему жилье) не оказалось дома, поэтому направился сначала в кафе, а потом в гостиницу, где проживал его друг со своей женой Г.Устинов.
Сказка, сочиненная об убийстве поэта чекистами , не выдерживает никакой критики, поэтому сказка остается сказкой и ничем более, которую можно один раз почитать, но не воспринимать серьезно. Мы не считаем эту сказку враньем, это сказка, т.е. определенный жанр в литературе, который имеет право на существование. Эта сказка была сочинена в последние десятилетия, в период гласности и перестройки, а не сразу после смерти поэта. «Почему заказ на убийство поэта был сделан лишь спустя шестьдесят лет после смерти Есенина, в горбачевскую эпоху? Потому что именно в те годы вышел на поверхность миф о заговоре против русского народа. Логика тогдашних выступлений на митингах и в печати слишком известна: русские живут хуже, чем европейцы и американцы? Да. Они сами в этом виноваты? Нет. Их сознательно сбивают с пути и ведут по ложному следу. Кто ведет? Другие, зловредные народы. В первую очередь евреи. Некоторые видные большевики и чекисты по национальности были евреями. Значит, во всех бедах, приключившихся с многострадальным русским народом в 20 столетии, виноваты большевики-евреи и чекисты-евреи.»( О. Лекманов. М. Свердлов. Есенин. ст. 547). Считаем, что высказанная позиция справедлива и убедительна. Есенин не должен быть средством различных партийных и литературных группировок для удовлетворения несусветных амбиций, превращаться в орудие темных сил и разобщения людей. Есенин должен быть целью, а не средством.
1925 год был самым плодотворным в творческом плане в жизни Есенина. Без поддержки власти такого подъема поэт бы не испытал. Им написано более 60 произведений, не считая многие, которые не вошли в собрание сочинений. С конца декабря по июнь вышло семь книг поэта - "Русь Советская", "Страна Советская","Песнь о великом походе", "О России и революции", "Березовый ситец","Персидские мотивы", "Избранные стихи", Есенин приступил к подготовке собрания сочинений, которое вышло уже после смерти поэта. Всего поэтом издано около 40 книг за 14 лет творчества. С 1922 года работало Главное управление по делам литературы и издательств при Наркомпроссе. Без разрешительной визы Главлита не могло появиться ни одно печатное произведение. Мы видим, что Есенину - зеленая дорога, печатают не только идеологически правильные произведения, но и хулиганские. И в этот же год творческого подъема и всенародного признания на Есенина навешивают ярлыки алкоголика и сумасшедшего, у него усиливаются суицидальные наклонности, что никак не состыкуется с его плодовитостью и желанием сподобиться великой судьбе Пушкина. Последние месяцы жизни не были пустыми в творческом плане, Есенин продолжает много писать."Прет черт знает как. Не могу остановиться. Как заведенная машина", - признавался он друзьям. Ответ на такие фантастические метаморфозы можно найти только в одном: Есенин был в первую очередь трудоголиком, который нуждался в сочувствии и в понимании, в консультациях специалистов, а не в злобной критике, которая только усиливала его тягу к спиртным напиткам, чтобы снять перенапряжение. Но бытовое пьянство и алкоголизм - это не одно и то же, как и эмоциональное расстройство и сумасшествие. Алкоголизм и сумасшествие опустошили бы поэта полностью, а Есенин проявлял творческую потенцию до последнего дня жизни. Много еще есть противоречий между реальным поведением поэта и тем, как его оценивали со стороны и врачи, в чем надо еще разбираться.
Кому была выгодна смерть великого поэта в конце 1925 года ? Ровным счетом никому. Если бы власть захотела уничтожить поэта, то она нашла бы для этого самый простой способ – не издавать поэта и не помогать ему в конфликтных ситуациях. Чтобы произошло политическое убийство, для этого должен быть заговор, санкционированный первыми лицами государства. Во время самоубийства Есенина проходил 14 съезд партии ( с 18 по 30 декабря) с повесткой на индустриализацию страны — в кратчайший срок превратить СССР из аграрной страны в великую военно-промышленную державу, не считаясь ни с какими жертвами. Каменев на съезде партии открыто выступил против Сталина. «Я пришел к убеждению, что товарищ Сталин не может выполнять роль объединителя большевистского штаба. Мы против теории единоначалия, мы против того, чтобы создавать вождя!»
