Самая высокая мечта - высота, высота

Сегодня днем все небо было исчеркано вдоль и поперек реактивами, или это был какой-то праздник, или просто тренировки экипажей, только весь небосвод словно шахматная доска: садись и играй. Белые фигуры начинают и выигрывают… Но не всегда так в жизни получается, все же в нее играть гораздо сложнее, чем в шахматы, в которые я также не умею играть, поэтому проигрываю и там, и тут…
…Мне 6 лет. Я у маминой тети Мани играю с ее сыном Виталиком, который постарше меня на три дня и этим чрезвычайно гордится и требует слушать и исполнять его команды, так как он командир экипажа, а я штурман. Мне приходится слушаться, так как он не потерпит неповиновения и высадит меня из огромного плетеного короба – нашего реактивного самолет…
…Мне 12 лет.
Осень. Ноябрь. Но снега еще нет. Нас ватага ребятишек от 5 до 15 лет бегаем за Виталиком, который ведет в небе воздушного змея. Сильный ветер пытается вырвать моток ниток из рук и утащить змея в заоблачную высь. Мы на ветру все испростыли, чихаем, кашляем, но никто даже и не думает бросать поле боя со Змеем Горынычем.
Однажды, уже в классе восьмом на большой перемене вышли во двор школы и снова увидели змея в небе. Три старушки стояли рядом и молились: «Господи, наступил день страшного суда, гореть всем в аду за все наши прегрешения!»
…Мне 16 лет. Зима. Мороз. Накануне взяла в сельской библиотеке несколько журналов «Крылья Советов». По приложенным чертежам, делая из картона модели  Яков и МИГов, одновременно  штудирую  все, что касается вопросов «Почему  и как летают самолеты» . Библиотекарь Раиса Ивановна удивлена выбором для чтения литературы, разговаривала с мамой, но мама лишь развела руками: «Чем бы дитя не тешилось…»
Попутно с теорией, занимаюсь и практикой: спортом в своем дворе и огороде, когда все убрано. То есть с октября по апрель огород в мрем распоряжении. На меже меж двух хозяйств росли два высоких клена. Вешала кормушки для птиц, залазила чуть ли не на самую вершину и прыгала в сугроб – это были «парашютные» прыжки. Для тех же целей использовались заборы, крыши сараев и бань. Бывало, что и проваливались внутрь сарая, а в них в незакрытые овощные ямы.
 Стебли подсолнухов  применяли для прыжков с барьерами или просто для прыжков в высоту, ставя стебли буквой «П». Для прыжков в длину эти же стебли укладывали параллельно друг  другу через каждые полметра, чтобы легче было ориентироваться  в длине прыжка.
Для бросков гранат в ход шли деревянные толкушки, матери, тетки, бабки нас нещадно ругали за расколотые, поэтому старшие ребята их выпиливали и выстругивали из нетолстых осиновых поленьев.
В общем . физическая и теоретическая подготовка шла круглогодично в течение лет пяти.
Проработав до июня в колхозе дояркой после окончания средней школы (в соседнем селе),поехали с мамой в Москву, где я хотела поступать в авиационный институт. Но не прошла медкомиссию. Пока ее проходила, несколько дней жили с мамой в общежитии института. Из окна комнаты был виден аэродром аэроклуба, там днем то взлетали, то садились учебные самолеты. У меня душа замирала, я вслед за ними и поднималась, и опускалась в своих мечтах…
Осенью 1970 г. из села уехала в районный центр, навсегда распрощавшись со своей высокой мечтой…
PS Дядька, он же и мой одноклассник? и друг по детским играм, после года службы в пограничных войсках поступил в военное летное училище. В звании майора военно-морской авиации  и с боевым орденом на груди (за спасение экипажа другого подбитого в бою самолета в горячих точках) вышел в отставку. Когда с ним встречаемся в селе, вспоминаем свое детство и Змея Горыныча…
Радио голосом  Гуляева поет:
«Обнимая небо крепкими руками,
Лётчик набирает высоту,
Тот, кто прямо с детства дружит с небесами,
Не предаст вовек свою первую мечту.»
Я останавливаюсь и с замиранием сердца слушаю эту песню до конца, невольно на глазах грусть  высекает слезы,  и я плачу, уже в который раз  прощаясь со своей первой долголетней детской мечтой. Я ее не предала, до сорока пяти лет я еще летала над крышами домов, выше телеграфных столбов. И сейчас,  увидев самолет, я запрокидываю вверх голову и долгим нежным взглядом провожаю серебристую фигурку - почти детской Витальевой игрушки – самолетика. А его расплывающийся белый след тянет за собой любимую мелодию песни «Обнимая небо»…

09.12.2017
03:49


Рецензии