что такое личность

Что такое личность?
Для того, чтобы попытаться понять, что такое личность, возьмём для начала самое расхожее представление, ну, чтобы просто познакомиться с этой штукой.
Итак, краткий словарь философских терминов:
"Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности".


Даже беглого знакомства с данным текстом достаточно, чтобы понять, что это представление о личности является в сущности пустым. То есть, не даёт ничего для понимания предмета обсуждения. Система качеств, выраженная в индивидуальных особенностях сознания и деятельности - это вообще о чём? Система качеств есть у всего сущего, и она непременно выражается в индивидуальных особенностях его деятельности, как минимум. А что такое сознание вообще никто не знает.
Конкретный набор этих качеств - совершенно неудовлетворителен, потому что любой желающий может произвольно в этот набор добавлять что угодно и изымать из него что угодно. И мы это постоянно видим при обсуждении такого предмета как личность.
(Да и вообще анализ качеств предмета не даёт ровным счётом ничего для понимания данного предмета).

Поэтому нам придётся оставить попытки получить понятие о предмете из представления о предмете, и попытаться вывести понятие о предмете обсуждения из того, как данный предмет ПРОЯВЛЯЕТСЯ. Как мы вообще узнаём, что имеем дело с личностью?

В качестве примера личности возьмем, разумеется, меня.
Как вы определили, что я - личность?
В какой момент?

Ну, разумеется, в тот самый, когда я появилась здесь, и начала что-то там писать, то есть, ОБЩАТЬСЯ с вами. До этого никакого понятия обо мне вы не имели и иметь не могли. Те, кто вступил со мной во взаимное общение, разумеется, общаются со мной именно как с личностью. Заметьте, при этом у вас не возникло вопроса: "а ЯВЛЯЮСЬ ли я личностью?". Вы общаетесь со мной именно как с личностью. И любые суждения относительно меня могут касаться только моих качеств как личности: развитая - неразвитая, интересная - заурядная, сильная - слабая, но не наличия личности как таковой.
Более того,если кто-то со мной не общается, так сказать, "двусторонне", а только читает мои тексты - тоже относятся ко мне как к личности, и все их оценочные суждения касаются только качеств моей личности, но не её наличия как таковой.
Вас не интересует даже являюсь ли я человеком. Возможно я - просто компьютерная программа, инопланетянин, разумный крокодил или неразумный ёжик. И даже вопрос: а существую ли я на самом деле, вас ни разу не заинтересовал. Это всё оказалось для вас неважно. Моё явление в качестве личности произошло сразу в тот момент, как вы вступили со мной в общение.

Итак мы видим, что "целостная система какихтотамкачеств" благополучно идёт лесом, вместе с моей неповторимой и уникальной индивидуальностью, которая проявляется или не проявляется в обществе. Меня, может, вообще нет, какая, к чёрту, уникальность? Качество, определяющее меня именно как личность, оказалось всего одно, да и то не во мне, а в вас - это ваша способность вступить со мной в общение. Какое общение: приятное, неприятное, интересное, не интересное, одностороннее, взаимное, многостороннее - вопрос десятый. Решающим фактором оказалась именно ВАША способность вступать в общение.

И что такое личность с этой вот точки зрения? Это именно отношение человека (вас) к любому предмету (ко мне) как к такому, с которым можно вступить в общение.
То есть, личность это общественное отношение.

И мы можем наделять личностными качествами любые предметы и сущности, и вступать с ними в общение как с личностями, совершенно независимо от того, существуют они или не существуют на самом деле.


Рецензии