Версия убийства поэта во многом надуманная и не отвечает ни психологическому состоянию поэта, ни документам, ни сложившейся обстановке вокруг поэта. Имеющиеся документы критикуются за несовершенство, но других нет; с другой стороны, нам предлагаются бездоказательные домыслы, поверить в них как в чудо, ссылаясь только на мнение авторитетов, как будто авторитеты не подвержены ошибкам и предвзятости. Домыслы о Есенине оправданы, если они опираются на знание его характера, на знание его психологии поэта, когда мнения не знающих друг друга людей совпадают и подтверждаются творчеством Есенина. Ни Троцкий, ни Зиновьев, ни Каменев, ни Киров, ни Дзержинский, ни Луначарский, ни Фрунзе, ни другие партийные деятели не дали бы совершить политическое убийство , потому что все понимали значимость поэта для литературы и для революции. Есенин с почтением относился к Троцкому, который предлагал возглавить крестьянских литераторов и издавать журнал. Есенин отказался от предложения не потому, что плохо относился к вождю ( как показано в фильме или пишут некоторые исследователи), а потому, что боялся политической и материальной ответственности ( о чем Троцкий его предупредил). С другой стороны, поэт не хотел отказываться от привычного образа жизни, не хотел превращаться в литературного клерка , хотя, если бы согласился, его жизнь развернулась бы в противоположную сторону: он бы получил квартиру ( квартиры давали в первую очередь ответственным работникам) и у него был бы постоянный заработок. Но с приходом к власти Сталина, его однозначно расстреляли бы, как троцкиста ... Разве Троцкий сделал бы такое предложение, если бы Есенин был сумасшедшим и алкоголиком и чужд советской власти?.. Даже Сталин в этот период был расположен к поэту, встречался с ним и предлагал переводить грузинских поэтов. На одном из политических мероприятий Есенин должен был выступать после…Ленина, который имел в своей библиотеке книги поэта! Но Есенин по личной недисциплинированности не смог вовремя подойти, на что вождь недовольно заметил: «Ну, где этот ваш поэт!?».- видимо, очень желая с ним познакомиться. Есенин был сыном своего времени, и этим он интересен. Не надо сегодня его перекрашивать, исходя из новых политических реалий. Не только Есенин творил себя, но и эпоха формировала характер и образы поэта. Убежденный большевик хорошо видел расклад политических сил в стране, видел, что этот расклад в последнее время не в его пользу: поддерживающие его партийные вожди постепенно выдавливаются с первых позиций, теряют власть. Понимал ли поэт, к какому кровавому будущему идет страна с усилением власти Сталина? Вполне возможно, вполне возможно, что в этой мясорубке он не видел своего будущего, кроме одного – быть униженной жертвой! Нет сомнения, что свободолюбивый поэт был бы расстрелян в 30 годы, как это произошло с его
сыном Юрием 1915 года рождения, которого расстреляли в 1937 году за критику советской власти. Но пока власти было не до Есенина.
