Прощание с Достоевским

Я не знаю большего вреда сознанию, чем вред от прочтения романов и повестей Федора Достоевского. Это ужасный и скандальный, описавший убийство двух немолодых женщин топором, автор. Даже для современных хроник это слишком. Обычно подобные произведения выходят с грифом ограничения по возрасту, у нас же его изучают в школе. Я, например, изучал "Преступление и наказание" в 9 классе, насколько помню, а значит мне было немногим более 14 лет. Нас даже в клуб бесплатно на фильм по роману водили. Там еще Тараторкин в главной роли. Помню во время сеанса мы специально громко острили и ржали, словно молодые здоровые кони, чтобы скрыть подступающую дурноту от картины. И не надо думать, что я ничего не понял. Я понял все. Я понял, что у этого автора можно вычитать все, что угодно и дочитался до "Бесов" и "Записок из подполья", я даже пытался имитировать его писательскую манеру в школьных сочинениях, я и сейчас часто использую его извращенную логику в своих постах и "наблюдения". Я отравлен Достоевским, его белыми ночами и газовыми фонарями, сибирской каторгой и эпилептическим припадками, его игрой в рулетку и кошмаром не приведенной в исполнение смертной казни. О каком непосредственном восприятии жизни и ее радостей может после этого идти речь?! Уважаемые родители, если у вас есть несовершеннолетние дети и вам дорог детский смех в вашем доме, яркий свет ламп, мишура и гирлянды, милые Золушки и прекрасные принцы, олени, дед Мороз и Снегурочка, святые угодники и пятерки в дневнике, постарайтесь уберечь их от знакомства с этим ужасным автором, оттяните его на как можно долгий срок, а пока сходите вместе в зоопарк, в кино на Гарри Потера, покатайтесь с ними на карусели. -
- Как говорите: Раскольников? Родион Романович? Нет, не слышал!


Рецензии
Я поклонница Достоевского. В возрасте 14 лет я прочитала полное собрание сочинений Достоевского и пришла в восторг. Этот писатель описывает жизнь такой, какая она есть на самом деле. Он показывает психологию людей, попавших в ненормальные ситуации. Он показывает неврозы, которые бывают на самом деле. Героев Достоевского и описанные им неврозы (конечно, не в буквальном смысле слова) я лично видела в жизни. Этот писатель заставляет думать. Можно не во всем с ним соглашаться, я не во всем с ним согласна, но даже спор с ним развивает интеллект. Я думаю что "Преступелние и наказание" не лучшее его произведение, скорее, оно самый слабый его роман. "Идиот", "Братья Карамазовы" и "Бесы" - сильнее. Думаю, наоборот, нужно расширить изучение Достоевского в рамках школьной программы, включив туда, как минимум, "Братьев Карамазовых". Конечно, прочтение Достоевсокго требует интеллекта. Но почему школьная программа должна быть рассчитана на детей, лишенных интеллекта?

Ольга Славянка   09.12.2017 14:38     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за отзыв, очень уважаю ваше мнение, люблю думающих людей и преклоняюсь перед силой их интеллекта, но ваш путь нельзя назвать "срединным", он все-таки особенный, так куется интеллектуальная
элита, а школа она все-таки общеобразовательная и должна объясняться доступно, рискованные вещи следует из нее исключить, или давать в обзоре. Все, что ребенку действительно необходимо в жизни, он получит из рук родителей или уже добудет самостоятельно, опираясь на свой опыт или советы людей, которым он доверяет. Пусть Федора Михайловича, которого я тоже очень уважаю и перед талантом которого преклоняюсь, изучают в университетах, на кафедрах филологии и истории литературы. От этого его меньше не станет, уверяю вас, от этого он только выиграет.

Жилкин Олег   09.12.2017 23:27   Заявить о нарушении
Родители есть не у всех, а в школу ходят все - и те, у кого родителей нет. Ни у кого из моих одноклассников никаких проблем с прочтением романа Достоевского не было. Вы хотите сказать, что дети глупеют из года в год или с каждым новым поколением? Моему поколению читать его было под силу. Достоевский, видимо, самый читаемый писатель в мире; на детективы бывает мода, но она проходит, на Достоевского - нет. Недопустимо, чтобы наши дети о нем не слышали. Это наша национальная гордость. По моему мнению, он нравится примерно половине читателей. И вторая половина не может их игнорировать. Он обязательно должен присутствовать в школьной программе.

