Путешествия по Подмосковью. Павловский Посад

О, эти русские провинциальные города!
 Тихие и спокойные, овеянные военной и трудовой славой. Живущие воплощёнными помыслами необыкновенных людей, которых вскормила мать-земля и приняла на вечную память в свои недра, под тихий разговор колоколов старинных храмов, под журчанье чистых речных вод или похрустывание снега, укрывшего их своим покровом. Одним из таких городов является известный не только в России, но и во всём мире Павловский Посад, куда отправились мы со Всеволодом Михайловичем Кузнецовым* этим летом.
    Путешествие своё я начала с Курского вокзала, а он подсел ко мне в вагон, на своей родной станции «Новогиреево». Время в пути 1,5 часа, но за разговором прошло незаметно. На площади у вокзала путешественников встречал памятник «Воинам-освободителям». Сделав памятные снимки, мы вышли на улицу Герцена. На ней располагались пятиэтажные дома и постройки малой этажности. Конечно и сюда проникла цивилизация, о чём говорили яркие вывески магазинов, всевозможных салонов и реклама. Пройдя Дворец бракосочетания, Дом культуры «Октябрь» мы подошли к одной из целей нашего путешествия, к знаменитому магазину Павло-посадских шалей, что по-прежнему, как и в старинные времена, работает напрямую от знаменитой фабрики. Недалеко от магазина я увидела прикреплённый к флаг-шокам герб города. На нём был изображён угол шали с кистями и силуэт Воскресенского храма. Но вот и заветная дверь! Войдя в зал, почувствовала, что оказалась как будто в другом времени. За прилавком, на стенах по всему периметру магазина располагались необыкновенной красоты шали. Они висели в несколько рядов, некоторые были искусно драпированы, так, что казалось вот бери и накидывай на плечи. Ассортимент товара богатый, это шали и платки разного размера и расцветки, представлены шарфы для мужчин, а также шёлковые и сатиновые платки и шарфики. Роспись выполнена разнообразно как в старинных традициях, так и в современном дизайне. Выбор было сделать не просто. Купив голубой шарф с розанами в подарок Румяне (я же собиралась в гости в Варну!), увидела великолепный шёлковый платок «Весёлая масленица», не устояла, приобрела и уговорила Всеволода Михайловича, сказав, что женщины дома оценят по достоинству. Платок – глаз не отвести, расписан сюжетами народного масленичного гуляния. Здесь и сжигание Масленицы, и катание на санях, и разряженный по случаю праздника народец. Дома по сердцу пришлись подарки нашим близким, родным людям.
  Но вот наконец покупки, сделанные нами, нашли приют в сумках новых хозяев. Всеволод Михайлович конечно завёл беседу с милыми продавщицами, рассказав, что и его родственники имели прямое отношение к фабрике, поведав про Елагиных. Тогда одна из продавщиц заинтересовавшись, показала подарочный экземпляр книги об истории фабрики, о людях, которые вошли в историю, о художниках и мастерах с основания и до настоящего времени. Книга называлась «Платочной радуги узор». Авторы проекта Владимир Стулов и Вячеслав Долгов, автор текста Анатолий Баровский. В книге использованы фото материалы из архива и личные фотографии семей работников, теперь уже ОАО «Павлопосадская мануфактура». Когда мы вышли из прохладного и красивого помещения на улицу, нас обдало летним зноем июльского дня. Солнце, наконец разыгралось, как будто вспомнив, что наступило лето, а то дожди и холод долго не давали в этом году Московским жителям, поверить, что лето всё-таки наступило. Всеволод Михайлович обратил моё внимание на двухэтажный старинный дом, что стоял напротив магазина. Первый этаж кирпичный, а второй бревенчатый. На табличке написано «27 ул. Герцена». Такие добротные дома раньше строило купеческое сословие. Да, я интуитивно угадала, здесь раньше были необычные обитатели. Мой друг и руководитель по литературе, рассказал, что дом принадлежал Ольге Яковлевне Лобзиной, одной из дочерей хозяина фабрики Якова Ивановича Лобзина, человека