Если бы заговор состоялся, Есенин узнал об этом в тот же день и в Ленинград не поехал, как в приготовленную ловушку. Да и мотив политического убийства слишком нереально надуманный: якобы у Есенина была компрометирующая телеграмма, которую во время отречения послал Каменев царю, и она могла бы сыграть роковую роль в борьбе за власть. Опасаясь проигрыша своей группировки и ради победы над Сталиным, Троцкий якобы и отдал приказ убить Есенина, забывая, что в это время поэт был очень дружен с Троцким. Он бы сам с удовольствием отдал эту телеграмму, если бы только она у него была. Так что серьезных мотивов для убийства Есенина не было, следовательно, не было и убийства. В последнее время у поэта был страх за свою жизнь, он был уверен, что его хотят убить. Связано ли это с эмоциональным расстройством или же страх имел под собой реальную почву, мы не знаем. Но в одном можно быть уверенным, что с политикой это никак не связано, потому что у власти не было никаких мотивов убивать близкого им по духу и по классовому происхождению поэта. Поэт много раз критиковал власть ( критиковали многие, только не всем позволяли), но власть прощала не только критику, но и его хулиганские выходки, даже спасала от тюрьмы и расстрела. Есенин дружил с убийцей Урицкого, возил его к себе на родину, он дружил с писателем А. Ганиным, которого расстреляли за создание якобы фашисткой организации; власть не могла бы простить дружбу с богемой, чтение стихов царской семье, не могла бы простить и дружбу с эсерами, сотрудничество с их газетами. На Есенина было заведено 13 уголовных дел за реальные хулиганские поступки, а не якобы спровоцированные кем-то действия. Спровоцировать можно одно, другое, но десятки случаев – это уже личная проблема Есенина, а не окружения! Хулиганские поступки – это опять же сознательное демонстративное поведение с целью привлечь к себе внимание. Как говорил сам поэт – это разновидность рекламы. Сначала эпатажное поведение, чаще всего в составе своей банды имажинистов( как он сам называл), потом о хулиганах-поэтах напишут многочисленные газеты. Есенину очень нравилось, когда появлялись статьи в газетах о его скандалах, с интересом их читал и коллекционировал. Потом возрастал интерес уже к личности Есенина, хорошо раскупались его книги, и народ валом валил на концерты имажинистов или одного Есенина. Цель была достигнута – поэтический бизнес шел в гору. «Скандалы привлекают публику-дуру», - говорил поэт.
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.
Конечно, не Есенин выдумал хулиганский способ самоутверждения как наиболее удачный: за 10 лет до Есенина футуристы начали хулиганить в литературе и учить этому других. Да и сегодня мы можем нередко видеть, что хулиганский способ самоутверждения не ушел из нашей жизни : мы видим хулиганов политиков, артистов, журналистов…Мы видим известных
артистов, которые гастролируют по стране с образом Есенина-хулигана, дающий им хорошие сборы, следовательно, прав был поэт, говоря, что публика дура… Власть хорошо понимала, что Есенин не настоящий хулиган, а поэт-артист, который играет хулигана, образ которого был сродни и самим большевикам – ведь они тоже были по своему характеру – хулиганы, только настоящие! Троцкий в своей статье о поэте употребляет слово «хулиган» в кавычках, ясно давая понять, что настоящий Есенин не совпадает с созданным им образом хулигана, что к хулиганским образам и хулиганскому поведению надо подходит с пониманием, как к литературному методу и артистизму, а не прямолинейно, как это делалось и делается. Особенно странно было услышать в последнее время злобную критику в адрес великого поэта со стороны известного священника А. Ткачева, который по своему роду деятельности должен относиться сочувственно и гуманно ко всем грешникам: «Мерзавец,...негодяй...преступник ( суд определяет, кто преступник, а кто нет.-Н.П.)...профукал жизнь...гуляка...малолетний хулиган...сменил женщин пару дюжин...сделал имя на хулиганстве...примитивный человек...очень некультурный...наглая морда...порнография и подделка под Русь...паршивец...баклан конкретный..."(подробно в интернете - «Ткачев о Есенине») И это притом, что Есенин в списке 100 великих поэтов мира (так вот профукал жизнь), жил своим трудом, а не подаяниями, бескорыстно помогал другим, его песни поют миллионы людей по всему миру, его книги продолжают издавать большими тиражами, он классик, его произведения изучают в школах и вузах, благодаря его"примитивности" многие имеют ученые степени кандидатов и докторов наук, во многих городах имеет памятники и улицы со своим именем, за счет его выживает не только родное село Константиново, но и многие творческие союзы выживают благодаря великому поэту в наше сложное время. Не дают Есенину жить и после смерти, опять принуждают его к смерти или, по крайней мере, не высовываться, определив ему роль третьестепенного поэта. Если убрать Есенина из мировой литературы, то возникнет пустота, которую никто не сможет заполнить! Сегодня необходимо отходить от двух крайностей в оценке Есенина ( а их очень много): от той злобной критики, которую как пример показывает священник А. Ткачев и от того хрестоматийного глянца, который наводят идолопоклонники, воспринимающие даже небольшую критику поэта в штыки. Необходимо с пониманием относиться к творчеству и к поведению поэта, как к положительным, так и к отрицательным сторонам. Есенин хотел быть ПОЭТОМ и только ПОЭТОМ, а не чертом или святым!
