Как у нас меняли деньги. 1994

    Лягушка-путешественница, или обмен денег. 1994 год


* * *
На этот момент мы уже 5 лет ждали вызова на ПМЖ за Границу. Ничего нового не покупали, машину продали и положили 7 тыс. на книжку. И каждый встречный спрашивал: "Вы ещё не уехали?"

"...после появившейся задолго до обмена информации о предстоящей реформе, население Узбекистана перевело значительную часть наличных сум-купонов в доллары, рубли и товары, что сократило наличную массу. И, как оказалось, заблаговременное распространение подобных слухов сыграло на руку практически всем участникам обмена. Руководство Узбекистана убьет сразу двух зайцев — и заявленные сроки обмена сум-купонов, скорее всего, выдержит, и котировки национальной валюты укрепит. А последнее обстоятельство немаловажно. В настоящее время официальный курс сум-купона составляет 3 сум-купона/руб., в то время как его рыночные котировки находятся на уровне 18-24 сум-купона/руб. Кроме того, узбекскому руководству удалось избежать ажиотажа, сопровождавшего, скажем, российские реформы 91-го и 93-го года."
(http://www.kommersant.ru/doc/82224)

...Народ штурмовал магазины, сплавляя наличные, которые держали в чулках дома. Летом мы пошли в магазин и поменяли наши отпускные на два ковра "с собой брать".

В Августе родственники передали мне "посылку" - чемодан с вещами и деньги "на чёрный день". Но ехать надо было далеко, через три республики, а ни отпуска, ни денег на это не было...

"...пересчет безналичных средств начнется 1 августа, то есть после окончательного вытеснения сум-купонов из наличного обращения.

Такой механизм реформы выглядит более правдоподобным. Именно по этой модели — пересчет безналичных средств проводится только после завершения обмена наличности — была проведена реформа в Литве. А как известно, концепция обмена в Узбекистане разрабатывалась при участии экс-председателя Банка Литвы Ромуальдоса Високявичуса, который и прославился в связи с проведением в Литве денежной реформы."

...Счета в банке были заморожены. Где-то в Августе можно было пойти и забрать свои деньги, сняли 7 сумов -  ранее стоимость машины, а теперь булки хлеба...

Осенью начали выдавать зарплату уже "без трёх нулей". Затем нам разрешили поменять работникам определённую сумму заначек, остаток государство грозилось изъять. Рабочие приходили и просили менять их деньги под нашими именами, конторские уже некоторые были "на нуле" и своих денег для обмена всё равно не имели.

После этих передряг в бухгалтерии с получкой и обменом в конце сентября - начале октября, я взяла отпуск и поехала за тридевять земель забирать мою "посылку" в Казахстане...

Мне повезло, со мной ехали в Алма-Ату в отпуск двое коллег - отец и сын, оба офицеры. Ехали с пересадками, по территории Казахстана поездом. Заняли отдельное купе, попутчики расположились на верхних полках, а я на нижней. Двери купе на ночь заперли внутри на ключ - по вагонам шлялись подозрительные личности. Ночью в степи за окнами вагонов появились люди, преследовавшие поезд и кидающие камни в окна. Один из камней пробил дыру в нашем окне и пролетел рядом с моим виском.

Днем прибыли в Алма-Ату. У меня был адрес работника Атомной электростанции в Чернобыле, которому как возмещение ущерба после Аварии 1986 года выделили квартиру в Алма-Ате. Мой коллега, начальник планового отдела и офицер, проводил меня на автобусе до нужного мне адреса и уехал к своим родственникам.

Мне предстояло добираться до Текели, но выпал снег, штормило и был гололед. Транспорта не было и я застряла на трое суток у незнакомых мне людей. В семье у инженера-атомщика была дочь, которая играла в куклы в одиночестве, и я проводила с ней время, мы шили вместе наряды ее куклам. А ее мама, учительница музыки, хоть и была большую часть времени дома, не увлекалась делами ребенка и варила один раз в день.

Что меня очень удивило, в один из трех дней она сделала к обеду салат Оливье. И больше ничего. На третий день ей принесла подружка из столовой баночку жирной сметаны, в которой ложка стояла. Я бы такую сметану намазала на хлеб. Или сделала бы вареники или пельмени к ней...

А она замесила дрожжевое тесто на этой сметане (можно было и на воде) и сделала беляши. Тесто было очень жирное и не хотело подниматься. Она его долго нянчила, нагревая тесто возле печи, потом жарила непослушные беляши в масле. Но ее муж был очень счастлив, поглощая эти калорийные бомбы.

На следующий день хозяин проводил меня в дорогу и через несколько часов я оказалась в Текели у моей кузины. Приближались выходные и семья готовилась праздновать свадьбу дочери. Кузина напекла бисквитов для тортов и украшать их предложила мне. И я несколько часов делала масляный крем, мазала торты и поверху украшала цветами из окрашенного пищевой краской крема.

Потом была свадьба. Мне надо было уже возвращаться в Учкудук, отпуск кончился. Тогда кузина отнесла врачу шоколадку и принесла мне больничный с диагнозом "расстройство желудка". По иронии судьбы, приготовленные заранее для свадьбы в пластмассовых ведрах салаты сыграли злую шутку с гостями и половина их на второй день жаловалась на легкое недемогание. Когда по кругу пустили поднос для сбора молодым подарков "за туфель", некоторые вместо купюры в шутку ложили пачку таблеток для желудка.

Трое суток в пути, неделя в гостях, и застал меня обмен валюты в Казахстане...
Очередь в толпе, где весь город меняет казахские деньги по курсу 1:200 и я со своими узбекскими сумами - поменять на казахские...
 
Поменяла... Зять купил мне билет за свои деньги на автобус до Алма-Аты. Я ехала с пересадками три дня, автобусами через три столицы - Алма-Ату, Бишкек и Ташкент. В мой Учкудук, где дома ни копейки денег и в холодильнике шаром покати... Но с чемоданом, полным сладостей, футболок и других подарков от моего отца и пятью сотнями валютой "на черный день".


Рецензии
Нелли,такая же чехарда видно была по всему Союзу,моих накопленных десяти тысяч хватило только на две буханки чёрного хлеба,по этому деньги не стал снимать,и то что мы положили на книжку внукам раздельно каждому до восемнадцатилетия,та жа картинка,до сих пор государство у нас в долгу.Но всё же пережили мы и этот грабёж.

С уважением.

Юрий Симоненков   23.07.2024 15:31     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Юрий! Это было почти последнее приключение в Союзе. Потом было - чемодан, вокзал, аэропорт. Но в Ташкенте нас ещё раз ограбили - заставили входные на территорию аэропорта платить, с каждого по 40 долларов, а нас четверо. А доллары (какое чудо!) можно в ларьке по чёрному курсу купить. И монетку у меня серебряную 1905 года (подарок коллег) изъяли...

Нелли Камерер   23.07.2024 16:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.