набожного и щедрого благотворителя, Почётного потомственного гражданина Павловского Посада. Женат он был на сестре почитаемого в Посаде и за его пределами старца Василия Ивановича Грязнова Акилине. Всего у них было три дочери Ольга, Анна и Наталия. Супругом Анны был директор фабрики, потомственный почётный гражданин Иван Анисимович Елагин. Как рассказывал Всеволод Михайлович, Иван Анисимович Елагин бабушкин дядя и крёстный его отца, архитектора-художника Кузнецова Михаила Павловича. В 1920 году состоялся суд новой власти над Ольгой Яковлевной Лобзиной, Василием Никифоровичем Грязновым (племянником старца и мецената Василия Грязнова) и игуменьей женского монастыря Алевтиной. На момент суда Ольге и Василию удалось скрыться, судьба их дальнейшая неизвестна и по сей день. Их заочно осудили на 10 лет каждого. Алевтину не тронули, так как ей на тот момент шёл девятый десяток лет. Пройдя знаменитый дом, наш дальнейший путь пролёг по улочкам частного сектора Посада, сохранившего старинный колорит. Впереди, немного левее дороги, за домами и разросшейся растительностью виднелась колокольня собора Воскресения Христова, того самого, что изображен на гербе города. Меценатами храма были Яков Лабзин и Василий Грязнов, который помогал в управлении фабрикой.
   У Василия Грязнова семьи не было, он стал набожным человеком, после того, как получил исцеление у иконы «Лобзание Христа Иудой». Всю свою жизнь он занимался благотворительностью и молился, часто к нему обращались за советом люди из разных мест, прослышавшие о благочестивом молитвеннике Божиим. Когда он почил и был похоронен на кладбище, его брат, купец I гильдии Иван Иванович Грязнов и Яков Лабзин решили построить храм над могилой. Рано ушла из жизни и супруга Якова Акилина. По предписанию Московского Епархиального начальства было разрешено построить двухэтажный храм. Так был построен Покровско-Васильевский храм.
   Постепенно место у кладбища облагораживалось. Была построена богадельня, мужское общежитие и женская православная община, так же здесь находили приют дети-сироты и увечные. На территории был обустроен сад и пруд. Женщины занимались хозяйством и рукоделием, шили, стегали одеяла, делали кисти для шалей, играли на скрипках. Несколько раз подавалось прошение об устройстве монастыря, но изначально был отказ, в виду того, что место располагалось вблизи городской суеты. В 1874 году строительство Покровско-Васильевского храма было закончено. С тех пор,  храм имеет четыре предела: верхний во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделами по правую сторону Всех святых, по левую св. мученицы Акилины, нижний во имя Преподобного Василия-Спостника Прокопиева. После смерти самого Якова Ивановича в конце 1891года заботу о храме, постройках и всём хозяйстве взяли на себя его дочери. Прах Якова Ивановича покоится в алтарной части Покровско-Васильевского храма. Только в 1903 году Митрополитом Московским и Коломенским Владимиром община была преобразована в монастырь, а сестёр Анну, Ольгу и Наталию утвердили в звании попечительниц. В разное время храм посещали Митрополит Филарет (Дроздов), патриарх Тихон. В советское время повсеместно начались гонения на верующих, эта горькая чаша не обошла и Павлопосадские храмы. Иконы сжигали, монашек и священников арестовывали, постройки использовали не по назначению. В 1989 году храм вернули верующим, состоялся первый молебен. С этого момента началось возрождение храма и монастыря.
  Сегодня наш путь лежал именно сюда. Храм Воскресения Христова остался левее, а мы подошли к мостику через речку Вохна. О чём напевали воды Вохны, о чём перешёптывались прибрежные заросли? Вода утекала, смывая все наносное, ненужное, оставляя нам чистоту и свежесть. И хотелось верить, что воды унесли весь негатив прошлого, а обновившись принесли покаяние, а земля хранила память нескольких поколений посада. В просветах между листвой смеялось солнце и звало пройти нас по мосту, соединяющему прошлое и настоящее. Здесь же, под сенью деревьев, в холодке, нашли пристанище коты, спасаясь от летнего зноя.
