Религиозно-этический аспект Октябрьской революции

Ерошенко И.П. ЕрошенкоТ.И.
РЕЛИГИОЗНО-ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ
     Столетний юбилей Октябрьской революции на её родине промелькнул как бесшумная и не очень яркая вспышка, засвидетельствовавшая  уже очень далеко совершившуюся грозу. Большинство находящихся на службе у буржуазии  СМИ и других средств идеологического воздействия наперегонки пытались всячески принизить историческое значение данного события, не брезгуя и откровенными фальшивками. Чувствовалось, что юбилей для властей предержащих был как-то не ко времени. Самой распространённой фальсификацией стало безосновательное объединение двух революций 1917 года в одну. Принципиальное различие между февральской буржуазной и октябрьской социалистической революциями было опущено.
      Почему это произошло? Потому что официозная наука, на которую теперь опирается политика нашей власти, отказалась де факто от признания в современном сложном обществе действия закона классовой борьбы.
     Отказ от признания закона классовой борьбы в сложном обществе позволяет власти, большая часть функционеров которой в молодости были комсомольцами и коммунистами, невозмутимо признать вполне нормальным явлением факт гигантского социального расслоения российского общества. Конечно, советское общество было далеко от идеала, и оно тоже не было однородным. Но оно, по крайней мере, провозглашало и примерно до 80 – ых годов стремилось  к социальному равенству (реально бесплатное здравоохранение, образование и равный доступ к сокровищницам национальной и мировой культуры), которое недобросовестные критики социализма специально смешивают с уравниловкой. 

   А что осталось от относительного равенства социальных возможностей граждан Советского Союза в современной России?  «По итогам 2016-го года ведущие аналитические центры присудили России первое место в рейтинге самых неравномерных экономик мира. По их подсчетам 1% населения России владеет 74,5% благосостояния страны.  По данным агентства "New World Wealth" 62% состояния страны находится в распоряжении миллионеров. Остальные 12,5% принадлежат тем, кто не дотянул до миллионеров - пока.»  [Cм.:  . Этот же источник сообщает для сравнения, что «в Германии благосостояние приходящееся на 1% населения составляет 31,5%, а в США 42%...». И, наконец, сама вице-премьер Ольга Голодец признала, что бедность в России это, прежде всего, бедность работающего населения и это уникальное явление в социальной сфере.


   Удивляет официальная позиция иерархии РПЦ, которую она заняла в отношении судьбоносного события в истории России и которая  наиболее чётко озвучена была патриархом: «Революция была великим преступлением. И те, кто обманывал народ, кто вводил его в заблуждение, кто провоцировал его на конфликты, преследовали совсем не те цели, которые они открыто декларировали. Была совсем другая повестка дня, о которой люди совсем даже не помышляли».  [РИА «Новости].
  Действительно, большинство событий, которые социальные историки и философы обычно именуют революциями – не самый оптимальный способ перехода общества и человека (личности) в нём из одного качественного состояния в другое.  Но история же подсказывает, что жёсткость и жестокость революции исторически и регионально меняется. Развитие самого общества (совершенствования в нём способов самуправления) и социально-антропологического знания как самопознания человека открывает перспективу менее жёстких и жестоких способов трансформации общества. Маркс и его соратник Энгельс выявили главную причину жестокости революций: степень эксплуатации господствующими классами трудящихся.
     Николая Бердяева, одного из непримиримых идейных врагов большевиков, болезненно анализирующего специфику большевистской революции в России,  осенило: «Революции совершаются не только для социальных интересов низших классов общества, но и для того, чтобы перестали говорить "ты" и начали говорить "вы"…» [См.: ] . Это только едва различимый намёк на то, что революции – это и расплата господствующих классов за предреволюционное хамство, за нарушение даже своих собственных нравственных норм, за отказ от признания в живущих своим трудом людей, равных себе.
     В серии Западных (европейских и американской) буржуазных революций, начавшейся Нидерландской революцией (отвлечёмся от конкретных социально-экономических и политических причин их возникновения) существует и некий общий антропологический аспект. Октябрьская революция подхватывает этот аспект и передаёт его революциям Востока. 
        Господствующий класс или классы, теряющие чувство реальности в степени эксплуатации, подводят общество к жестокостям революции. Нет, революцию в России ни в коей мере нельзя считать итогом чисто случайного совпадения обстоятельств. Она есть закономерный итог и её предшествующего социально-экономического  развития и развёртывания в ней классовой борьбы. Под антропологическим аспектом у религиозного мыслителя (Николая Бердяева) подразумевается в первую очередь  - религиозно-этический.
Современные иерархи РПЦ официально отказалась признать правду за социализмом, под знаменем которого совершалась Октябрьская революция и, которую (правду социализма) признавали русские религиозные философы Соловьёв и Бердяев: «Великая моральная, а, в конце концов, и религиозная правда социализма в том, что он окончательно провозгласил труд источником права на жизнь. Только трудящийся достоин пропитания и только трудовое общество справедливо и достойно жизни. Вместе с тем, социализм справедливо осуждает классовое устройство общества, классовый антагонизм и классовое угнетение. Общество должно быть  не классовым, не раздробленным, не механическим скреплением враждующих сил, а живым организмом, обществом народным. И нельзя в нашу эпоху не быть социалистом, оставаясь в пределах моральности.» Известный историк Г. Померанц писал: "История - это прогресс нравственных задач. Не свершений, нет, - но задач, которые ставит перед отдельным человеком коллективное могущество человечества, задач все более и более трудных, почти невыполнимых, но которые с грехом пополам все же выполняются (иначе все бы давно развалилось. Померанц Г.С. Опыт философии солидарности // Вопросы философии. 1991. N3.С.59.?. Здесь современное социально философское знание выводит нас на ещё один чрезвычайно важный антропологический параметр, неразрывно связанный с обозначенным выше. В действительной социальной революции всегда актуализируется глобальная проблема адекватности или неадекватности человека (личности) технологическому вооружению, которое изобретается им и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей общественных и личных, а также и в социальных столкновениях: борьбе классовой или межнациональной в определённый исторический период.
Всегда присутствущая степень неадекватности преодолевается нравственным возвышением масс, и именно социальные революции создают условия для такого возвышения. Хулители Октябрьской революции забывают, что первое рабоче-крестьянское правительство попыталось впервые в истории легально (легитимно) остановить бессмысленное кровопролитие в Европе и Мире. Социалистическая революция стала ответом на вопрос, что делать трудящимся в условиях, когда у "элиты" господствующей мировой империалистической буржуазии, как говорится, "крышу сносит", и она сталкивает их (трудящихся) между собой, разжигая, религиозные и межнациональные различия и топит их социальное классовое недовольство в крови.
P.S. В Интернете появился фильм Константина Сёмина и Евгения Спицына "Последний звонок", 3 - я серия. Всем, у кого есть дети, внуки независимо от возраста и, кто думает о будущем России рекомендуем посмотреть.               


Рецензии