Единожды вкусив обиду или секреты воспитания

Как оказалось, я не умею прощать, не спорю, это не оставляет мне шансов называться мудрым человеком, но это так. Когда - то очень давно, еще в пору эпохи дошкольного возраста, меня обидели взрослые. На территории детского сада, где мне приходилось отбывать лучшие годы моего детства, росли яблони. Весной деревья покрывались зефирным облаком цветов и наш сад немного смахивал на райское облако. Нам, маленьким обитателям этого блаженного места, категорически запрещалось даже прикасаться к цветущим деревьям, но мы и не собирались разрушать эту милую весеннюю картину, у нас были дела поважнее - сделать куличики, убежать от "вОды", рассмотреть нового пупса. Я бежала по своим важным делам, уже не вспомню каким, когда на моем пути встретилась сломанная ветка с яблоневыми цветами, она лежала на влажной, пахучей дождем и свежестью земле. Я наклонилась, подняла ветку и поднесла к лицу, чтобы почувствовать запах и ощутить прикосновение недоступного.
 Есть надежда, что меня поняла бы пра-пра-пра-бабка Ева, не устоявшая перед яблоком Змея Искусителя, но видимо, моя воспитательница и нянечка происходили от других пращуров, которые смогли устоять в райском саду от соблазнов, они не поверили, что не я повредила дерево. Меня изгнали из яблоневого сада в спальню, где я долго выслушивала упреки по поводу моей, так бездарно, начавшейся жизни, и пригрозили родителями, которые должны особенно тщательно заботиться о моем воспитании. Я не только ощущала себя выброшенной из рая, но и из жизни вообще. Теплилась надежда, что родители поверят мне и докажут злым воспитателям, как они не правы. Но надежда рухнула. По дороге меня отчитывала мама, мы не стали заходить в мою любимую кулинарию за эклерами, и я не была допущена до просмотра "Спокойной ночи, малыши!" - успокаивала себя тем, что этот выпуск вела тетя Валя с ее скучным рассказом про синичку.
Вот так я поссорилась со всеми взрослыми и простить этого не могу им до сих пор. Будучи уже сама взрослой и состоявшейся "тетенькой", я буду безоговорочно защищать и оправдывать молодых, даже если для этого очень мало оснований. Обида, как кровь, только душевная, если не можешь простить, то подсознательно будешь мстить, необязательно с ножом в руке - тебе захочется обиды, как крови, для своего врага.
Я поняла, что прислушиваться к детям очень полезно. Мы так привыкли к стереотипам, которые сами себе создали, что не видим вещей глупых, странных, жестоких и несправедливых, а дети еще не отравлены нашим кондовым воспитанием и не боятся "тараканищ", потому что не знают, что их надо бояться.
Итак, у меня настала замечательная пора в жизни, когда мои дети выросли и с ними интересно болтать обо всем не свете. Системы воспитания особо не было, просто я очень хотела, чтобы с ними можно было делиться своим сокровенным, чтобы они были для меня, в первую очередь, друзьями. Конечно, были моменты, когда взрослый монстр брал верх, и я пыталась из них делать послушных солдатиков, но честь и хвала моим милым детям, которые "утирали нос" моему воспитанию, простыми незатейливыми вопросами и умозаключениями. Мне тоже пришлось пройти через испытание на верность и понимание, очень надеюсь, что  оценку "удовлетворительно" я заслужила. Мы можем ссориться, не понимать друг друга по тем или другим вопросам, спорить до "сама дура - сам дурак", но нам есть что обсудить - а это главное.
Когда младший, с недавнего времени первокурсник, просит посмотреть фильм, отказываться нет смысла, потому что предлагает всегда интересное. На этот раз - фильм Юрия Быкова "Жить". Мне пришлось отодвинуть в сторону мое любимое английское кино и вспомнить, что на кинолентах могут разговаривать и на русском языке.
Я не могу сказать, что фильм произвел на меня грандиозное впечатление, просто захотелось подумать и поразмышлять о некоторых вещах, поэтому фильм, с моей точки зрения, удался. Надо ли пересказывать сюжет? Скорее это дело безнадежное - надо смотреть самому.
Фильм я бы отнесла к разряду "чернухи". Мы как-то прикипели к этому жанру в эпоху 90-х и до сих пор не можем с ним расстаться. Можно любить подобное направление кинематографа, можно его ненавидеть, оно просто будет существовать и существует, ну как оперетта - вроде, мюзиклы повсюду, классические оперы непоколебимы, а опереточные сюжеты как вызывали, так и вызывают слезу и смех у современного зрителя; так же и фильмы из разряда "чернухи" до сих пор вызывают слезы жалости к своей неудавшейся жизни или воспоминания о своей удалой молодости.