  На реке Вохна, являющейся притоком реки Клязьма, в старину стояло село Вохна, или, как его ещё называли Павлово. Историки утверждают, селение здесь было ещё в начале нашей эры, заселяло это место угоро-финское племя-меря, до недавнего времени сохранялись их названия сёл Старая Меря, Курово, Саурово. Первое письменное упоминание содержится в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 года. Торжественное открытие Павловского Посада Богородского уезда Московской области состоялось 13 мая 1845 года в соответствии с указом Николая I от 2 июня 1844 г. Во времена польско-литовской интервенции Вохненский район сильно пострадал. Расцвет же пришелся на XIX в, с открытием фабрики, где начали изготавливаться шерстяные набивные шали. В 1881 г. Яков Лабзин получает звание поставщика Великой Княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. На Нижегородской ярмарке 1896 г. продукция мануфактуры была удостоена Большого государственного герба. Павлопосадские изделия получили высокую оценку на Международных выставках, в том числе и в Париже – законодателе мод! Так и прославились русские расписные шали на весь мир. По сей день остаются признанными и высоко ценятся.
   Монастырь предстал перед нами обновлённым. Добротный кирпичный забор, Святые ворота, новые храмы и воскресная школа, ухоженная и облагороженная территория, келейные и братские корпуса. Всеволод Михайлович хотел побеседовать с настоятелем игуменом Андреем (Тонковым), но батюшка отдыхал после службы. Очень душевно пообщались с сестрой Татьяной за свечным ящиком.
Приложились к святым праведным мощам старца Василия Павлово-Посадского (канонизирован в 1999г). В день канонизации в монастырь приезжал Владыка Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, ожидали приезда Патриарха Алексея, но он не смог приехать по причине болезни.
В храме находятся чудотворные иконы БМ «Скоропослушница» , св. великомученика и целителя Пантелеймона, по молитвам перед которыми наступают исцеления. Помолились и мы, затеплив свечи.
В храме я приобрела по рекомендации Всеволода Михайловича книгу краеведа Елены Васильевны Жуковой** «Покровско – Васильевский монастырь». Которую с удовольствием читаю и вспоминаю наше летнее удивительное путешествие по Подмосковью.
  Павловский Посад - это то место, куда хочется вернуться ещё раз. Прогуляться по тихим старинным улочкам, вспомнить историю, посетить сказочный магазин платков и шалей, заглянуть в музей Истории русского Павлопосадского платка и шали, куда, кстати, мы не попали, зайти в храм Воскресения Христова, пройти по мосточку через реку Вохна, чтобы посетить Покровско-Васильевский монастырь и поклониться нашей истории, затеплив свечи у образов.
* В.М. Кузнецов – член СП и союза журналистов России, член болгарской академии БАНИ, руководитель ЛИТО «Ладога» г. Лобня
** о Е.В. Жуковой и её книге «Старый Павловский Посад», с историко-краеведческими зарисовками можно почитать интересную статью Игоря Голубева «Были старого города» на сайте http://vseo.pp.ru/byili-starogo-goroda
Так же приглашаю к путешествию по сайту музея платков :  
Сейчас читаю последний раздел книги «ЛЕТОПИСЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Летопись по благословлению игумена Андрея (Тонкова) ведёт иеромонах Корнилий (Апухтин).
«Из монастырской летописи 2005 года
4 декабря, воскресенье. Введение. Литургию служил о. Андрей, о. Корнилий исповедовал. Было причастников двести человек. Вечером ездили в Назарьево.»
 
4 декабря, 2017г, понедельник. Введение, Лобня
                Лариса Литвинова

В статье использованы материалы:
Е. Жукова «Покровско-Васильевский монастырь», Москва, 2014;
http://pavlovskyposad.livejournal.com

Иллюстрации к статье можно посмотреть на сайте ЛИТО "Ладога"


Рецензии