Что же произошло в гостинице «Англетер» в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года? Точно этого сказать мы уже не можем. Но по имеющимся документам, по воспоминаниям близких, исходя из знания психологии поэта как ярко выраженной акцентуированной личности по демонстративно истеричному типу, мы можем приблизиться к истине.
Перед отъездом в Ленинград Есенин находился на лечении в психиатрической клинике. Лечение, как такового не было, хотя диагноз поставили. Если бы чекисты задумали убить поэта, то лучшего варианта избавиться от поэта, чем психушка, трудно найти. Поэт два раза находился на лечении в психиатрической клинике, и оба раза его спасали больше от уголовной ответственности, нежели лечили. Но если врачи видели серьезные проблемы со здоровьем Есенина, то кто им мешал помочь поэту?
"Лечение в психиатрической больнице оказалось, очевидно, малоуспешным. Не находясь под надлежащим надзором, Есенин не противостоял болезненному влечению и повесился. Взяли бы поэта под психиатрический контроль и полечили бы как следует, глядишь, не повесился бы",- признались после смерти поэта врачи, то есть те, кто мог бы его спасти, если бы только захотели. Но кто мешал врачам с учеными степенями и облеченных определенной властью взять поэта под надлежащий контроль и лечить ?..
«Накупив гостинцев, - вспоминает А.А.Берзинь, партийный работник и редактор Госиздата, - я пришла вечером в клинику. После свидания с поэтом, дежурный врач, мой хороший знакомый, спросил меня:"Ну как вы его находите?". Я ответила:"Просто прелестно. Он давно таким не был, вы напрасно меня пугаете.." "Зачем же мне вас пугать, я просто предупреждаю... Сергей Александрович очень плох, и если бы он был не Есенин, то мы бы его держать в клинике не стали, так как его болезнь давно и подробно изучена и для нас не представляет интереса».- «То есть вы хотите сказать, что Сергей Александрович недолговечен?».- «Да».- «А если мы заставим его лечиться насильно?».- «Это тоже не достигнет цели».- «Что же, он не проживет и пяти лет?».- «Нет».- «И трех лет не проживет?».- «Конечно, нет!».- «А год?».- «И года не проживет!»…
Есенин сбегает от страха из лечебницы после того, как узнал, что его ожидает - впереди смерть или инвалидность. Сам он не мог никак понять: почему он должен умереть, если на физическое здоровье не жаловался, но признавал, что нервы надо бы подлечить. «Сбежал! Разве это жизнь? Все время в глазах мельтешат сумасшедшие. Того и гляди сам рехнешься», - признался поэт своему знакомому, который случайно встретил Есенина на улице и удивился, что тот не в клинике. Врачи попытались вернуть Есенина в клинику через его друзей, пообещав отдельную палату, но возвращаться в ад поэт не захотел. Что происходило в психиатрической клинике, мы точно не знаем, но сохранилось письмо поэта, которое подсказывает, в какой атмосфере он находился.
Из письма Есенина редактору газеты П.И.Чагину ( за месяц до самоубийства.-Н.П.)
Москва. 27 Ноябрь 1925.
Дорогой Петр! Пишу тебе из больницы, опять лег. Зачем — не знаю, но, вероятно, и никто не знает.
Видишь ли, нужно лечить нервы, а здесь фельдфебель на фельдфебеле. Их теория в том, что стены лечат лучше всего без всяких лекарств.
С удовольствием вспоминаю Вартапетова и Мезерницкого (врачи,лечившие поэта.-Н.П.) и говорю, что глухой Бетховен лучше слышащего плохого Рубинштейна и пьяный Эдгар По прекрасней трезвого Марка Криницкого. Всё это нужно мне, может быть, только для того, чтоб избавиться кой от каких скандалов. Избавлюсь, улажу, пошлю всех... и, вероятно, махну за границу. Там и мертвые львы красивей, чем наши живые медицинские собаки.
Не понимаю, почему Павлу Первому не пришло в голову заняться врачебным делом. Он бы смог. Он бы вылечил. Ведь его теория очень схожа с проблемами современных психиатров. Карьера не талант и не знание. У кары лечиться — себя злить и еще пуще надрывать. Вот почему мы, вероятно, с тобой в декабре увидимся снова где-нибудь за пирушкой.
Посылаю тебе «Черного человека». Прочти и подумай, за что мы боремся, ложась в постели?...