Эти годы оставили нам в наследство "героев своего времени" - накаченных бритоголовых пацанов с зачаточным мозгом и их хозяев, измеряющих жизнь количеством денег, "хаммеров" и "телок". Прошло почти тридцать лет с тех пор, многие "герои" перекочевали за кладбищенские ограды, некоторые прозябают заброшенные, спившиеся и одряхлевшие, а кому-то удалось приблизиться к сильным мира сего. Такова жизнь! Бандиты 90-х не уникальны, в каждой стране найдется подобный период.
Признаюсь, нечасто смотрю русское современное кино, в нем или "египетские" страсти, или шутки на уровне "бабушек на лавочках". Почему - то главные герои таких кинолент - люди с исковерканной судьбой, да таким изощренным способом, что поражаешься их героизму и терпению, в реальной жизни таких героев не встречала. Не спорю, очень многим, особенно в глубинке, жить сложно. Но люди, независимо от места жительства, делятся на две категории - те, которые несмотря ни на что стараются жить, и те, которые ищут причины опуститься на Горьковское дно. Наше искусство забыло про средне-статистического человека, который и милостыню не просит, и во дворцах не живет. Куда подевались герои "Прошлым летом в Чулимске" или "В четверг и больше никогда"? Почему ничего не слышно о выросших Кате и Ромке из "Вам и не снилось"? Мы разучились быть созерцателями и мыслителями. Нам нужно действие, действие и еще раз действие, остановиться и присмотреться к себе - неинтересно, скучно.
Фильм "Жить" совместил в себе созерцательность и движущиеся "картинки"; человека с бурлящей жизнью, охотника - Андрея, и скучного обладателя "Жигуленка", который и охотиться толком не умеет - Мишу. Жизнь готовит для них экзамен, где нет промежуточных оценок, где есть только выбор между жизнью и смертью.
Как часто нас приучали, что надо выбирать смерть - уж если любить, то как Отелло, если работать, то как Павка Корчагин или Паша Ангелина, только крайне редко нам говорили, что такие люди были не только сами несчастны, но и делали несчастными своих близких. Страна многие десятилетия выращивала "солдат", не буду спорить, сильных духом борцов, фанатично преданных идеалам, они привыкли к тому, что не надо задумываться о собственной жизни, за них все продумает партия с вождем, занявшем место Христа. "Солдаты" не думали, что надеть, чем накормить семью, как растить детей - все было предсказано, все было расписано партией, комсомолом, пионерией.
И вот пришли смутные времена перестройки, людям дали свободу. Только воспользоваться этой свободой жители страны, первого космонавта, страны победившей фашизм, не сумели. Они не знали, что делать с этой пресловутой свободой. Слишком велика была цена за эту свободу - ответственность за свою собственную жизнь и жизнь своих детей, а этому никто никогда не учил. Так и получились в результате, "андреи" и "миши", первые восприняли свободу, как вседозволенность, вторые - как выживание; для первых стали отдушиной блатные песни М. Круга, для других - "Аншлаг".
"Жени Лукашины и Нади Шевелевы" безмолвно исчезли, материально они существовали, но на них не было рассчитано передач, песен, фильмов. Этой прослойке постсоветского общества можно было довольствоваться полуночными показами фильмов на "Культуре", да слушать записи Б.Окуджавы и Ю.Визбора, если таковые имелись в запасниках.
Очень много разговоров и публикаций о том, что молодежь сегодня жестокая, невежественная. Все винят в этом телевидение и интернет, как будто воспитанием подрастающего поколения занимаются СМИ - нелепо, воспитанием занимаются родители и только родители. Если дети плохие, то это значит, плохие родители, это печальная, но неоспоримая истина.
Воспитание - вещь волшебная, можно долго читать мораль своему ребенку о пользе чтения Л.Толстого, но если ты читаешь Донцову, то потомок вряд ли отдаст предпочтение классике. "Не тратьте время на воспитание своего ребенка, он все равно будет похож на вас", гласит мудрая английская пословица.
Но я совсем забыла про кино "Жить". В финале Миша убивает Андрея, чтобы вернуться к своему незатейлевому существованию. И хотя, Миша не вызвал у меня симпатию, я облегченно вздохнула - Мишина жена не будет рыдать, они продолжат свою банальную судьбу и будут на Новый год слушать "Песню года".
Часто наши мнения с сыном расходятся по поводу просмотренных фильмов, но конец этого фильма вполне удовлетворил и моего собеседника. Нам нечего было обсуждать, нам захотелось пересмотреть "Кофе и сигареты" Джармуша.


Рецензии
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.