Ольга Славянка   10.12.2017 00:55   Заявить о нарушении
К счастью для всех, я таких возможностей не имею, и ничего не решаю в вопросе допустимости того или иного автора к детям, но не могу согласится с тем, что все школьники читали и понимали Достоевского, многие его просто "прошли" и реальное прочтение его произведений сравнительно не так велико, во всяком случае, гораздо меньше, чем доля населения со среднем образованием. Я не утверждаю, что дети глупеют, возможно что они даже умнеют, и сейчас, с учетом этого стоило бы их поберечь с учетом опыта прошлого. А прошлый опыт мне говорит, что произведения Достоевского плохо читали и слабо понимали в школе, к реальному окружающему миру отношения не имели, никакого положительного знания не несли, а следовательно были совершенно лишними в школьной программе по литературе.

Жилкин Олег   10.12.2017 03:30   Заявить о нарушении
Видимо, у нас с вами просто разный опыт. Более того, произведения не обязаны иметь отношение к нашей действительности. В детстве я вообще терпеть не могла читать произведения, имеющие отношения к окружающей меня действительности. Я предпочитала читать о том, что не имело никакого отношения к окружаюшщей меня действительности. Идеалы лучше всего формируются на произведениях, далеких от описания нашей действительности. Из школьной программы дети узнают, какие писатели вообще были в России. Поэтому произведения Достоевского обязательно должны присутствовать в школьной программе.

Ольга Славянка   10.12.2017 12:38   Заявить о нарушении
Ольга, в своем рассуждении я опирался исключительно на ваш тезис: "Этот писатель описывает жизнь такой, какая она есть на самом деле". Сейчас вы от него с легкостью отказываетесь, я не поспеваю за вашей логикой.

Жилкин Олег   10.12.2017 21:08   Заявить о нарушении
Одни и те же неврозы могут иметь место в разные века. Ситуации из века в век повторяются. Я в детстве и юности предпочитала читать о прошлых веках и фактически не воспринимала произведений на тему современной жизни. Собрания сочинений Достоевского я прочла запоем в возрасте 14 лет.

Ольга Славянка   10.12.2017 22:24   Заявить о нарушении
Я вас понимаю, Ольга, мне в детстве больше нравились сочинения Джека Лондона и Марка Твена. Не помню, чтобы Достоевский входил в круг моего внеклассного чтения, но несомненно он на меня повлиял, и я признаю за ним все писательские достоинства, и готов говорить о нем в превосходных степенях, но от обязательного прочтения по школьной программе этого произведений этого автора школьников нужно избавить, я считаю. Опять же это мое мнение, и я не имею никакого влияния на чиновников от образования, которые вряд ли к нему прислушаются.

Жилкин Олег   11.12.2017 23:56   Заявить о нарушении
А я придерживаюсь противоположного мнения. Я думаю, что есть вещи, о которых должен знать каждый. Если кто-то сыграл большую роль в мире, то не знать об этом грех, тем более, если этот кто-то твой соотечественник. Это позор не знать о том, что твой соотечественник сыграл роль в мире. Достоевский слишком известен, слишком повлиял на мировую культуру, чтобы о нем не знать. Его должны проходить в школе даже те, кому его читать неинтересно - он является фактом истории России, без него история России будет неполной. В юном возрасте я не могла читать Джека Лондона и Марка Твена - мне их читать было неинтересно. А Достоевского читала запоем - оторваться не могла.

Более того, сама идея исключить Достоевского из школьной программы может вызывать бурные эмоции у его поклонников. Вы фактически предлагаете спровоцировать ненависть и вражбеные чувства у них по отношению к нашей системе образования. Достоевского нельзя убрать из школьной программы, не вызывая враждебных чувств. Что, у нас мало ненависти в стране, что ли? Это не тот автор, кого можно просто так выкинуть.

Ольга Славянка   12.12.2017 01:06   Заявить о нарушении
Насчет влияния Достоевского на мировую литературу я бы поспорил, на мой взгляд это влияние в далеком будущем, Достоевский слишком специфичен. Буду благодарен, если вы приведете примеры такого влияния, Ольга.
О разжигании ненависти, тут и вовсе я в недоумении. Достоевский не тот предмет, за которые следовало бы ломать копии, разве что в каком-то невиданном кошмарном сне, а, кстати, у него самого достаточно неортодоксальные взгляды на национальной почве, способные и сейчас вызвать ненависть у представителей отдельных народов. Так поляков он откровенно не любил и считал их самой подлой нацией, а евреев называл на букву же, и тоже не особо чествовал, сколько я знаю. Так что позволю себе и впредь с чистой совестью настаивать на исключении Федора Михайловича из школьной программы.