Ну как Роза и Клара?
Как мать с отцом?
Передай им самое большое приветствие.
Васька ко мне заходил только один раз. Он лежит в больнице с ногой. Что там, не знаю, и что за больница, тоже не знаю. Говорят, где-то там, где вы раньше жили. Вот и всё. Целую. Твой С. Есенин
У Есенина изначально с психиатрами возникли недоброжелательные отношения, что за какие-то действия или бездействия он вынужден был назвать их медицинскими собаками и карьеристами. Мы не знаем всех подробностей натянутых отношений, но факт налицо, что возникла конфронтация, чуть не с первых дней нахождения в клинике, поэтому о каком выздоровлении поэта можно говорить, если лечения как такового не было. Как признался сам поэт, лечили только стены. После побега из клиники Есенин появляется у своей первой жены А. Изрядновой в явно мрачном настроении."Уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, скоро умру",- вспоминает она. Откуда у Есенина появляется уверенность, что он скоро умрет, если нет никаких жалоб на физическое здоровье? ( тема алкоголизма и сумасшествия поэта – это отдельная тема, которая тоже не выдерживает никакой критики). Перед отъездом в Ленинград, Есенин встречается с поэтом С. Клычковым и предлагает ему поехать с ним в Ленинград и на квартире В. Эрлиха …инсценировать самоубийство, к чему он прибегал не раз в своей жизни в кризисные периоды. Зафиксировано более пяти случаев, причем, совершал демонстративные суициды не в уединении, а публично.
Интересно свидетельство – фрагмент выступления И.М. Тронского ( филолога-античника) перед работниками Центрального архива литературы и искусства в 1959 г.. Вот что он рассказал.
«Когда С.А. Есенин и С. А. Клычков приехали в Ленинград, они задумали разыграть небольшую историю, чтобы о них заговорили. Они решили инсценировать самоубийство. И Есенин, готовясь к этому, написал письмо к В.Эрлиху». С. Клычков с Есениным в Ленинград не приехал, видимо, сославшись на личные обстоятельства. Но сам факт того, что Есенин ехал на новое место жительство не только с планами издавать журнал, но с примерным планом демонстративного самоубийства, это очевидно и подтверждается дальнейшими действиями поэта. Он предлагает уже В. Эрлиху поиграть в русскую рулетку, на что тот тоже не соглашается. Этот случай проливает свет, почему Есенин отдает стихотворение «До свиданья, друг мой» В. Эрлиху: последний знает об инсценировки самоубийства ( поэтому и не пришел спасать), а стихотворение - знак, что оно произойдет в ближайшее время. Стихотворение «До свиданья, друг» могло бы стать настоящей предсмертной запиской, раскрывающим причину ухода: поэту предназначили уход из жизни, страх перед своим будущим, отсюда образ предназначенного расставанья, если бы только это стихотворение было обнаружено на письменном столе, над которым висел поэт. Но связи с тем, что Есенин передает стихотворение публично, не позволяя его прочитать, говорит о том, что его надо воспринимать не как предсмертную записку, а только как художественное произведение, которое только средство в игре поэта. Оно имеет к реальному психологическому состоянию поэта отдаленную связь – Есенин не хотел уходить из жизни, но хотел поиграть в смерть, как это он делал уже не раз, чтобы выйти из кризисной ситуации победителем и с повышенной самооценкой.
Сомнение вызывает, что В. Эрлих забыл прочитать вложенное ему в карман последнее стихотворение, потому что он достаточно быстро остался один. Как литератор и как один из лучших друзей, если не сразу, то спустя некоторое время мог узнать, что за тайна находится у него в кармане. И, вероятно, узнал, но счел стихотворение написанное кровью обычным стишком или знал, что серьезных намерений уйти из жизни у Есенина нет , что он в очередной раз играет в жестокую игру, поэтому не пришел на помощь . До конца жизни В. Эрлих не любил вспоминать эту ситуацию. А почему?...Судьба его сложилась трагически - в 37 году он был расстрелян. Перед тем, как остаться одному в номере, Есенин попросил своего друга Г. Устинова, чтобы тот обязательно к нему зашел. Никто из друзей к Есенину не пришел. Г. Устинов тоже пренебрег желанием своего друга, видимо, поэт уже достал его своим навязчивым общением о негативе. Жизнь партийного работника и журналиста Г. Устинова тоже закончилась трагически - через несколько лет после смерти Есенина он покончил жизнь самоубийством. Как произошла инсценировка самоубийства, мы не знаем, но можем догадываться по примерному сценарию, придуманному самим поэтом: как только услышит шаги друзей в коридоре, предпримет попытку демонстративного самоубийства. Видимо, шаги Есенин услышал, но... не своих друзей...Когда это понял, и что к нему никто не зайдет в любом случае ( он забыл открыть дверь), то решил прервать акт демонстративного суицида. Его сняли с трубы парового отопления, схватившимся за трубу с явным желанием не уходить из жизни.
В газете «Вечерняя Москва» от 30 декабря 1925 г. напечатано сообщение, переданное по телефону:
«29 декабря в больнице им. Нечаева состоялось судебно-медицинское вскрытие тела покончившего самоубийством Сергея Есенина. По освидетельствованию мозга Есенина, не обнаружено никаких ненормальностей» Мозг, печень, почки…
были органами здорового человека, а не алкоголика!!!! Перед уходом из жизни поэт был трезвым, что очень странно для алкоголика, который хочет уйти из жизни.Если бы Есенин задумал по-настоящему уйти из жизни, то он бы облегчил уход из жизни алкоголем, но, видимо, трезвая голова ему нужна была для определенных целей - в работе над рукописями и в инсценировки самоубийства.
Интересен многоговорящий случай, когда Есенину предложили помыться, но когда он зашел в ванную, то увидел, что колонка включена, а вода не бежит. Ему показалось, что его хотят взорвать. Ему объяснили, что ничего страшного, что никакого взрыва не будет, но поэт устроил скандал. Маленький эпизод говорит о том, что Есенин боится смерти, хотя в реальности вынашивал сценарий демонстративного суицида! Если бы он был по-настоящему настроен на самоубийство, то он бы оценил это по-другому( он любил экспериментировать – он не повторялся в демонстративных суицидах, они всегда были разными) – посмотрел на взрыв колонки как на одно из легких средств ухода из жизни: один миг – и тебя нет! Никто из друзей не усмотрел в его поведении даже намека на суицид или какую-либо ненормальность, даже когда он показал порезанную руку. Но когда несчастный случай произошел, то, почему-то, даже близкие сразу начали находить ненормальность Есенина и что события шли именно к этому, все давно знали, чем все закончится. Значит, на подсознательном уровне желали смерти Есенина ( «отпевать меня хором охочие»), поэтому и не спасали, или выдумали, что поэт так трагически закончит жизнь. Но разве поэт дал бы кому-нибудь себя обыграть?
Я с собой не покончу.
Иди к чертям.
Он обыграл себя сам, поставив в тупик амбивалентным поведением, которое мы до сих пор не можем объяснить. Есенин не собирался уходить из жизни. Его озлобленность после побега из клиники, унижение собратьев по перу, придирки к близким людям , а также желание разыграть самоубийство – это не что иное, как бессилие в решении своих личностных проблем и крик о помощи от того крайнего отчаяния, в которое он был поставлен обстоятельствами! Врачи не оставили ему надежды: впереди или сумасшествие и жизнь инвалида или смерть от непонятной болезни, или…самоубийство. Самоубийство предсказывали поэту и друзья, и инженеры человеческих душ – писатели, и ремонтники человеческих душ - психиатры; даже были такие, кто откровенно желал его смерти; спрашивается: почему поэт должен удовлетворить желание своих недоброжелателей и порадовать их? Поэт в очередной раз выбирает инсценировку самоубийства как одно из убедительных средств выбраться из сложившейся кризисной ситуации. Есенин всегда боялся смерти реальной, но всегда хотел ее воображаемую как таинственную силу, которая помогает ответить на многие жизненные вопросы и выйти победителем из конфликтной ситуации.