Жилкин Олег   17.12.2017 04:31   Заявить о нарушении
Что пишет британская энциклопедия Британника (одна из самых популярных и авторитетных энциклопедий) по поводу Достоевского:

http://www.britannica.com/biography/Fyodor-Dostoyevsky

Fyodor Mikhaylovich Dostoyevsky, Dostoyevsky also spelled Dostoevsky, (born November 11 [October 30, Old Style], 1821, Moscow, Russia—died February 9 [January 28, Old Style], 1881, St. Petersburg), Russian novelist and short-story writer whose psychological penetration into the darkest recesses of the human heart, together with his unsurpassed moments of illumination, had an immense influence on 20th-century fiction.

Федор Михайлович Достоевский (11 ноября (30 октября по старму стилю) 1821г. , Москва Россия – 9 февраля (28 января по старому стилю) 1881 г., Петербург), российский писатель-романист и сочинитель коротких историй, чье психологическое проникновение в темные укромные уголки человеческого сердца вместе с его непревзойденными моментами озарения имело огромное влияние на художественную литературу 20-кого века.

Many theorists (most notably Freud) have tried to claim Dostoyevsky as a predecessor. His sense of evil and his love of freedom have made Dostoyevsky especially relevant to a century of world war, mass murder, and totalitarianism.

Многие теоретики (наиболее известный из них Фрейд) пытались объявить Достоевского своим предшественником. Его понимание зла и его любовь к свободе сделали Достоевского в особенности важным в век мировой войны, массовых убийств и тоталитаризма.

At least two modern literary genres, the prison camp novel and the dystopian novel (works such as Yevgeny Zamyatin’s We, Aldous Huxley’s Brave New World, and George Orwell’s Nineteen Eighty-four), derive from his writings.

По крайней мере два литературных жанра: романы, описывающие тюремный быт, и антиутопические романы (работы наподобие «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдаса Хаксли и «Девяносто четвертый» Джорджа Оруэлла) ведут свое происхождение от его сочинений.

His ideas and formal innovations exercised a profound influence on Friedrich Nietzsche, André Gide, Camus, Jean-Paul Sartre, André Malraux, and Mikhail Bulgakov, to name only a few.

Его идеи и формальные инновации имели глубокое влияние на Фридриха Ницше, Андрэ Жида, Камю, Жан-Поля Сартра, Андрэ Мальро и Михаила Булгакова, если назвать лишь нескольких авторов@.

****
Это пишет одна из основных западных энциклопедий. Достоевский оказал огромное влияние на мировую литературу, поэтому он является фигурой мирового масштаба. Очень многие люди считают его лучшим русским писателем, поэтому он имеет немного статус «культа». Попытка убрать его из школьной программы может восприниматься как своего рода святотатство. Ваша попытка во мне, безусловно, вызывает враждебные к вам чувства. И я тут не одинока. Вас очень многие будут воспринимать как врага.

Что до упомянутых вами якобы обид поляков и евреев, то такие обиды нужно игнорировать. Нужно отделять художественные произведения от личной жизни автора. Как Достоевский называл евреев в своих личных письмах, никакого отношения к его творчеству не имеет. Кстати говоря, и Есенин, и Марина Цветаева, вышедшая замуж за правнука раввина, в личной переписке тоже называли евреев, извините, «жидами». Более того, в прежние времена это слово не имело такого обидного оттенка, какое оно имеет сейчас. Революцию в России возглавили еврейские большевики, так что они могли провоцировать определенные чувства.

Если начать обижаться на такого рода мелочи, то художественной литературы вообще не останется. Неграм может не понравиться «Горе от ума» Грибоедова, поскольку там арапка изображена без особого почтения. Французам не нравится, как изображены французы в «Войне и мире» Толстого, Пушкин назвал тунгусов «дикими» - тоже может не понравиться. А Лермонтов писал о «злых чеченах». Что до Достоевского, то он написал разумную статью «О еврейском вопросе», где слово «жиды» не упоминается. И разумные евреи это понимали. В списке поклонников Достоевского в энциклопедии выше фигурируют и евреи: Фрейд, Сартр и Камю. У них хватило интеллекта отделить какие-то преходящие эмоции, выраженные в письмах, от творчества, которое, безусловно, имеет право называться «великим». Честно говоря, я думаю, что если кто-то хочет спровоцировать юдофобию среди русского населения в наши дни, то самый надежный способ – это убрать Достоевского из школьной программы из-за мнимых обид евреев, хотя в «Преступлении и наказании» никакие евреи не упоминаются.

Ольга Славянка   17.12.2017 21:54   Заявить о нарушении
Достойный ответ, Ольга, очень подробный и аргументированный. Желал бы я иметь подобную реакцию от всех поклонников писателя. И даже если в ней будет проскальзывать эмоциональность или даже ненависть к оппоненту, что ж, это хорошая цена за голову классика.

Жилкин Олег   18.12.2017 00:50   Заявить о нарушении