Самоубийство предполагает добровольный уход, а такую установку у Есенина мы не видим: добровольно только хочется поиграть со смертью, а не уйти совсем. Основной мотив поступка – привлечь внимание к своей персоне, кому-то насолить. Мне плохо, пусть и вам будет плохо. Почему вы, бездари, должны жить, а я , лучший поэт, должен страдать и скоро умереть от непонятной болезни? С таким настроением зашел он в Дом Герцена перед отъездом в Ленинград и оскорбил всех писателей, кто там был, назвав их сволочами, бездарями, питающимися его
строками. У поэта на самом деле нервы были расшатаны, он на самом деле переживал страх перед своим будущим, он на самом деле нуждался в психологической помощи, но понимания не находил. Это был выпад отчаяния, крик о помощи, но в очередной раз восприняли хулиганство поэта прямолинейно – с ума сошел от пьянства.
Смерть и разрушение себя у поэта не являлись целью, хотя, не понимая того, разрушал себя напряженным творчеством, скандалами, спиртными напитками. Если цель не достигнута , то действие должно иметь другое определение. Инсценировка самоубийства Есенина больше похоже на несчастный случай: хотел одного - шантаж, манипуляция окружающими при высокой ценности своей жизни, желание устроить очередной громкий скандал, чтобы его пожалели и помогли, вызвать чувство вины( вы еще пожалеете,- говорил он), но результат получился другой. Несчастный случай просматривается и в том, что он погиб не от удушья( характерного признака вытянутого языка нет), так как провод из-за отсутствия петли не полностью перетянул шею, а только с правой стороны, о чем свидетельствует странгуляционная полоса; поэт погиб от разрыва позвонков.
«Прибыв в Ленинград 24 декабря, Есенин с вокзала заехал к В. Эрлиху и, не застав его дома, оставил записку, на обороте которой написал веселый экспромт. Да, действительно он ехал в Ленинград жить, а не умирать.
Однако все то, что вселяло надежду, желание верить в будущее поэта, что вызывало радость истинных друзей, рухнуло в ночь с 27 на 28 декабря. Этой ночью Есенин покончил жизнь самоубийством в гостинице «Англетер». Он повесился на трубе парового отопления, не сделав из веревки петли, а обмотав ее вокруг шеи. Одной рукой он держался за трубу, — может быть, в последнее мгновение у него еще мелькнула мысль о жизни. Но было уже поздно. Есенин умер не от удушья, а от разрыва шейных позвонков. 30 декабря гроб с телом Есенина был привезен в Москву и установлен в Доме печати. 31 декабря Есенина похоронили на Ваганьковском кладбище рядом с могилами А. Ширяевца, А. Неверова и Е. Нечаева. ( Е. Наумов. Есенин. Личность. Творчество. Эпоха)
АКТ
28 декабря 1925 года составлен настоящий акт мною участковым надзирателем 2-го отд. ЛГМ Н. Горбовым в присутствии управляющего Гостиницей Интернационал тов. Назарова и понятых. Согласно телефонного сообщения управляющего гостиницей гражданина Назарова Василия Михайловича о повесившимся гражданине в номере гостиницы. Прибыв на место мною был обнаружен висевший на трубе центрального отопления мужчина, в следующем виде: шея затянута была не мертвой петлей, а только одной правой стороной шеи, лицо было обращено к трубе, и кистью правой руки захватился за трубу, труп висел под самым потолком, и ноги от пола были около 1 1 /2 метров; около места, где обнаружен был повесившийся, лежала опрокинутая тумба, а канделябр стоящий на ней лежал на полу. При снятии трупа с веревки и при осмотре его было обнаружено на правой руке выше локтя с ладонной стороны порез, на левой руке на кисти царапины, под левым глазом синяк, одет в серые брюки, ночную белую рубашку, черные носки и черные лакированные туфли. По предъявленным документам повесившийся оказался Есенин Сергей Александрович, писатель, приехавший из Москвы 24 декабря 1925 г.
Друг поэта Г. Устинов записал, что он услышал от судмедэкспертов: « Вскрытием установлена его мгновенная смерть от разрыва позвонков». И далее Г. Устинов говорит: "Умер случайно, желая только поиграть...". Но почему не приводит доказательства, в чем заключалась эта игра в смерть. Один из лучших друзей, который последним общался с поэтом, что-то не договорил, унес тайну случайной смерти поэта с собой, но раз было сказано, значит, эти доказательства были. Может быть, сам Есенин говорил, что он хочет поиграть в русскую рулетку, предлагал Г.Устинову поиграть в смерть, как предлагал Клычкову и Эрлиху, видя, что его друг тоже переживает не лучшее время в своей жизни. Если бы поэт решил по настоящему уйти из жизни, то почему он не раздает свои вещи друзьям? Он привез с собой в Ленинград несколько чемоданов с вещами!!!Один чемодан полностью был забит цветными галстуками! Почему он их не раздал друзьям,с которыми он общался каждый день. Так поступают все самоубийцы - перед смертью ведут себя прощально и раздают свои вещи."Чемодан был раскрыт на одном из соседних стульев. Из него клубком глянцевитых, переливающихся змей вылезали модные заграничные галстуки. Я никогда не видел их в таком количестве. В белесоватом свете зимнего дня их ядовитая многоцветность резала глаза неуместной яркостью и пестротой."- вспоминает поэт Вс. Рождественский. Мы видим, что к настоящему самоубийству Есенин не готов, он еще надеялся пережить шумно кризисный период и зажить по-новому. Он хотел поиграть в смерть, был готов участвовать в групповом акте суицида, но в одиночку
не хотел это делать, трусил. Сам себя он так и оценивал – слабым, трусливым, малодушным… Это хорошо знала Г. Бениславская, которая первая поняла, что Есенин слаб для самоубийства, что жизнь его оборвалась трагически от неудачной инсценировки.
Для большей убедительности, что Есенин играл в смерть, можно привести следующий отрывок.
«В Москве позвонил сестре Ани Назаровой, и та услышала в трубку, что «умер Есенин»…Переполох, слезы, брань – когда узнали, что это, с позволения сказать, шутка…От скуки «разыграл»? А однажды так прямо и заявил Грузинову:
- Напиши обо мне некролог.
-Некролог?
-Некролог. Я скроюсь. Преданные мне люди устроят мои похороны. В газетах и журналах появятся статьи. А потом я явлюсь. ( Ст. Куняев, С. Куняев . Сергей Есенин, ст. 541 ). Отрывок показывает истинные намерения поэта – не совершить акт суицида, к чему он не готов психологически из-за своей инфантильности, а поиграть в смерть, чтобы проверить, как его любят другие, повысить свою самооценку, поиграть ради шутки или неизвестных нам целей.
Очередную игру со смертью поэт задумал совершить на квартире Эрлиха или на съемной квартире, но, побывав в гостинице «Англетер», перенес инсценировку самоубийства в её стены, видимо почувствовав, что в логове партийной номенклатуры и чекистов на режимном объекте скандальное демонстративное поведение зазвучит более убедительно и громко. Это будет мировой скандал! Ведь он хотел мировой славы! Если стихами этого нельзя добиться в ближайшее время, то скандалами этого достичь легче. Он уже смотрел на большевиков как на предателей революции, открывших дорогу мошенникам и бандитам и одновременно убившим в нем образ новой России !Они породили в поэте новые ориентиры, новые идеалы, но и они же их уничтожили! Такого обмана и предательства Есенин не ожидал.
Доказательство сказанному мы находим в письме Есенина, написанному с трансатлантического парохода в феврале 1923 года, когда черный человек начинает разъедать душу поэта из-за неразрешенных противоречий.
"Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Если бы я был один, если бы не было сестер, то плюнул бы на все и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь. Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть. Надоело мне это ****ское снисходительное отношение власть имущих, а еще тошней переносить подхалимство своей же братии к ним. Не могу! Ей-Богу не могу. Хоть караул кричи или бери нож да становись на большую дорогу.
Теперь, когда от революции остались только *** да трубка, теперь, когда там жмут руки тем и лижут жопы, кого раньше расстреливали, теперь стало очевидно, что мы и были и будем той сволочью, на которой можно всех собак вешать.
Слушай, душа моя! Ведь и раньше еще, там в Москве, когда мы к ним приходили, они даже стула не предлагали нам присесть. А теперь - теперь злое уныние находит на меня. Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь".
Получилось не так, как запланировал поэт, но получилось: его случайный уход из жизни от несчастного случая звучит также ярко и ни на кого не похожее, как и его поэзия! Он всегда, как акцентуированная личность, ни на кого и ни в чем не хотел походить. Таким он себя создал и таким останется в веках, положив свою жизнь на алтарь литературы, требующая от каждого полного подчинения своим интересам.
Свидетельство о публикации №217120800905